Парки россии нач 18 в
Параллельно с приморскими ансамблями развивались садово-парковые композиции Царского села (Пушкин), а позднее Павловска и Гатчины. Все они представляют собой удивительно органичное единство прекрасной архитектуры и высокого искусства паркостроения.
На примере пригородных парковых ансамблей Петербурга хорошо прослеживается периодизация и пути развития стилистических направлений русского паркостроения XVIII-XIX вв. Стрельна имеет однозначно барочную, регулярную композицию. В Царском Селе ансамбль жил и непрерывно развивался более двухсот лет, начиная с 1708 г. Этот парк уникален, в нем неразрывно и органично переплелись все идеи паркостроения, существовавшие в России в XVIII, XIX и начале XX в. Наконец
Даже самый регулярный из них в Стрельне имеет элементы свободной планировки, а в самой блестящей пейзажной композиции Павловска присутствуют фрагменты партерных регулярных композиций. И тем не менее, можно заметить, что значимость Стрельны, Ораниенбаума и Петергофа определяется прежде всего их "французскими" барочными садами. Это дает право рассматривать их как памятники русского барокко первой половины XVIII в. Особняком стоит Царское Село, которое просто невозможно отнести даже условно к какому- либо стилю или направлению. И только потому, что ансамбль в основном сформирован в его современном виде в начале XIX в., его целесообразно рассматривать в ряду памятников русского классицизма.
Стрельна, Ораниенбаум и Петергоф были начаты практически одновременно, в 1710 г. Общей чертой всех трех парков было наличие морских каналов, тянувшихся вдоль главных композиционных осей ансамблей от моря к дворцам. В Стрельне построили даже три параллельных и два поперечных к ним канала. В их рисунок вписывались регулярные партеры сада. Необычна композиция Стрельнинского дворца. Он прорезан тремя сквозными арками вдоль своей главной оси.
За арками находится высокая терраса, откуда открывается прекрасный вид на сад с его каналами и на Финский залив. Построенные архитекторами Ж.Б.Леблоном и Н.Микетти в 1716-1725 гг., парк и величественный дворец стали примером наиболее последовательно разработанного регулярного дворцово-паркового ансамбля в окрестностях Петербурга.
Барочные сады Стрельны и Ораниенбаума сохранились плохо. Об их былой красоте напоминают здания дворцов и полуразрушенные каналы.
Царское Селообязано своим названием шведской усадьбе Саари мойс ("Возвышенное место"). По-русски ее начали называть Сарская мыза, а с начала строительства первого дворца и сада в 1717 г. — Царское Село. Регулярный сад разбили к юго-востоку от дворца, а на той же оси северо-западнее дворца устроили зверинец. Сады 1717-1723 гг. заложили основу композиции будущего Екатерининского дворца и парка. Название "Екатерининский" идет именно от этого времени, поскольку мыза была подарена Петром I своей жене Екатерине. Расцвет этого барочного ансамбля приходится на 40-50-е гг. На главной оси архитекторы А.Квасов и Б.Растрелли построили огромный дворец. Его 306-метровый фасад смотрел в регулярный сад со стриженой зеленью боскетов. Парк завершал величественный Эрмитаж. По другую сторону дворца раскинулся парадный двор — "циркумференция", за ней, все на той же главной оси, квадрат будущей части Александровского парка. Последним сооружением на оси был охотничий павильон Мон-бяжу в центре Зверинца.
Эпоха классицизма, связанная в Царском Селе в первую очередь с деятельностью Екатерины П, открыла новую страницу в истории парка. Время Екатерины ознаменовано блестящим созвездием зодчих, создававших новые и реконструировавших существующие парки. В 1760-х гг. В.Неелов и Д.Буш создали один из первых (если не первый) в России пейзажный Екатерининский парк на обширной территории вокруг Большого пруда близ дворца. Этот парк как бы уравновесил композицию городского плана по другую сторону главной оси ансамбля. В парках интенсивно строятся павильоны, памятники, мостики, беседки. Их возводят Ю.Фельтен, А.Ри-нальди, Ч.Камерон. Именно они вместе с В.Нееловым отдали дань уважения модным в то время китайским стилизациям. В Царском появились "китайские" мостики, беседки, театр и даже деревня. Заслуженную славу завоевал англичанин Камерон, построивший знаменитый комплекс Холодных бань с Агатовыми комнатами, висячим садом, пандусом и Камероновой галереей — классическим образцом парковой постройки.