III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18 «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» Музыкальные образы героев оркестровой
сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для
характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или
различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
19 Музыкальная драматургия -развитие музыки «Легкая» и «серьезная» интонация
20 Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка Камерная музыка
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии
знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция,
имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных
жанров духовной и светской музыки.
21 Камерная и инструментальная музыка: этюд Творчество романтиков Шопена и Листа
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
22 Транскрипция Несколько жизней художественного произведения (музыкальные переложения)
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения «интерпретация» .выявить изменения в
драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт
музыки эпохи романтизма.
23 Циклические формы инструментальной музыки Творчество А. Шнитке
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты полистилистика».
24 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода.
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка,
реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов:Л. Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
25 Соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Бетховен Патетическая
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;
расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
26 Симфоническая музыка Симфония в творчестве композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна. Симфония №40 В.А.Моцарта –«Симфония №1» (Классическая)
27 Симфония в творчестве: Бетховена
№5 Л. Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
IV четверть Тема: «Сегодняшний день русской музыки»
28 Симфония в творчестве П.И. Чайковского
Симфония № 5 П.Чайковского
29 Симфония в творчестве . C.С. Прокофьева
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.Черты
стиля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить современность художественных произведений, посвящённых
судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-
сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
30 Симфония в творчестве . Д. Б. Шостаковича
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».
31 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси Живописность музыкальных образов
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления
о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить
музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
32 Инструментальный концерт Сонатно-симфонический цикл. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об
истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта
для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов
34 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах
драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
34 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.Пусть музыка звучит! Вечная тема искусства -Любовь
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий
разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной
музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
35 «Наполним музыкой сердца» Этно-музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и
приобретение новых знаний путём самообразования.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Дополнительные элементы | Домашнее задание | Дата проведения урока | |||||
план | факт | |||||||||||||
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | ||||||||||||||
Классика и со- временность | Вводный | Значение слова «клас- сика». Понятия класси- ческая музыка, класси- ка жанра, стиль. Раз- новидности стилей. Интерпретация и обра- ботка классической му- зыки прошлого | Знать понятия: класси- ка, классическая музы- ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидно- сти стиля. Уметь приводить при- меры | Беседа. Устный контроль. Слуша- ние музыки. Хоровое пение Надежда- интонационная работа | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 4.09 5.09 | ||||||||
В музыкальном театре. Опера | Расширение и углубление знаний | Музыкальная драма- тургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сцени- ческого действия, либ- ретто, составляющие оперы (ария, песня, ка- ватина, речитатив, ду- эт, трио, ансамбль, дей- ствие, картина, сцена). Уметь: - приводить примеры оперных жанров; - называть имена из- вестных певцов, дири- жеров, режиссеров; - определять роль ор- кестра в опере | Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной му- зыки Хоровое пение Надежда- интонационная работа | Запись на- званий опер и музыкаль- ных жанров, характери- зующих действую- щих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестро- вые номера» | 11.09 12.09 | ||||||||
Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» | Расширение и углубление знаний | Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Хоровое пение Песня о тревожной молодости- интонационная работа | Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций | 18.09 19.09 | ||||||||
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | Сообщение и усвоение новых знаний ' | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 25.09 26.09 | ||||||||
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | Сообщение и усвоение новых знаний ' | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 2.10 3.10 | ||||||||
В музыкальном театре. Балет | Расширение и углубление знаний | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Знать: - понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио | Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование Хоровое пение Песня о тревожной молодости- интонационная работа | Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров | 9.10 10.10 | ||||||||
Балет Тищенко «Ярославна» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструентов; | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тем- бров музыкальных инструментов. Хо- ровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 16.10 18.10 | ||||||||
Балет Тищенко «Ярославна» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструентов; | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тем- бров музыкальных инструментов. Хо- ровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 23.10 24.10 | ||||||||
Героическая тема в русской музыке | Повторение и обобщение полученных знаний | Бессмертные произве- дения русской музы- ки, в которых отраже- на героическая тема защиты Родины и на- родного патриотизма | Уметь: - приводить примеры музыкальных произве- дений, в которых отра- жена героическая тема; - рассуждать на постав- ленные проблемные во- просы; проводить сравнитель ный анализ музыкаль- ных и художественных произведений | Беседа. Устный, письменный кон- троль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и ху- дожественных про- изведений | Националь- но-патриоти- ческие идеи в песенно- музыкаль- ном творче- стве казаков | Запись на- званий ху- дожествен- ных произ- ведений, в которых отражены образы ге- | 30.10 31.10 | |||||||
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Знать: - жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Хоровое пение Я люблю тебя жизнь- интонационная работа Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 13.11 14.11 | ||||||||
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Знать: - жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Хоровое пение Я люблю тебя жизнь- интонационная работа Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 20.11 21.11 | ||||||||
Опера Ж. Бизе «Кармен» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать во- площением каких-либо жизненных событий. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Словесное описание образа Кар- мен; отли- чие образов главных ге- роев в литературе | 27.11 28.11 | ||||||||
Опера Ж. Бизе «Кармен» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать во- площением каких-либо жизненных событий. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Словесное описание образа Кар- мен; отли- чие образов главных ге- роев в литературе | 4.12 5.12 | ||||||||
Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | Знать: -драматургию развития балета; -понятие транскрипция. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балери ны - М. М. Плисецкая; -выявлять средства му зыкальной выразитель ности | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование | «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» | 11.12 12.12 | ||||||||
Сюжеты и образы духовной музыки | Расширение и углубление знаний | Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. | Знать понятия: месса, всенощная. Уметь: - называть полные имена композиторов: | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности. | «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах | 18.12 19.12 | ||||||||
Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | Расширение и углубление знаний | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 25.12 26.12 | ||||||||||
Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» | Музыкальные образы оперных героев «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; сравнинительный анализ музыки; - называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского | Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 15.01 16.01 | |||||||||
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Знать понятия: сюита, полистилистика. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -определять тембры музыкальных инстру ментов, музыкальные жанры; -выявлять способы и приемы развития му зыкальных образов; -называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке | Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 22.01 23.01 | ||||||||
Музыкальная драматургия -развитие музыки | Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Знатьосновные принципы развития музыки. Уметьприводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 29.01 30.01 | ||||||||
Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка | Расширение и углубление знаний | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка | Знать понятие духовная и светская музыка Уметь приводить музыкальные примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 05.02 06.02 | ||||||||
Камерная и инструментальная музыка: этюд | Расширение и углубление знаний | Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа | Знать понятие этюд | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 12.02 13.02 | ||||||||
Транскрипция | Расширение и углубление знаний | Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений | Знатьпонятие транскрипция. Уметь: -выявлять средства музыкальной вырази тельности и определять форму музыкальных произведений; -называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М. А. Балакирев, Ф. Бу- зони | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 19.02 20.02 | ||||||||
Циклические формы инструментальной музыки | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке | Знатьпонятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: - приводить музыкаль ные примеры;. - определять тембры музыкальных инстру ментов | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 26.02 27.02 | ||||||||
Соната | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих | Знатьпонятия: соната, сонатная форма. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определе- | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 05.03 06.03 | ||||||||
Соната | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов. | Знатьпонятия: соната, сонатная форма. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 12.03 13.03 | ||||||||
Симфоническая музыка | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 19.03 20.03 | |||||||
Симфоническая музыка | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 26.03 27.03 | |||||||
Симфоническая музыка | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 02.04 03.04 | |||||||
Симфоническая музыка | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 09.04 10.04 | ||||||||
Симфоническая музыка | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 16.04 17.04 | ||||||||
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Уметь:-анализировать состав ляющие средств выра зительности; -определять форму пьесы; -проводить интонаци онно-образный анализ музыки; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и живописи; -называть полное имя композитора - К. Дебюсси | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 23.04 24.04 | ||||||||
Инструментальный концерт | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | Знать: -понятие инструментальный концерт; -строение инструментального концерта. Уметь: -проводить интонационно-образный анализ; -определять принципы музыкального развития; -называть полное имя композитора – А. И. Хачатурян | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение | Письменное рассуждение о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» | 30.04 | ||||||||
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | Расширение и углубление | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. | Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 07.05 08.05 | ||||||||
Пусть музыка звучит! | Расширение и углубление знаний. Повторительно-обобщающий урок | Углубление и расши- рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность Знать понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь: определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов | Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | 14.05 15.05 | ||||||||
Урок-концерт «Наполним музыкой сердца» | Повторение и обобщение полученных знаний | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. | Знатьосновные принципы развития музыки. Уметьприводить примеры | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 21.05 22.05 | ||||||||