Т. буркхардт. сакральное искусство востока и запада
Кривцун О.А. ЭСТЕТИКА
Гл.16. Универсалии в искусстве
· Что такое универсалии в искусстве?
· На каких уровнях обнаруживаются универсалии?
· Что такое психологический параллелизм?
· Что такое бинарные оппозиции?
· Каково отношение к мифу романтиков?
· Какие определения мифа существуют?
· Каковы особенности мифомышления?
· Что такое «мифологема»?
· Почему миф используется в искусстве на протяжении всей истории развития культуры?
· Что такое «архетип»?
· Чем современная наука объясняет идентичность мифологических мотивов у разных этносов?
· Как соотносятся мифомышление и художественное мышление?
Гл.26 Искусство и ценностные формы сознания
· В чем своеобразие литературы в сравнении с другими видами искусства?
· Почему искусство отличается преимущественным вниманием к проблеме зла?
· Каковы различия религиозного и художественного сознания?
· Что общего между религией и искусством?
· Каково соотношение понятий «религиозное искусство» и «церковное искусство»?
Н. Гартман ЭСТЕТИКА
гл. 13. СЛОИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
· Какой вид искусства является самым богатым по количеству слоев? Почему?
· Что сближает изобразительное искусство с поэзией?
· Какие слои выделяет Гартман в греческой скульптуре?
· Каким образом удается скульптуре изображать душевное и внутреннее?
· Что роднит живопись и скульптуру?
· Как различаются живопись и скульптура с точки зрения их материи?
· Как различаются живопись и скульптура с точки зрения предметов изображения?
· Какие слои в живописи выделяет Гартман? Какие из них являются внешними, а какие – внутренними?
· Как с точки зрения количества слоев соотносится живопись с поэзией и скульптурой?
· Как различия в структуре слоев влияют на границы живописи и поэзии?
· Что, по мнению Гартмана, лежит в основе привлекательности пейзажа?
· Как объясняет Гартман природу настроения в пейзаже?
Дж. Хосперс СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
· Какие две школы выделяет Хосперс в трактовке содержания музыки?
· Какие аргументы в пользу своей поэзии приводят сторонники школы «пуристов»?
· Какие два типа слушателей музыки приятно выделять?
· Какие аргументы в пользу своей поэзии приводят те, кто считает, что музыка имеет жизненное содержание?
· Чем объясняет Хосперс тот факт, что содержание музыкального проявления не поддается описанию словами?
· В чем Хосперс усматривает принципиальную разницу между позицией «пуриста» Гарни и сторонника «содержания» в музыке Салливана?
· В чем, по мнению Хосперса, суть этого спора?
· Как, с точки зрения самого Хосперса, соотносятся музыкальные и жизненные переживания?
· Какие два крайних типа в восприятии музыки испытывает Хосперс?
Т. Буркхардт. САКРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВОСТОКА И ЗАПАДА
Гл.1. Генезис индуистского храма
· В чем заключается жертвенный аспект сооружения святилища?
· Каков символический смысл присутствия круга и квадрата в планах сакральных сооружений?
· Что представляет собой по форме алтарь индуистского храма и что он символизирует?
· Что древнее: алтарь или храм?
· Как соотносится символика круга и квадрата с кочевым и оседлым образом жизни?
· Каким геометрическим фигурам соответствуют основные стадии обряда ориентации при создании храма? Что символизируют эти фигуры?
· Какой символический смысл индуистская традиция придает квадратному плану храма?
· Как архитектура индуистского храма соотносится с символикой мировой горы?
· Что символизируют вертикаль и горизонталь в индуистском храме?
· С чем связана множественность форм индуистского искусства?
· С чем связаны характерные для индуистского искусства изображения трансформаций человеческого тела, сочетаний человеческих форм со звериными?
· Какова символика Майи в храмовом искусстве?
· Как связаны скульптура и танец?
· Какова символика изображений танцующего Шивы?
Гл.5. Образ Будды
· В каком отношении буддийское искусство находится к искусству индуистскому?
· Что выражают тело Будды и лотос?
· Что символизирует чаша в руках Будды?
· Что символизирует правая рука Будды, касающаяся земли?
· Каково символическое значение лотоса в индуизме и буддизме?
· Что означают изображения божественных будд, возникающих из головы Будды?
· Какова, согласно буддийскому преданию, история возникновения образа Будды? Каков смысл этого предания?
· Чем Буркхардт объясняет отсутствие в раннебуддийском искусстве каменных скульптур Будды?
· Как соотносятся человеческий образ Будды и форма ступы?
· Каково происхождение жестов рук в изображениях Будды? Какова их символика?
· Что выражает образ Будды?
· В чем, согласно Буркардту, проявилось эллинистическое влияние на скульптуру Гандхарской школы?
Гл.6. Пейзаж в дальневосточном искусстве
· Что символизировал круг с отверстием в центре в даосском искусстве?
· Какие принципы живописи сформулировал Се Хэ?
· Каковы стилистические особенности дальневосточной живописи? С какими чертами мировоззрения они связаны?
· Чем дальневосточный подход к изображению природы отличается от западного импрессионизма?
· Что объединяет дальневосточную пейзажную живопись и сакральные изображения Будды?
· Каково символическое значение жанра «горы и воды»?
Гл.4. Основы исламского искусства
· Чем объясняется абстрактный характер исламского искусства?
· При каких обстоятельствах образ в исламском искусстве допускается начертание образа?
· Какие цели преследует отсутствие образов в мечетях?
· В чем ислам видит смысл и предназначение искусства?
· Какие черты исламского искусства Буркхардт возводит к «кочевому» менталитету?
· Почему Кааба пуста?
· Каковы прообразы концентрического плана мавзолея, увенчанного куполом?
· Что Буркхардт относит к «двум столпам», определяющим исламское искусство?
· К каким мусульманским представлениям восходят особенности традиционной одежды мусульман?
· Каково место каллиграфии в искусстве ислама?
· Какова символика вертикальных и горизонтальных линий в каллиграфии?
· Что такое михраб? Каковы его функция и символика?
· Какую связь Буркхардт видит между значением Божественного Слова в исламе и исламским иконоборчеством? Как данное отношение к слову связано с образом жизни арабов?