Пару слов о Петербургской росписи
Для мастеров росписи по дереву не секрет, что Петербургская роспись сегодня утратила свою первоначальную актуальность в связи с остановкой производства изделий данного вида росписи. Но в современном искусстве, на мой взгляд, эта роспись вполне может найти довольно широкое применение. Прогуливаясь однажды по центральной части Петербурга, на углу Лиговского и Невского проспектов прямо напротив Московского вокзала я наткнулся на магазин, где продают исключительно расписные изделия. К моему удивлению цены на некоторые расписные изделия здесь были необычайно велики по сравнению с другими лавками в Санкт-Петербурге. И тут я подумал, что туристы и гости из других стран, готовы платить немалые - по нашим меркам - деньги за сувениры и украшения. Роспись и расписные изделия - это предмет искусства, который определяет традиционную национальную культуру России, ее место в мировой художественной культуре. Петербургская роспись является ярким примером традиционного культурного наследия росписи по дереву. А также эта роспись может служить не только фрагментом российской культуры, но и отдельно петербургской, поскольку она, как я уже упоминал выше, отражает настроение и атмосферу северной столицы.
Расписные изделия, в том числе предметы мебели, домашней утвари, декора занимают свою нишу на рынке сувенирной продукции. Это указывает на то, что развитие данного направления искусства может иметь не только культурную ценность, но и немалый коммерческий успех.
Процесс выполнения дипломной работы.
Техника безопасности – необходимое условие для безопасной работы в кабинетах росписи по дереву.
Основные требования техники безопасности: вытяжка, отсутствие источников открытого огня, аптечка с противоожоговыми препаратами, огнетушитель - хотя бы автомобильный, незагромождённые проходы, грамотно смонтированное электроснабжение и освещение. Вода в лёгком доступе.
Опасность возникновения травм:
· при работе с острыми, колющими и режущими инструментами;
· при работе с красками;
В кабинете должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при возникновении травм.
Требования безопасности перед началом работы.
1. Подготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. При слабом зрении надеть очки.
4. Надеть рабочую одежду - нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время работ.
1. Не делать резких движений во время работы.
2. Соблюдать порядок на рабочем месте.
3. Осторожно пользоваться красками и другими необходимыми материалами.
Требования безопасности по окончании работ.
1. После окончания работы произвести уборку своего места.
2. Вымыть лицо и руки с мылом.
Материалы и инструменты:
Кисти:
· Большая крупная малярная кисть кисть ( в районе 60 руб.).
· Колонковые кисти: 0, 2 ( около 200руб.).
Карандаши:
2В, 4В (80 руб.).
Краски :
· Темпера 8 тюбиков оттенков синего (около 1400 руб.).
· Белила титановые (150 руб.).
· Золото червонное акрил (750 руб.).
· Охра темпера(150)
·
Кракелюрный лак (250 руб.)
Шпаклевка(50 руб)
Синие линеры (180 руб)
Оранжевый маркер (200руб.)
Бумага(300руб.)
Итого: 3770 руб.
Этапы дипломной работы
Дипломный проект начался с поиска общей формы панно на эскизе, с учетом рекомендаций руководителя диплома Васильева В.В.
Далее предполагалось заказать выпилку формы для панно по эскизу.
На фото здесь можно увидеть несколько вариаций внутренней структуры композиции, которые нуждаются в качественной доработке и прорисовке. Сложность заключалась в том, что сама по себе идея дипломной работы - предложить нестандартное и оригинальное решение так, чтобы конечный результат не оказался скучным и банальным, вызывал интерес и имел практическое значение.
Поиск рамы
После подготовки ряда эскизов и совместного обсуждения их с руководителем диплома Васильевым В.В. было решено, что будущее панно следует поделить на три уровня, различающихся между собой по высоте.Таким образом уже на первой стадии подготовки было решено разработать рельефную поверхность будущего изделия. Здесь представлены два предложенных мной эскиза рамы для будущего панно. По композиционным соображениям принят и утвержден второй вариант.
Поиск композиции.
На миниатюрном эскизе - наиболее удачный вариант композиционного решения дипломного проекта. На основании этого эскиза был разработан пробный вариант готового эскиза в масштабе 1:1. Здесь уже видны конкретные элементы, значительно упрощенные и уменьшенные, но, на мой взгляд, гармонично подобранные. Композиционные элементы не были придуманы мной. Это готовые отдельно найденные в Интернете орнаментальные фрагменты. Также это нельзя назвать чистой Петербургской росписью т. к. выбранные фрагменты не относятся к росписи вообще, но в тоже время я учитывал общую структуру росписи и старался подбирать композиционные фрагменты в ее пределах. Получившейся результат, на мой взгляд, вполне разумно отнести к мотивам Петербургской росписи.
В то же время после обсуждения с Васильевым В.В. и другими преподавателями было решено поместить по центру панно графический элемент. Но окончательная концепция будущего изделия пока остается загадкой, как для меня, так и для преподавателей, что толкает меня на дальнейшие поиски и исследования.