От «волшебного фонаря» к первым киноаппаратам
Хроника основных событий.
XV век – итальянский ученый и художник Джованни ди Фонтана
изобрел фонарь с прозрачным стеклом, на которое был
нанесен рисунок. Когда фонарь зажигали, на стене возникала
проекция рисунка.
В 1470-80 гг. подключившийся к этим исследованиям
Леонардо да Винчи предложил использовать утолщенное
стекло – линзу, чтобы сфокусировать поток света от фонаря.
Для получения оптического изображения он использовал
простейшее устройство, получившее впоследствие название
камера-обскура (лат. «темная комната»). Оно представляло
собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из
стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой
бумагой) на противоположной стороне.
1558 – итальянский ученый Баттиста де да Порта в книге «Естественная
магия» описывает «камеру обскуру» и впервые использует само
понятие.
1646 – немецкий ученый-иезуит Атанасиус Кирхер описал принцип
действия «волшебного фонаря» в своей книге «Великие
искусства света и теней», обощив весь накопленный в этой
области опыт.
1659 – идея Кирхера развита голландским ученым Христианом
Гюйгенсом, который добавил к «волшебному фонарю»
фиксирующие линзы для достижения максимальной четкости
изображения.
1770 – первые спектакли «китайского театра теней» в Европе.
1776 – Доминик Серафин открывает в Версале театр теней, имевший
огромный успех.
1780 – шотландец Роберт Баркер изобрел новый оптический
аттракцион, названный им «Панорамой». В его основе лежала
искусственная подсветка, оживлявшая большие полотна с
изображением батальных сцен или городских улиц.
В то же время художник Филипп де Лутербург представил
публике свой «эйдофузикон» - театр эффектов, в котором
картины благодаря искусной подсветке казались объемными.
1784 – Театр Доминика Серафина переезжает в Пале-Рояль.
Представления (преимущественно фарсы) продолжались вплоть
до 1859 года, пока наследники Серафина не посвятили себя
театру марионеток.
1798 – Бельгиец Этьен Гаспар Робертсон становится самым знаменитым
«фонарщиком», чьи «фантасмагории», демонстрируемые с
помощью передвижного «фантаскопа», становятся претечей
фильмов ужасов.
1822 – самым эффектным аттракционом становится «Диорама» Луи
Дагера и Клода-Мари Бутона, поражавшая зрителей
каледоскопическим чередованием образов. Осуществлялось это с
помощью жалюзи и ставней, регулировавших поток света,
падавшего на полузпрозрачное полотно.
1826 – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс («отец
фотографии») впервые получает фиксированное
изображение объекта съемки.
1833 – профессор практической геометрии австриец Симон Штампфер
изобрел стробоскоп - оптический прибор, прибор, производящий
быстро повторяющиеся яркие световые импульсы.
Стробоскопический эффект – иллюзия движения.
1834 – английский математик Уильям Джордж Хорнер сконструировал
«дедалеум», в честь Дедала, который, по преданию, создал
движущиеся картины людей и животных. Последующие
варианты этого аппарата получили название «зоотроп».
1839 – французские ученые Луи-Жак Дагер и Жозеф Нисефор Ньепс
объявляют о рождении фотографии (др. греч. «писать светом»).
1840 – английский химик и физик Уильям Генри Тальбот разработал
метод получения фотоснимков с негативов, которые
печатались со стеклянных пластин на специально обработанной
бумаге.
1853 – австрийский капитан-артиллерист барон Франц фон Юхатиус
изобрел проекционный стробоскоп (фенакистоскоп) –
громоздкий аппарат для показа живых изображений (до 100
изображений, мелькавших в течение 30 секунд), впервые
спроецировав их на экран.
1859 – Томас Дю Мон получил патент на многообъективную камеру,
предназначенную для съемки отдельных фаз движения, а также
на скачковый механизм – часть лентопротяжного устройства,
производящую прерывистое (скачковое) перемещение
перфорированной киноленты.
1861 – «Кинематоскоп» американца Колмана Селлерса представлял
серию наклеенных на барабан фотографий, сменявших друг
друга перед глазами зрителей.
1868 – американский химик Джон Уэсли Хайет синтезирует целлулоид.
1870 – американец Генри Хейл организовал первый в истории сеанс
«живой фотографии» с помощью своего «фазатрона». Он
использовал диапозитивы, размещенные на диске. Главное
новшество состояло в том, что рисунки были заменены
фотографиями вальсирующей пары.
1871 – Ричард Лерч Мэддокс разработал сухобромжелатиновый
фотографический процесс, позволивший приступить к
фотографированию движения.
1872 – английский фотограф Эдвард Майбридж серией опытов положил
начало хронофотографии.
1877 – польский фотограф Лев Варнерке изобрел роликовый
фотоаппарат с бромсеребряной коллоидной бумажной лентой.
В то же время Эмиль Рейно, заимствовав вращательный барабан
зоотропа Хорнера, создал более совершенный прибор
«праксиноскоп», с помощью которого создавались первые
анимационные ленты.
1878 – Эдвард Майбридж получает первое движущееся изображение с
помощью 12 фотокамер, расположенных вдоль финишной
прямой ипподрома в Сан-Франциско. Разработанный им аппарат
и проектор получают название «зоопраксиноскоп».
1882 – французский ученый-физиолог Этьен Марей создал
фотографическое ружье, позволявшее довольно быстро снимать
отдельные фазы непрерывного движения (12 и более кадров в
секунду) за счет диска, вращавшегося при нажатии на
затвор. Марей был первым, кто разрешил проблему фиксации
движения с помощью одного аппарата.
1885 – фирма «Истмен Уокер Компани» выпускает в продажу гибкую
целлулоидную пленку. Ранее киноаппараты проецировали
изображение со стеклянных дисков.
1886 – фотограф Огюстен Ле Пренс впервые применил
светочувствительную бумажную ленту и осуществил
проецирование отснятого движущегося изображения на экран.
Он же стал прорезать по краю пленки отверстия-перфорации, в
которые попадали зубцы колеса лентопротяжного механизма.
1888 – французский ученый-изобретатель и художник Эмиль Рейно
усовершенствовал свой «праксиноскоп» и перенес рисунки на
целлулоидную пленку, высветив изображение на большом
экране. С 1892 года он устраивает специальные показы в музее
восковых фигур Гревен в Париже и дает им название
«Оптический театр».
Луи Огюстен Ле Пренс получает патент на аппарат с одним
объективом, который производил 10-12 снимков в секунду.
В продажу поступают первые фотокамеры «Кодак».
1889 – американский бизнесмен и изобретатель Джордж Истмен стал
применять в фотоаппаратах гибкую целлулоидную фотопленку.
Английский фотограф Уильям Фриз-Грин в своем аппарате стал
направлять пленку с подающего барабана на приемный, и тем
самым осуществил непрерывное движение. В Гайд-парке
он снял фильм, впервые показанный публично на
фотографическом съезде в Таун-холле. Его камера имела все
элементы кинематографа.
1890 – таинственное исчезновение Луи Огюстена Ле Пренса,
французского инженера, работавшего в Англии, и сумевшего
запечатлеть движение транспорта по мосту в городе Лидс. При
свидетелях он садится в поезд, следующий из Дижона в Париж,
где он должен был представить свой новый кинопроектор. Его
встречают, но Ле Пренс отсутствует. Полиция так и не смогла
объяснить случившееся.
1891 – американский бизнесмен и изобретатель Томас Алва Эдисон
впервые продемонстрировал в своей лаборатории аппарат для
записывания и проецирования движущихся изображений –
кинетоскоп (с горизонтальной протяжкой пленки и
индивидуальным объективом для просмотра). Ассистент
Эдисона Уильям Кеннеди Лори Диксон снимает с помощью
этого аппарата первые фильмы и создает свою кинокамеру,
получившую название «кинетограф».
1893 – Томас Алва Эдисон основал первую киностудию «Черная
Мария», так как она внешне была очень похожа на полицейскую
карету.
1893 – Этьен Марей создал хронофотографический аппарат с
прерывистым движением пленки, делающей остановки с
частотой 20 снимков в секунду.
1894 – В Нью-Йорке открывается первый салон кинетоскопов
«Эдисон-Парлор» (10 ящиков).
1894 – Жорж Демени создал «хронофотограф» - первый киноаппарат с
совершенным скачковым механизмом.
1895 (весна) – майор Вудвилл Лэтем за плату показывает на Бродвее в
Нью-Йорке фильм о боксе.
Братья Огюст и Луи Люмьеры запатентовали свой
аппарат «кинематограф» с «грефером» (вилкой) в виде
скачкового механизма. Это было их единственное
оригинальное изобретение, причем не самым удачное.
Тем не менее, они с успехом показывают свой
киноаппарат на научной конференции в Париже.
1895 (лето) – американцы Томас Армат и Фрэнсис Дженкинс
представляют публике в Атланте свой киноаппарат
«фанатскоп».
Англичане Берт Эйкрс и Роберт Уильям Пол
продемонстрировали в Лондоне несколько фильмов,
снятых с помощью изобретенного ими «кинеоптикона».
1895 (осень) – немецкие инженеры Макс и Эмиль Складановские
создают киноаппарат под названием «биоскоп» и
показывают свои первые фильмы в мюзик-холле
«Винтергартен» в Берлине.
1895 (декабрь) – сеанс братьев Люмьеров в Гран-кафе на бульваре
Капуцинок в Париже.
1896 – Инженеры-механики Виктор Контенсуза и Бюнцли первыми
применили в киноаппаратах четырехлопастный мальтийский
крест – тот тип скачкового механизма, который применяется в
современных киноаппаратах.
В США Эдисон начинает т.н. «патентную войну» против
торговцев киноаппаратами.
Уильям Лори Диксон основывает компанию «Байограф» и
обвиняет своего бывшего босса в заимствовании английских и
французских инженерных идей.
4 мая 1986 года оператор компании Люмьеров Франсис Дублие
провел первый киносеанс в С.-Петербурге в летнем саду
«Аквариум» на Каменностровском проспекте. Он представил
зрителям 10- минутную подборку фильмов Люмьеров в антракте
музыкального спектакля. Публика была в восторге. Через
несколько дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом
того же года фильмы Люмьера демонстрировались на
Нижегородской ярмарке, где их увидел М.Горький.
1897 – на одном из благотворительных вечеров в Париже начался
пожар, вызванный воспламенением кинопленки. Погибло 140
человек. Эта трагедия дала колоссальный толчок развитию
технологической стороны кино.
1898 – Жорж Мельес осваивает прием «многократной экспозиции» и в
результате общается со своими головами в фильме «Одна голова
– хорошо, а четыре – лучше».
1899 – Томас Алва Эдисон пытается синхронизировать звук с
киноизображением, создав «кинетофон».