Второе полугодие: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Третья четверть (10 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Осмысление жизненных явлений и их противоречия.

Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Два направления музыкальной культуры: духовная музыка, светская музыка.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Соната.

Циклические формы инструментальной музыки.

Симфоническая музыка. Симфония № 103 И.Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта.

Симфония № 1 «Классическая» С.Прокофьева.

Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 Ф. Шуберта.

Симфония № 5. П.И. Чайковского.

Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.

Четвертая четверть (9 часов)

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального и исторического колорита.

Транскрипция как жанр классической музыки.

Инструментальный концерт.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

Исследовательская деятельность.

Использование различных форм творческих заданий.

Тема «Музыкальные стили, формы и жанры»

I четверть Тема: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

1 Классика и современность Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства

всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с

выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:

«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее

составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе

взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы

музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,

симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством,

одной волей.

3 Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы

М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской).

Музыкальные образы оперных героев

4 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на

основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить

учащихся с героическими образами русской истории.

5 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на

основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить

учащихся с героическими образами русской истории

6 В музыкальном театре. Балет Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и

дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности

драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете:

классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического

развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

7 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.

Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ

основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь

Игорь».

8 Балет Тищенко «Ярославна» Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать

ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины

находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного

тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

9 Героическая тема в русской музыке героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

II четверть. Тема: Музыка «серьезная» и «легкая»

10 В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века

(«атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж)

Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных

композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии

классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,

симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс»

и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

11 «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. Гершвин Порги и бесс

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Я люблю тебя жизнь

12 Опера Ж. Бизе «Кармен» Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

13 Опера Ж. Бизе «Кармен» Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

14 Что такое «классика «легкой» музыки» Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения

литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви

и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.

Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

15 Сюжеты и образы духовной музыки Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации

сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-

драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и

«Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей

отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

16 Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

Знакомство с фрагментами рок- оперы Э.-Л. Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия

развития и музыкальный язык основных образов рок- оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор,

контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

17 Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» «Легкие» и «серьезные» жанры музыки. ».

Музыкальные образы героев симфонической сюиты Музыканты – извечные маги…».

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений

учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление

знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных

героев спектакля или его сюжетных линий.

Наши рекомендации