Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Самарского государственного университета
История русской культуры «золотого» и «серебряного» века (XIX - начало XX вв.): программа и метод. указания для студентов специальности 032001.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления» / состав. Ю.Н. Смирнов, Л.М. Артамонова. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. - 32 с.
Программа курса истории русской культуры XIX - начала XX веков является необходимым пособием для студентов-документоведов при изучении важнейшего и интереснейшего периода культуры нашего Отечества. В программе курса отражены основные тенденции и особенности развития русской культуры с первых лет XIX столетия до 1917 года. Это позволяет охватить эпохи, за которыми закрепились яркие названия «золотого» и «серебряного» веков национальной культуры. В программе указаны крупнейшие деятели и важнейшие памятники культуры России, приложен список литературы по всему курсу и его основным разделам для подготовки студентов к аудиторным занятиям и для их самостоятельной работы.
©Смирнов Ю.Н., Артамонова Л.М.,
составление, 2007
Печатается в авторской редакции
Подписано в печать 26.02.07
Гарнитура Times New Roman. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Печать оперативная. Усл. печ. л. 2,00.
Тираж 150 экз. Заказ № 138.
Издательство «Универс-групп», 443011, г.Самара, ул. акад. Павлова, 1.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Предмет и задачи курса. Отличительные черты русской культуры в период с 1801 по 1917 гг. Возрастание ее роли в мировой культуре. Периодизация культурного процесса. История изучения данного этапа развития русской культуры. Основные собрания и публикации памятников культуры России 19-го столетия и рубежа XIX-XX веков.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА
Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика
Предпосылки «золотого века» русской культуры. Влияние экономического развития, укрепления хозяйственных и торговых связей, распространения отходничества на культуру. Столица и провинциальный город, усадьба и деревня в культурном процессе. Культурно-информационная инфраструктура: пути сообщения, транспорт, почта.
Политика государства в области культуры. Цензура. Рост общественного интереса к вопросам культуры. Меценатство. Межнациональные и зарубежные культурные связи. Война 1812 года и подъем национального самосознания.
Наука. Возрастание интереса к отечественной истории. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Начало систематического собирания и публикации источников по русской истории. Интерес к фольклору со стороны образованной части общества. П.И. Киреевский. Научные учреждения и общества. Успехи естественных и гуманитарных наук в России. Выдающиеся деятели науки и техники. Великие географические открытия русских мореплавателей.
Реформы в области образования при Александре I и Николае I. Рост числа начальных школ различных ведомств. Уровень грамотности дореформенной России. Развитие религиозной, профессиональной, средней общеобразовательной и высшей школы. Художественное образование в России. Изменения в Академии художеств. Открытие Московского училища живописи и ваяния.
Формирование системы культурно-просветительских учреждений. Библиотеки. Возникновение государственной публичной библиотеки в Петербурге. Музеи. Открытие для широкой публики Оружейной палаты Кремля и Императорского Эрмитажа. Частные собрания.
Книгоиздательское дело и книжная торговля. Крупнейшие издатели.
Рост периодики. Журналы, их тематическая и идейная направленность. Разнообразие столичных газет. «Губернские ведомости» - первые официальные газеты в провинции.
Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
Литература - ведущая область русской культуры первой половины XIX века и основная форма выражения общественно-политических идей. Художественные направления в литературе.
Сентиментализм Н.М. Карамзина и его последователей. Споры о литературном языке и стилистике. А.С. Шишков и «Беседа любителей русского слова». Романтизм 1810-1820-х гг. В.А. Жуковский. Литературные общества «Арзамас», «Зеленая лампа», «Вольное общество любителей русской словесности». Литературные салоны и их расцвет во второй четверти XIX в. Реализм. Становление русской классической литературы «золотого века» и утверждение новых норм литературного языка в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и их современников. Темы патриотизма, гражданственности, народа в творчестве русских писателей. Нравственность и гуманизм русской литературы. Исторические романы М. Загоскина и И. Лажечникова.
«Натуральная» школа и «критический» реализм в 1840-1850‑е гг. Превращение литературно-художественной критики в оружие идейной и общественно-политической борьбы.
Основные направления общественно-политической мысли. Углубление идейного размежевания в общественном сознании. Идеи декабристов и их влияние на общество. Теория «официальной народности». «Философические письма» П.Я. Чаадаева и споры вокруг них. Интерес к классической немецкой философии в России. Западники и славянофилы - российские либералы. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.
Развитие эстетической мысли. «Вольное общество любителей Российской словесности, наук и художеств», «Общество поощрения художеств», их роль в развитии культуры и искусства. Первые художественные журналы в России.
Связь театрального искусства с литературой, с идейными спорами, общественными настроениями. Основные центры театральной культуры. Малый театр и его роль в становлении реализма на русской сцене. М.С. Щепкин и другие выдающиеся актеры. Театр в провинции.
Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Музыка в быту. Русский романс.
Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.
Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после ее окончания.
Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. Горный институт. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Возведение здания Биржи и ростральных колонн. Сооружение оперного театра в Одессе.
Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси - великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Перестройка Елагина и возведение Михайловского дворцов. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, оформление площади и улицы, примыкающих к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий.
Петербургские архитекторы - современники Росси. И.Ф. Лукини. Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Здание Конюшенного ведомства. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). А.А. Михайлов «Садовый корпус» рисовальных классов Академии художеств. Екатерининская церковь. А.И. Мельников. Никольская единоверческая церковь. Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.