Художественные объединения Москвы 1900-х годов
Самоопределение московской живописной школы как существенный фактор развития искусства в России в начале ХХ века. Многообразие художественных объединений рубежа XIX — начала ХХ века.
Противостояние московской живописной школы петербургскому графизму. Отличие эстетической программы «Союза русских художников» от «Мира искусства». Формирование русского варианта живописного импрессионизма в творчестве художников московского объединения. Усиление живописно-пластической стороны произведения.
«Союз русских художников». Одно из самых крупных объединений художников России первой четверти ХХ в., возникшее в феврале 1903 года. В него вошли члены двух выставочных групп — «36 художников» и «Мир искусства». Учредителями выступили московские живописцы А. Архипов, Ап. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, М. Нестеров, Л. Пастернак, А.А.Рылов и др. В течение 1903 г. численный состав членов СРХ увеличился за счет притока московских и петербургских художников: Л. Бакста, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, О. Браза, А. Головина, А. Голубкиной, И. Грабаря, К. Коровина, Е. Лансере, С. Малютина, Ф. Малявина, А. Остроумовой, Н. Рериха, К. Сомова, П. Трубецкого, К. Юона и других. К «Союзу» примкнул также С. Дягилев.
Своей главной целью СРХ считал содействие «распространению произведений русского искусства» и «обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений». Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем, в уставе союза закреплялось право его действительных членов выставлять свои работы без жюри, что обеспечивало им полную свободу творчества.
Первая выставка СРХ прошла в декабре 1903 – январе 1904 гг. в Москве, вторая — в декабре 1904 - январе 1905 гг. в Петербурге, затем в Москве. С 1907 по 1917 г. установилась традиция: на рождественской неделе выставки открывались в Москве, а в феврале-марте следующего года — в Петербурге. Кроме столичных городов работы членов СРХ экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), в Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911).
Первоначально состав ежегодных выставок СРХ, проводимых в обеих столицах, был достаточно эклектичен, включая и социальный романтизм в духе «передвижников», и импрессионизм, и модерн. Выставки СРХ, неизменно демонстрировавшие высокое профессиональное мастерство их участников, тем не менее, очень скоро выявили серьезные эстетические различия в тематике и стилистическом решении произведений художников московской и петербургской школ. Москвичи выставляли лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Они отличались широтой и свободой письма, основанного на приемах импрессионистической живописи. Петербуржцы, напротив, выступали как продолжатели традиций «Мира искусства». Наряду с живописью и книжной графикой, петербуржцы экспонировали мелкую пластику, театральные костюмы и декорации, эскизы декоративных панно.
Уже в 1908 г. в «Союзе» наметился раскол, и в 1910 г. группа из семнадцати петербуржцев во главе с А. Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства». Оставшиеся члены, преимущественно москвичи, определились в последующих выставках более чётко стилистически и имели близкие взгляды на творчество: художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма (вкупе с не слишком экстравагантными элементами модерна).
В 1910-1911 гг. в СРХ пришли новые талантливые мастера — И. Бродский, Н. Крымов, М. Сарьян, М. Яковлев и др. СРХ преодолел трудности, вызванные расколом, и в 1910-1914 гг. добился роста популярности московской пейзажной школы как одного из ведущих направлений в русском искусстве. Правда, во второй половине 1910-х гг. эта популярность несколько упала, что было связано с активизацией деятельности авангардистских направлений вроде «Бубнового валета» и др.
После Февральской революции 1917 г. члены СРХ вели активную общественную деятельность: принимали участие в работе комиссии по охране кремлевских дворцов, в Московском совете по делам искусств и в др. организациях. После Октябрьской революции многие члены СРХ входили в отдел пластических искусств ИЗО Наркомпроса и в Комиссию охраны памятников искусства и старины, были членами советов Третьяковской галереи и Исторического музея, вели педагогическую работу. Две выставки «Союза» (16-я и 17-я) были показаны в 1922 г. в Москве.
Последняя, «Весенняя выставка СРХ» прошла в 1923 г. СРХ прекратил свою деятельность в 1924 г.
Голубая роза» — художественная выставка, показанная в 1907 в Москве. Она дала название кратковременному объединению, а также «декоративно-романтическому» направлению в русском искусстве начала XX в. Участниками выставки в основном были молодые московские художники, группировавшиеся вокруг журнала «Золотое руно», издатель которого, коллекционер и художник-любитель Н.П. Рябушинский, в 1906-1909 субсидировал выставку, оформил ее и сам принял в ней участие. Характер выставки «Голубая роза» и в значительной мере состав ее участников были подготовлены выставкой «Алая роза», состоявшейся в 1904 в Саратове. В становлении «Голубой розы» значительную роль сыграло творчество В.Э. Борисова-Мусатова. В выставке «Голубая роза» участвовали живописцы и графики Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, Н.Д. и В.Д. Милиоти. Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, П.С. Уткин, Н.Л. Феофилактов, А.В. Фонвизин, скульптор А.Т. Матвеев. Сама выставка "Голубая роза" отметила лишь преходящий момент в их творческой эволюции, но момент знаменательный. Это было время растерянности, охватившей значительную часть русского общества в атмосфере реакции после поражения революции, время, отразившееся в искусстве неясностью целей. Обостренная чувствительность к оттенкам, нюансам смутных настроений порождала образы зыбкие, ускользающие, влекла художников к поискам рафинированно-утонченных цветовых отношений, тонкого декоративно-орнаментального мелодического ритма, сложных эффектов матово-мерцающей живописной фактуры.
Характерным образцом такого рода живописи является "Голубой фонтан" (1905) - раннее полотно одного из ведущих мастеров направления П.В. Кузнецова (1878-1968). Дальнейшая эволюция этого художника типична для большинства мастеров "Голубой розы". Она заключалась в преодолении гипертрофированного психологизма, в стремлении возвратиться к изначальной простоте ощущений реальности. Это было логическое развитие и совершенствование прежней живописной системы. Так возникает серия картин, посвященных заволжским и среднеазиатским степям. Созерцание необъятных просторов, наблюдение размеренно-спокойной жизни кочевых племен принесло с собой освобождение из-под власти смутных настроений, обратило художника от вечно ускользающего к вечно сущему.
Ориентальная тема органично входит в творчество другого участника "Голубой розы", вместе с Кузнецовым учившегося в Московском училище, - М.С. Сарьяна (1880-1972). Живописный метод Сарьяна получает отточенную форму в 10-е годы XX в. под впечатлением поездок в Турцию, Иран и Египет. Художник не списывает с натуры все, что видит глаз, а ищет целостного живописного образа, красочной формулы. Так же как и у Кузнецова, основой выразительности его полотен является цветовое пятно и орнаментально-декоративная организация изображения на плоскости. Произведения Сарьяна отличает то, что можно было бы назвать динамизмом видения. Это не длительное созерцание, а быстрая фиксация основных красочных отношений в резко контрастных сопоставлениях.
Если живопись Кузнецова подобна лирическому излиянию, то живопись Сарьяна - красочный афоризм по поводу увиденного. Сарьян предпочитает интенсивный, яркий, определенно направленный свет, скрадывающий оттенки цвета и обнажающий контрасты, резко обозначающий границы светлого и темного. В этом отношении его живопись напоминает цветную графику, иногда, как например, в "Идущей женщине", обнаруживает сходство с аппликацией.
Как направление русской живописи начала XX в. "Голубая роза" наиболее близка поэтике символизма. Основой этой близости является принципиальная установка на преображение образов действительности с целью исключить возможность буквального восприятия вещей и явлений, пробудив в них необыденные, высокие связи и значения. Это вылилось в пристрастие ко всякого рода преображениям в сфере визуального восприятия - к резким перспективным сокращениям и неожиданным ракурсам, видоизменяющим форму предметов, к отражениям в воде, на стекле, в зеркалах, к световоздушной вибрации, растворяющей контуры, и т.п.
Сферой наиболее эффективного уже не только визуального, а универсального преображения действительности становится в то время театр. Именно он оказался той почвой, где живопись "Голубой розы" и символизм встретились непосредственно. Наиболее интересный вариант этого диалога живописи с символизмом в театре представляет творчество Н.Н. Сапунова (1880-1912).
Уже в ранних, импрессионистических его вещах проявился его талант колориста, буквально живущего цветом. Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие Красоту как таковую. С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра», тем более, что мастер плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга. Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке Балаганчика А.А.Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле», живописного действа, обнажающего иллюзорность искусства как пестрой и хрупкой оболочки зловещего хаоса.
«Голубая роза» открыла в русском искусстве XX в. пору выставок, объединений и манифестов с громкими и увлекательными названиями.
"Голубая роза"
Первой группировкой, от которой начинается отсчет новых направлений
в русской живописи нач. XX в., была "Голубая роза". Под этим названием в
1907 г. в Москве была открыта выставка, в которой приняли участие
Н.П.Крымов, П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин и
др., всего 16 художников. Не все из них вошли в "большую" историю
искусства, но были среди них те, кому предстояло сыграть значительную
роль в развитии русской живописи - Кузнецов, Сарьян, Сапунов.
Для работ членов "Голубой розы" характерны плоскостность и
декоративность стилизации форм, лиризм образов, настроения грусти и
меланхолии, иногда мистико-символические искания. "Голубая роза" была
наиболее близка поэтике символизма. Правда поэты-символисты
(Брюсов, Блок, Белый, Иванов), в отличии от художников, создали свою
теорию символизма. Основой близости поэтике символизма художников
"Голубой розы" была установка на трансформацию, пересоздание образов
действительности.
Театр явился той почвой, где живопись "Голубой розы" и поэтический
символизм встретились непосредственно. Н.С.Сапунов, С.Судейкин - первые
оформители символических драм М.Метерлинка, Ибсена, Блока.
Путь "голуборозовцев" не был путем отказа от прежней живописной
системы, это было логическое развитие и совершенствование. Таковы
"Степная сюита" П.Кузнецова, патриархальная идиллия, "золотой век",
мечта о гармоничном человеке и природе, сбывшаяся наяву. И таково
творчество другого крупнейшего представителя "Голубой розы" М.Сарьяна -
"это красочный афоризм" по поводу увиденного, где художник через
специфическую активизацию живописной формы приходит от обобщения
обыденно u1088 реального, до утверждения вечных поэтических символов, которое
свойственно и лучшим созданиям П.Кузнецова.
"Союз русских художников "
Крупным выставочным объединением начала ХХ в. после "Мира
искусства" стал "Союз русских художников". Учрежден "Союз" в 1903 г.
Участниками первых выставок были: М.А.ВРУБЕЛЬ, В.Э.БОРИСОВ-
ММУСАТОВ, В.А.СЕРОВ. Лицо "Союза" определяли главным образом
московские живописцы, противопоставлявшие себя графическому
стилизму петербуржцев. Многие из "Союза" были членами Товарищества
передвижных художественных выставок. Оппозиция передвижничеству у
них была слабее, чем у "Мира искусства". С передвижниками их связывало
отстаивание национальной тематики в противовес "западничеству"
"Мира искусства".
Ядро "Союза" составляли ученики московского училища ваяния и
зодчества, развивавшие традиции левитановского "пейзажа настроения",
достижения изощренного коровинского импрессионизма. Именно в недрах
"Союза" сформировался русский вариант живописного импрессионизма,
сочетающий непосредственность и свежесть восприятия натуры с любовной
поэтизацией образов избяной крестьянской России (И.Грабарь
"Мартовский снег", 1904).
В живописи художников "Союза" определилось новое понимание темы,
свойственное началу XX века. Это тема народного праздничного веселья
(Ф.МАЛЯВИН "Вихрь", 1906), сплав бытового жанра и архитектурного
пейзажа (К.Юон "К троице", 1903), продолжение саврасово-левитановской
линии русского пейзажа.
Неоднородность состава "Союза", разнонаправленность творческих
устремлений московских и петербургских групп привели в 1910 г. к расколу
объединения.
Название "Союз русских художников" осталось за московской группой,
в творчестве которой торжествовали заявленные ранее принципы
живописности.
«Московский салон»(Общество художников «Московский салон») — объединение московских мастеров искусства, возникшее в 1910 году. На протяжении 1911—1917 годов объединение устраивало систематические выставки живописи, скульптуры и архитектуры. Последняя выставка группы художников «Московского салона» была показана в 1920 год в Москве как «XX выставка отдела ИзоНаркомпроса».
«Терпимость всех верований в искусстве (... Соединение различных направлений в живописи на одной выставке, их систематически группирование выяснит вдохновляющие и принципы и идеи» (Введение к каталог 1-й выставки картин Московский салон». М 1911, с. 1).
Участниками выставок объединения в разное время были: Н. С. Гончарова, А. С. Голубкина, П. П. Кончаловский, В. В. Крайнев П. В. Кузнецов, М. ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, М. С. Сарьян, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин, А. В. Шевченко, Г. Б. Якулов и др.
В 1916 году опубликован список членов Общества: Н. Н. Агапьева, И. Н. Бохан, С. В. Герасимов, Н. М. Григорьев, М. А. Добров К. П. Ершов, И. И. Захаров, Е. А. Зернове П. М. Калинин, Е. И. Камзолкин, А. В. Келлер В. А. Климов, В. И. Ковальциг, А. Э. Миганаджиан, А. Н. Михайловский, И. А. Менделевич, Е. Д. Никифорова, В. Д. Олейник A. А. Пупарев, А. С. Рыбаков, Н. Р. Савин B. Ф. Фишер, В. Ф. Франкетти, М. Е. Харламов, Н. М. Чернышев, Н. В. Шперлинг В. А. Яковлев и др.
Правление Общества в 1917 году составляли художники: Е. И. Камзолкин (председатель) М. А. Добров (казначей), Н. М. Григорьев (секретарь), А. В. Келлер, Д. Э. Миганаджиан А. С. Рыбаков, В. Ф. Франкетти, В. А. Яковлев. В 1917 году объединение показало две вы ставки в Москве: 6-ю (15 февраля— 19 мар та) и 7-ю (с 26 ноября 1917 г.)
Московское товарищество художников- объединение московских мастеров, устраивавшее с 1893 года «Выставки картин московских художников», а с 1896 года — после принятия устава — «Выставки картин Московского товарищества художников».
Объединение существовало до 1924 года и устроил 26 выставок в Москве, Петербурге, а также в других городах: Орле, Саратове, Твери, Ярославле.
«Товарищество имеет целью способствовать успеху и развитию искусств в России, а также заботиться об интересах своих членов (Устав Московского Товарищества художников. М., 1896, с. 3).
В 1917 году объединение насчитывало 35 членов Товарищества: С. В. Беклемишев, Л. М. Браиловский, В. А. Ватагин, В. В. Владимиров, А. С. Глаголева, А. С. Голубкина, Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, Б. М. Каменский, В. Д. Замирайло, Ф. И. Захаров, А. Г. Иванов, Я. Я. Калиниченко, Е. И. Каменцева, В. И. Комаров, А. И. Кравченко, П. М. Миронович, И. И. Нивинский, С. В. Ноаковский, М. М. Огранович, П. Я. Павлинов, В. Д. Поленов, Ф. И. Рерберг, Н. Я. Симонович-Ефимова, А. П. Токарев, Н. П. Ульянов, В. А. Фаворский, Я.Ф. Шапшал, В. Д. Шитиков, A. И. Штурман, О. В. Энгельс, А. Г. Якимченко, А. А. Ясинский.
«Среда»— художественный кружок, существовавший в Москве с 1886 по 1924 год. Его участники устраивали регулярные рисовальные вечера — «среды», аукционы, а также выставки произведений членов кружка (1911 — 1918).
В 1917—1918 гг. кружок состоял из 32 членов, среди которых были художники Апсит (А. П. Петров), Н. А. Богатое, И. А. Малютин, Н. К. Константинов, И. Н. Павлов, П. И. Петровичев, Д. С. Орлов (Моор), С. И. Ягужинский и др.
Бессменным представителем кружка и его почетным членом являлся В. Г. Шмаровин — любитель искусства и коллекционер.
«Бубновый валет»(Общество художников «Бубновый валет») — объединение московских живописцев (1910—1917), возникшее по инициативе П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, А. В. Лентулова, И. И. Машкова. В 1916 году основатели объединения влились в «Мир искусства».
В 1917 году под знаком объединения показывали свои работы: А. А. Барышников, Д. Д. Бурлюк, А. М. Гумилина, Н. М. Давыдова, В. В. Каменский, И. В. Клюн (Клюнков), М. В. Леблан, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. В. Петровский, О. В. Розанова, В. М. Ходасевич, А. А. Экстер и др.
В том же, 1917 году состоялась последняя выставка объединения, показанная в Москве (16 ноября — 4 декабря).