Константин сомов 4 страница
О ретроспективной графике «Мира искусства* пишет ее современник: «От нее веет - гравюрами XVIII века, вышитыми бисером закладками, цветами, засушенными в старых фолиантах, милой узорной ветошью антиквара, дедовским бюро, где в потайном ящике случайно находишь масонский перстень, яшмовую печать, крошечную пудреницу с зеркальцем и пачку старательно перевязанных писем*12.
Творчество мирискусников развивается параллельно с самым серьезным изучением русской культуры XVIII - начала XIX века. Бенуа ведет систематическую работу по сбору сведений о художниках того времени и публикует одну статью за другой, где последовательно реконструирует целый пласт истории русской живописи и архитектуры. В это же время Дягилев осуществляет огромную работу по изучению творчества Левицкого, замечательного портретиста XVIII века. В поиске новых сведений об этом художнике он разослал по всем губерниям России более 600
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
писем. Дягилев не только написал монографию о Левицком, содержащую научный каталог его произведений, но и возглавил работу "Мира искусства" по популяризации жанра портретной живописи. Ее итогом стала устроенная в 1905 году портретная выставка. Экспонировалось более 2000 работ русских и западноевропейских художников и скульпторов, многие из которых были заново открыты ее организаторами. Уже в следующем году «Мир искусства» знакомит Париж с выставкой русского искусства, в историческом разделе которой представлены икона и портрет XVIII века.
Культурная роль, сыгранная объединением «Мир искусства*, оказалась значительней, чем вклад, оставленный индивидуальным творчеством его членов. Пока продолжались коллетсгивные акции «Мира искусства», они всегда повышали тонус всей художественной жизни. Что же касается художественного стиля, выработанного мирискусниками, то он получил продолжение и развитие только в области графики - в работах так называемого «второго поколения') «Мира искусства». Все художники, к нему принадлежавшие, в том числе и самые крупные из них - Г. Нар-бут, С. Чехонин и Д. Митрохин, целиком посвятили себя графике и тем самым окончательно утвердили ее профессиональный статус.
В самый канун войны, в мае 1914 года «Мир искусства» выступил с ретроспекцией своих графических работ в Лейпциге на Международной выставке печатного дела и графики. К этой выставке в Петербурге была напечатана на немецком языке большая книга «Der raoderne Buchschmuck in Russland», которой суждено было подвести черту под деятельностью объединения. Книга начиналась с демонстрации и анализа графического творчества Бснуа, Сомова, Бакста и других, а заканчивалась представлением молодых мирискусников, которым, кстати, принадлежало ее оформление.
МИР ИСКУССТВА
Константин Сомов
1869, Санкт-Петербург - 1939, Париж. Сын известного искусствоведа, хранителя Эрмитажа. Учился в Высшем художественном училище при петербургской Академии художеств у В. Верещагина, П. Чистякова, И. Репина, занимался в студии Ф. Коларосси в Париже. Один из организаторов объединения Мир искусства». Самый крупный из мирискусников художник -живописец и график. С 1913 академик. Инициатор ретроспективизма, ставшего отличительной чертой творчества мирискусников. Считал, что красота присуща только прошлому, и черпал вдохновение в культуре XVIII века. Изобразитель «радуг и поцелуев». Как график работал преимущественно в области книжного оформления. Обладал изысканной техникой, уверенным линейно-контурным рисунком, даром миниатюриста. Художник-виньетист, создавший поразительно тонкие узоры своих обложек и заставок, Питалособую любовь к технике черного силуэта.
Константин Сомов Поцелуй. Силуэт для журнала Аполлон. 1900-e годы 14,4x14,2 см
Константин Сомов
Шезлонг. Иллюстрация из книги Le livre de la marquise. Санкт-Петербург, 1918 3,5x7,1 см
Константин Сомов Прогулка маркизы. Иллюстрация из книги «Le livre de la marquise». Санкт-Петербург, 1918 28x19 см
11 Константин Сомов
титульный лист книги «Театр». Санкт-Петербург, 1907 28x19 см
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Константин Сомов Силуэт на почтовой бумаге. 1899(?) 7,9x5,9 см
Константин Сомов Обложка книги Вячеслава Иванова «Cor Ardens». Москва, 19Н 23x16,5 см
Константин Сомов Среда. Рисунок для открытки из серии «Дни недели». Санкт-Петербург, 1904 14,5x9,5 см
Константин Сомов Theatre de l'Hermitage. Обложка театральной программы. 10 февраля 1900 года. ,. Санкт-Петербург, 1900 30x24 см
Константин Сомов Theatre de l'Hermitage. Обложка театральной программы 17 января 1900 года. Фрагмент. Санкт-Петербург, 1900 27x20 см
Константин Сомов Рисунок для открытки. Санкт-Петербург, 1911 14x9 см
Воспроизведение (без текста) плаката К. Сомова «Выставка русских и финляндских художников» (1898)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 74
Александр Бенуа Силуэт для почтовой бумаги.
1899(?) 8,9x8,7 см
Константин Сомов Обложка книги КБальмонта Жар-птица. Москва, 1907 21x17 см
Константин СОМОВ
Малая нужда. Иллюстрация из книги Lе livre de la marquise. Санкт-Петербург, 1918
Константин Сомов
ночной горшокИллюстрация из
Санкт-Петербург 1918
«МИР ИСКУССТВА»