Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре
· Вспомним рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья». Главное, что притягивало Ольгу Ивановну к миру искусства, было желание завести знакомства со знаменитостями, а отнюдь не духовная потребность в прекрасном. Восхищаясь посредственными художниками и писателями, она не сумела разглядеть в докторе Дымове талантливого учёного, чей интерес к искусству был действительно истинным.
· В драме А.Н. Островского «Бесприданница» купец Кнуров, не находя себе достойных собеседников, ездит разговаривать в Петербург и за границу. А «европеизация» Вожеватова выражается в том, что он с утра пьёт в кофейне шампанское, разлитое в чайники.
Влияние искусства, культуры на человека (как искусство влияет на человека)
*В рассказе Л.Н.Толстого «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.
*Известный учёный и мыслитель Д.С.Лихачёв рисует образ нашей Земли как «беззащитно летящего в колоссальном пространстве музея». Он убеждён, что созданная за тысячелетия человеческая культура призвана объединить всех людей, живущих на планете.
Искусство облагораживает душу человека, позволяет ему познать и изменить себя.
Автор-рассказчик В. Вересаев повествует о том, как идет в Цвингер смотреть Сикстинскую Мадонну в рассказе «Мать». Он уверен. Что картина ему не понравится. Но лица Матери и Младенца, изображенные Рафаэлем, потрясли автора до глубины души своим величием, и он почувствовал радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на такую высоту материнство.
В книгу В.П. Астафьева «Последний поклон» входит рассказ «Далекая и близкая сказка». Мальчик впервые услышал музыку, которую играл на скрипке слепнущий Вася-поляк. Сначала ему показалось, что музыка грозится, потом жалуется, потом льется все тише и прозрачнее. И это уже не музыка, а ключ, и кто-то припал губами к воде, пьет и не может напиться. Но вот уже из скалы хлещет поток, катят камни, ломает деревья. «Да что же это такое? Где люди?» И вдург скрипка сама все потушила. И мир не сгорел, не обрушился. Музыка произвела такое сильное впечатление на героя, что он готов умереть от непонятной печали и восторга, готов плакать и готов благодарить музыканта за ночной мир, за спящее село и за спящий за ним лес. В этот миг мир был для героя так добр, что ничего дурного в него не умещалось.
В статье Д.С. Лихачева «Понимать искусство» говорит о том, что самая большая ценность, которой награждает человека искусство,-это ценность доброты. Искусство учит человека доброму пониманию мира, окружающих его людей, оно учит дружить с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями. Искусство, по мнению автора статьи, не только освещает, но и освящает жизнь человека. Делая человека добрее, искусство делает его счастливее.
А. Маймин в статье «Искусство мыслит образами» пишет о том, что открытия, которые мы делаем с помощью искусства,-это живые и впечатляющие, добрые открытия. Знание действительности, проходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим образом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием относиться к чужим старданиям, к чужой радости. Оно делает чужую боль и чужую радость в значительной мере своими. Поэтому искусство в совей основе нравственно и человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку, позволяет не только познать, но и изменять себя, способствует духовному росту и единению человеческих душ.