В. Попков. Северная часовня. 1972



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ______________________________________________________________

Если же между частями нет ничего общего, то есть все части различны (в смысле абсолютно различны), то и целое они образо­вать не смогут. Но не существует таких частей (или вещей), кото­рые были бы абсолютно различны, так как все вещи одной и той же природы и, значит, содержат общее. Различие между вещами в этом глобальном смысле относительно. Следовательно, в этом же смысле и нужно понимать гармонию целого, как гармонию Вселен­ной. Итак, определение и познание гармонии зависит от определе­ния и познания, связи между частным и общим — одного из фун­даментальных вопросов философии»*. Аристотель говорил: «Надо идти от вещей (воспринимаемых) в общем к их составным частям: ведь целое скорее уясняется чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей».

В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

Поэтому, ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она (компози­ция) была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве фор­мообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем соподчинения. Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, обратите внимание на органи­зацию композиционного центра, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно компо­зиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может ока­заться «пауза».

При организации композиционного центра следует учи­тывать законы визу­ального восприятия плоскости. Как пра­вило, он располага­ется в активной, центральной ее час-



* Шевелев И. Ш., Марутаев M. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. M., 1990. С. 135

____________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

ти. Смещение относительно геометрического центра придает по­рой произведению большую внутреннюю напряженность и пласти­ческую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Обратимся к наследию В. А. Фаворского в области теории композиции. Он писал: «Совсем иначе мы смотрим середину пло­скости и края ее. Края плоскости образуют, хотим мы этого или не хотим, обрамление, а в центре — глубина, пространство. И вся пло­скость должна быть построена напряженно-ритмически. И тогда она принимает конструктивную цельность и повышает ее... Пло­скость обрамляется обычно вертикально и горизонтально. Значит, вертикаль и горизонталь уже присутствуют, и, кроме того, как я говорил, уже к краям образуется поле или рама. Вся плоскость изо­бразительная готова принять любую конструкцию, отметить центр и боковые области, приняв любую цельность в двух измерениях, а планы — это прямое порождение плоскости. Плоскость открывает­ся планами в глубину, причем мы можем выбрать, какой план глав­ный и как другие ему подчиняются. Произведения есть разные — мы можем подчинить первый план второму, третьему или задний подчинить переднему. Для этого нам нужно двинуть задний план вперед, так создается обратная перспектива. Но при помощи изо­бразительной плоскости мы изображаем пространство — предмет пропитывается пространством, и мы получаем третий вид цельно­сти — композиционный»*. Фаворский в данном случае говорил о фронтальной композиции, хотя задачи композиционной цельности

Э. Бурдель. Мраморный фриз «Театра Елисейских полей». 1910-1913



В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

* Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. M., 1988. С. 250.



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ_________________________________________________________________

и единства необходимо решать и в других видах композиции, таких как объемная и глубинно-пространственная. В той и другой также важна проблема единства и соподчинения, а следовательно, и орга­низации композиционного центра, так как решение этой проблемы заложено именно в нем. Центр в основном несет смысловую на­грузку, выражает художественный образ произведения, воздейст­вуя на зрителя психологически и вызывая у него тем самым поток ассоциаций, развивая воображение, заставляя сопереживать. Ка­ким же должен быть центр по форме, цвету, фактуре? Эту слож­нейшую задачу может решить только художник, создатель произ­ведения. Его видение определяет многое. А для достижения ком­позиционного единства имеется немало средств и приемов.

Разберем несколько вариантов. В композиции, состоящей из простых по восприятию элементов, появляется элемент, сложный по силуэту. Конечно, он привлечет к себе внимание сильнее, чем группа более простых по форме. Именно он за счет своей сложно­сти начнет играть роль доминанты или композиционного центра. Однако при этом необходимо выполнить условие единства и со­подчинения всей композиции. В данном примере соподчинение может выразиться в подчинении сложному центру колористиче­ского решения или во введении новых подобных по силуэту форм — линий, а также в применении таких средств гармониза­ции, как ритм, контраст, нюанс и тождество, конкретный разговор о которых пойдет ниже.

Рассмотрим следующий пример. Возьмем одинокий по форме центр (именно он необходим автору для решения художественного образа). За счет выделения определенной формой доминанты ком­позиции автор может добиться яркой характеристики, создать не­забываемый образ. В данном случае применён контраст форм, поэ­тому добиться соподчинения можно путем цветового и фактурно­го решения, а также с помощью активного применения средств гармонизации.

История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте решения организация композици­онного центра осуществляется самым маленьким по форме эле­ментом, а в другом — самым большим. Их выбор уже доказан твор­ческим решением автора произведения и возможным выполнени-

____________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

ем непременных условий существования композиции: равновесия, единства и соподчинения. Вариантов решения этих задач может быть множество.

А вот создание композиции, центром которой является компо­зиционная пауза, требует от художника хорошей профессиональ­ной подготовки. При необходимости можно предложить несколь­ко вариантов решения художественного образа таким способом. Приведем два наиболее распространенных. Первый — создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации — ритма. Второй — расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.

При внимательном анализе произведений искусства обращает на себя внимание тот факт, что многие авторы отдают предпочте­ние цветовому единству композиции, соподчиняя центр общей ко­лористической задаче. Он (центр) может быть решен как самый ак­тивный по цвету, контрастный ко всей гамме, самый темный или самый светлый. Это цветовое единство в решении элементов и всей композиции дает цельность восприятия произведения. Но единст­во и соподчинение выражаются не только в колористическом един­стве и соподчинении, а еще и в единстве форм и фактур. Большую роль в создании композиции, отвечающей законам гармонии, игра­ют средства гармонизации. К ним относятся ритм, контраст, нюанс и тождество, пропорции, масштаб.

Следующие упражнения выполняются на неизобразительной, то есть формальной основе. Убирая сюжетную и образ­ную нагрузку, мы тем самым острее выявляем композицион­ные задачи. При организации композиций попробуем использо­вать модульную сетку построения. Применение модульного построения композиций дает ощутимый результат в коор­динировании тех пластических связей, которые могут выра-

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ____________


В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

зиться в параллельности сторон форм, в кратности их со­отношений и пауз между ними, в размещении форм или их де­талей на одной прямой. Для начинающего композитора рабо­та по разнообразным модульным сеткам (основу которых может составлять квадрат или ромб) представляет собой отличный тренажер для ощущения пластических связей в композиции. Этот прием дает возможность проверить себя в процессе творческого поиска, подсказывает связи элемен­тов, что в свою очередь решает проблему единства и сопод­чинения.

Расчертите плоскость, на которой необходимо создать композицию, на клетки, равные приблизительно 1/4 величины предполагаемого главного элемента (согласно заранее сделан­ному эскизу). Затем обозначьте место композиционного центра, но так, чтобы главный элемент композиции четко попал по размеру модульной сетки, то есть занимал одно де­ление, два, три и т. д. Затем разместите другие элементы композиции, каждый раз корректируя их размер и месторас­положение, подчиняясь шагу модульной сетки. В результате вы увидите, что эскиз, претерпев изменения, организовался убедительнее и в целом композиция смотрится более закон­ченной.

Используйте любые изобразительные средства и технику ап­пликации.

Упражнение 1

Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов (круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), кото­рые отличаются размером, цветом или фактурой. Выявите центр, уравновесьте композицию, решите ее композиционное единство и соподчинение.

Упражнение 2

Создайте композицию на модульной основе, выполняя непре­менные условия: равновесие, единство и соподчинение. Исполь­зуйте два варианта форм, например квадрат и круг. Выберите соответствующую модульную сетку. Поставьте перед собой задачу: решение должно быть ахроматическим. Затем попро­буйте сделать его хроматическим.



___________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ


В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

Упражнение 3

Организуйте композицию на модульной основе, где ее элемен­тами будут буквы, но не более двух. Например, Б и Н. Их разме­ры могут изменяться. В решении могут быть использованы 2-3 цвета.

Упражнение 4

Организуйте композицию на модульной основе, где ее элемен­тами будут цифры, не более трех. Их размеры могут варьиро­ваться. Обратите особое внимание на подбор цифр. В решении могут быть использованы 2-3 цвета.

Упражнение 5

Создайте композиции, отвечающие всем основным требовани­ям (равновесие, единство и соподчинение), где центр организован:

а) самым большим элементом в композиции;

б) самой сложной по силуэту формой;

в) самым маленьким по форме элементом в композиции;

г) группой элементов;

д) «одиноким» по форме элементом;

е) композиционной паузой.
Упражнение 6

Создайте композиции, где центр организован за счет цвето­вого решения:

а) контрастным по цвету элементом ко всему решению ком­
позиции;

б) самым темным элементом композиции;

в) самым светлым элементом композиции.
Упражнение 7(контрольное задание)

Возьмите три одинаковые плоскости белой бумаги. Органи­зуйте на них композицию из трех одинаковых комплектов эле­ментов черного цвета. В каждый комплект должны войти:

а) круг — диаметр 4;

б) квадрат — 2x2;

в) прямоугольник — 8x1;

г) широкая линия — 12 х 0,25;

д) линия — 4 х 0,5;

е) жирная точка.

Размеры даны в сантиметрах.



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ___________


В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

Дайте три предложения по решению разных композиционных задач.

Упражнение 8

Организовать композиционный центр самым большим эле­ментом.

Упражнение 9

Организовать композиционный центр самым маленьким эле­ментом.

Упражнение 10

Создать из предложенных элементов композицию, где компо­зиционная пауза выполняет роль центра. Все три композиции должны быть уравновешены и обязаны отвечать закону един­ства и соподчинения.

Две наиболее оригинальные по замыслу композиции (из упраж­нений 2-6) можно повторить в размере 75 х 55 см, уделив особое внимание технике исполнения. Упражнение 7 выполняется на плоскости, размер которой вы должны определить сами.

В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

Упражнение 5, 6

Упражнение 2, 5

Упражнение 2, 5, 6

Упражнение 2, 5, 6

Упражнение 5, 6

Упражнение 5, 6



_____________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ


В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru


В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

Упражнение 5, 6

Упражнение 2, 5

Упражнение 2, 5, 6

Упражнение 5, 6

Упражнение 5, 6

6. упражнение 5, 6

7. упражнение 2, 5, 6

В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru



В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru


_________________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

Действительно, разве можно отрицать, что многие процессы жизнедеятельности человека протекают циклично? Человек ощу­щает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, бе­ге, танце. Любая трудовая деятельность связана с ритмичными дви­жениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма — это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от гре­ческого «рафмос»).

День, ночь, день, ночь... Зима, весна, лето, осень, зима, весна, ле­то, осень, зима... Одно время года сменяется другим, затем все по­вторяется вновь и вновь. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Временной ритм связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением ду­ховного и умственного уровня. Любая личность находится в систе­ме развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы, идущие извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Процесс усвоения ритма довольно сложен, он протекает как на уровне врожденных безусловных реф­лексов, так и условных, приобретаемых человеком на протяжении всей жизни. Современные научные исследования доказывают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстетические чувства.

Наверное, поэтому и в примитивном искусстве встречаются композиции, в основе которых лежит ритм.

Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изде­лия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне — в основе всех этих процессов лежит «метр». Удар — время, удар — время... Элемент — пауза, элемент — пауза. Если ритм — это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения — «метр». Метричность — это равномерность в движении типа меха­нического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Различные волно-

РИТМ

В. Попков. Северная часовня. 1972 - student2.ru

Наши рекомендации