История чревовещания. Возникновение его, как эстрадного жанра.
Составное латино-греческое слово "вентрология" (англ. Ventriloquism, от латинского голос из желудка) и его буквальный перевод "чревовещание" по сути дела ошибочны: артист вовсе не говорит "чревом" - животом. Ошибка эта уходит своими корнями в отдаленное прошлое человечества, когда вентрология не была еще одной из форм сценических выступлений. Тогда, по всеобщему суеверному убеждению, если человек владел "вторым голосом", это означало, что из его живота говорит дух умершего, способный предсказывать будущее.
Физиологическое описание.
4 Техника вентрологии достигается перестройкой речевого аппарата в результате соответствующей тренировки речевого аппарата: гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом.Это умение, основанное на высокоразвитом владении голосовыми связками и отличном управлении дыханием, долго и трудно приобретаемо. Чтобы всегда находиться в форме, нужно делать ежедневные специальные упражнения для горла.
Вся суть владения искусством чревовещания может быть выражена всего тремя словами: «учитесь сужать гортань». Чем сильнее сужена гортань, тем более отдаленно будет звучать голос исполнителя. К тому же этот голос, вовсе не похожий на голос исполнителя, к которому все привыкли, будет восприниматься окружающими как звуки совершенно другого человека. Чревовещатель использует обычные органы речи.
Чревовещатель стягивает небо, откидывает язык назад и сужает щель гортани таким образом, что почти полностью убирает резонансные оттенки голоса. Рот его при этом не шевелится, и у нас создается ложное впечатление, будто звук идет из живота.
Начало тренировок по овладению этим сложным искусством начинается с простого. Прежде всего, это умение произносить слова, не шевеля губами и не роняя спички, крепко зажатой между зубами...
Чревовещатели похожи на певцов: главное в их деле — правильное дыхание. Вентрологию считают мужским занятием: можно сказать, что отработать номер так же тяжело, как укладывать асфальт. Диафрагма, легкие, гортань, язык — все органы работают с неестественным напряжением, в то время как артист еще должен «отыгрывать» каждую реплику. Но главное — нужно уметь придать голосу «полетность», то есть создать впечатление, что звук идет из другого угла комнаты.
Таким образом, мнимые «чудеса чревовещания» целиком основаны на том, что человек не в состоянии в точности определять ни направление звука, ни расстояние до звучащего тела. В обычной обстановке это достигается только приблизительно. Достаточно же поставить человека в не совсем обычные условия восприятия — и человек поддается грубым ошибкам в определении источника звука. Наблюдая чревовещателя, трудно преодолеть эту иллюзию.
Существуют основные голоса для вентрологов: старческие, мужской - женский, гнома, детский. У некоторых артистов не сразу получается освоить голоса, приходится работать по 20-30 лет. Чревовещание - это возрастной жанр, чем старше, тем интереснее работаешь, потому что умеешь модулировать голос, умеешь его преобразовывать ради двух-трех слов.
Как говорят сами вентрологи, чревовещание - это букет. Это не только, не шевеля губами говорить, так, чтобы было не видно, это последнее дело. Надо заставить зрителя забыть, что кто-то за куклу говорит, они должны поверить, что это кукла с ними общается, должны заинтересоваться текстом, манерой исполнения, актерским мастерством, а совсем не тем, что артист не шевелит губами.
История чревовещания. Возникновение его, как эстрадного жанра.
Это искусство было известно еще в древности. Способность разговаривать, не раскрывая рта, греки называли «энгастриментен» — «пророчество из живота». Римские и греческие жрецы пользовались этим даром, чтобы обманывать легковерных людей: они говорили за каменные статуи богов.
Первое упоминание о вентрологии мы находим в халдейской книге предсказаний, написанной около четырех тысяч лет назад Саррукином Первым (он царствовал в Ассирии с 2000 до 1982 года до н.э). Древняя копия его труда хранится в Лондоне.
К началу XII века до н.э. на весь древний мир славилось святилище Аполлона в Дельфах, в Греции: перед этим храмом жрица-пифия предсказывала будущее. Она сидела на треножнике, установленном над ямой, из которой поднимался пар. Считалось, что она якобы вызывала дух Аполлона, и не что иное, как его личное мнение изрекала с неподвижным ртом. Все древнегреческие литературные памятники, упоминающие о пифии, не оставляют сомнения в том, что она была вентрологом, как и другой греческий оракул тех же лет - из храма Зевса в Додоне. Там жрецы позволяли различать отдаленный, неясный шепот пророчеств в журчании ручья и шелесте листвы священного дуба.
В Древней Греции и Риме вентрологи отнюдь не были редкостью. И так же, как и на Ближнем Востоке, все они считались предсказателями. Против этого суеверия выступали передовые умы античного мира: Гиппократ, Платон в трактате "Государство"; Аристофан насмехался над вентрологами в своих комедиях "Осы" и "Плутос", а позднее Лукиан издевался над суеверными простаками - поклонниками чревовещателей.
Многочисленны воспоминания о вентрологах и в Библии. Любопытен эпизод, участники которого действительно жили в середине XI века до н. э. Царь Саул, не имея силы отразить нападение филистимлян, решил обратиться за советом к духу своего недавно умершего мудрого наставника Самуила и отправился в город Эндор к заветной предсказательнице - вентрологу. Та, скрывшись за занавеской, сказала, что видит поднимающегося из земли человека в шелковых одеждах, а когда заговорила по-чревовещательски, Саулу почудилось, что он узнал голос Самуила.
Чревовещательница из Эндора стала виновницей гибели в средние века великого множества женщин. Именно на ее примере, взятом из Библии, а следовательно, неоспоримом в те времена, строилось классическое доказательство существования ведьм: из живота заклинательницы не мог говорить не кто иной, как дьявол, принявший облик Самуила. И жестокая полемика между теологами, осуждавшими сожжение заживо мнимых ведьм, и отцами церкви, оправдывавшими этот позор средневековья, тянулась вплоть до конца XVIII века.
В XVI и XVII веках, чревовещание способствовало суевериям. В 1685 г. 73-летняя Барбара Якоби вызвала сенсацию, ведя беседы с каким-то невидимым Иоахимом. Судьба таких женщин складывалась по-разному: одних причислили к лику святых, а другим не повезло — они были сожжены на костре как ведьмы.
Сами священнослужители не избегали шарлатанских проделок с чревовещанием для достижения своих целей. Великий гуманист Эразм Роттердамский (1469—1536) в одном из писем упоминает о священнике, который голосом покойника склонял одну женщину к сожительству с ним, угрожая в случае отказа пытками.
Много интересных случаев о чревовещателях приводит аббат Ла Шапель в своей книге «Выписки о чревовещателях, или чревобасниках», изданной в Париже Академией словесных наук в 1773 г. Аббат прекрасно разбирался в технике данного искусства. Он очень тонко и образно отметил умение придавать плотность звуку. Ла Шапель так характеризует эту способность вентрологов: «Следуя понуждению, каковым чревовещатель захочет управлять своим голосом, покажется оный происходящим с вершины дерев, с ближнего луга, из земного недра либо с воздуха, от тридцати до сорока шагов расстоянием». В подтверждение своих слов аббат описывает опыты, которые в 1757 г. проводил датский посланник при французском дворе барон фон Менген. Он вел диалоги с небольшой куклой, которую вынимал из своего кармана. Кукла начинала перечить барону. От сердился и пытался спрятать ее в карман. Та обижалась, однако вынуждена была подчиниться силе, но из кармана кукла продолжала пререкаться с бароном. Эта кукла под аккомпанемент пела песни, подражала охотничьему рогу и т.д.
О «полетности» звука, которым должен обладать настоящий вентролог, убедительно свидетельствует история, которая произошла с купцом Сент-Жилем из города Сен-Жермен в 1770 г. Однажды, когда купец сидел рядом с Ла Шапелем, тот услышал как кто-то невидимый зовет его по имени. Сначала голос послышался с кровли стоящего напротив дома, затем из угла комнаты, а потом словно из-под земли. Ла Шапель сделал об этом явлении доклад в Парижской Академии словесных наук. Специально созданная комиссия ученых занималась изучением загадочного явления.
Комиссию ученых все это поразило, но если знать, что Сент-Жиль являлся талантливым чревовещателем, то подобное явление не удивит, так как представляет собой довольно дешевую мистификацию.
Не только широкая публика, но даже ученые долго не могли понять, что представляет собой вентрология. Еще вышедшая в 1773 году немецкая энциклопедия "Универсаль-лексикон", написанная выдающимися специалистами своего времени, объясняла: "Чревовещатель... направляет голос через гортань в обратном направлении, и он звучит через отверстие в животе". Не удивительно, что вентрология вырвалась из пут суеверия чуть больше двухсот лет назад.
А это уже история наших дней: брюссельская газета «Суар» сообщила такую новость: «Одиннадцать католических монахинь-японок окончили курсы чревовещания, чтобы с помощью этого «вещания» заинтересовать детей евангелическими легендами. Газета сообщает также, что радио Ватикана одобрило это новшество в пропаганде католицизма».
Предполагают, что искусством вентрология стала только в начале XIX в. Тогда появились артисты, которые разыгрывали целые представления. Первым чревовещателем, использовавшим свою способность говорить "вторым голосом" для великосветского развлечения, был австрийский барон фон Менген. Он же первым стал пользоваться куклой. Кукла изображала старичка. Его нижняя челюсть могла двигаться. В одном из своих писем (1770) Менген подробно описал, каким образом ему удается говорить по-чревовещательски и как он согласовывает эту речь с движениями деревянного рта.
Современник Менгена англичанин Стивен (он умер в 1786 году) стал первым профессиональным артистом-вентрологом. Актер лондонского театра "Друри-Лейн", он нашел свое призвание не в драме, а на эстраде, выступая с "Лекциями о головах". На сцене стояли бюсты из папье-маше с характерными лицами и подвижными нижними челюстями, в различных париках, которые тогда свидетельствовали о принадлежности к тому или иному сословию. Стивен прохаживался между бюстами и вел с ними диалог, а головы придворных врачей и адвокатов, лавочников, крестьян и рыбаков на разные голоса перебрасывались репликами с ним и друг с другом. Затрагивались самые злободневные темы. Стивен высмеивал придворные нравы, крючкотворство судей, алчность, продажность и подчеркнул благородную прямоту и честность простых людей. Атмосфера вольности, царившая на представлениях Стивена, объяснялась главным образом тем, что он приехал в Англию из США, где были более демократичные нравы.
Александр Ваттемар, французский артист, начал свои международные гастроли в 1844 году под псевдонимами "г-н Александр" и "Балтимор". Врач по образованию, человек высокой культуры и недюжинного таланта, Ваттемар разыгрывал целые пьесы, по большей части собственного сочинения. Сочетая вентрологию с трансформацией (мгновенной сменой костюма и грима), он один исполнял по шесть-семь ролей в пьесе, мужчин и женщин, говоривших различными голосами и молниеносно сменявших друг друге на сцене. Он объездил множество стран, выступал даже в великосветских гостиных Москвы и Петербурга. Очевидец одного из его концертов, русский цензор А. Никитенко, писал: «Был на представлении Александра, чревовещателя, мимика и актера. Удивительный человек! Он играл пьесу, где исполнял семь ролей, и все превосходно. Быстрота, с которой он обращается из одного лица в другое, переменяет костюм, физиономию, голос, просто изумительна…» Ему писали Пушкин и Жуковский, покоренные мастерством и талантом "г-на Александра". Творчество Ваттемара высоко оценивали знаменитейшие его овременники. Гёте и Вальтер Скотт, Адальберт Шамиссо в Германии, Томас Мур в Ирландии и Ламартин во Франции выражали свое восхищение в прозе и стихах, сохранившихся в альбоме артиста. Ваттемар дважды гастролировал в России, где подражателем Ваттемара был известный французский актёр Пьер Тома Левассор (1808-1870), также владевший техникой чревовещания. Блестящий пародист, он пел песенки и куплеты и в одном из водевилей играл, мгновенно перевоплощаясь, десять ролей.
Своеобразен характер номера английского артиста Фредерика Маккабея. Его выступление видел в 1867 году в Лондоне и описал в своей книге Эрнст Шульц, тоже вентролог. Выглядело это примерно так. Маккабей застенчиво обратился к зрителям, обещая кратко объяснить, что такое чревовещание, после чего покорнейше просил держаться возможно спокойнее: только тогда достигнется нужный эффект. Затем предупредил, что будет разговаривать с Джоном, который находится в верхнем этаже. Похлопал в ладоши и спросил, глядя вверх:
-Джон, ты там?
Никто не ответил. Он снова крикнул:
-Джон, где ты?
И вдруг послышался голос из зала:
-Никого там нет наверху.
Маккабей, видимо, сам удивленный, наклонился к тому месту, откуда бросили реплику, и, вежливо извинившись, попросил больше не мешать. Снова взглянул на потолок, хлопнул в ладоши и крикнул:
-Джон!
- Я думаю, над нами просто смеются, - раздался пронзительный женский голос, по-видимому из середины зала.
Маккабей, еще более озадаченный, чем прежде, с робким видом просил и эту знатную леди успокоиться, когда раздался третий, потом четвертый голос, перебивая его. Голоса послышались из разных мест. А потом уже казалось, что они звучат отовсюду. Кричащие даже переговаривались, споря друг с другом. Но больше всего слышалось упреков артисту - он едва успевал вставлять одно-два слова своим естественным голосом.
В конце концов Маккабей вышел вперед, поклонился и сказал, что, если его перебивает столько народу, он так и не сможет объяснить почтенным зрителям, что такое чревовещание. И когда он уходил, раздался насмешливый голос:
-Не верьте ему, он вообще не умеет чревовещать!
В книге «Чревовещание, имитаторство, звукоподражание и дрессировка животных» приводятся интересные подробности об этой забавной вентрологической сценке. «Голоса из зала» были совершенно различными: тут и шамканье старика, и мальчишеский выкрик, и визг дамы, прерываемый лаем собаки. В конце концов голоса начинают раздаваться над головой артиста, а он смешно отмахивается от них, как от комаров. Это свидетельство того, что Маккабей блестяще владел «полетностью» звука.
"Артистичность исполнения была великолепна, - пишет Шульц. - Г-на Маккабея вызывали множество раз, но когда он выходил, как бы стесняясь, кланялся, каждый раз сквозь шум аплодисментов слышались сердитые голоса - естественно, его же голоса. При этом его рот казался совершенно неподвижным".
Щульц рядом с Маккавеем ставит немца Шрейбера, дававшего представления в больших, городах Германии. Шрейбер довел искусство до совершенства. Во время исполнения номера он подставлял к губам зажженную свечу, и пламя ее оставалось совершенно спокойным. Он заставлял эхо своего голоса раздаваться из любого места в театре по желанию публики. Собственные возгласы он произносил своим голосом, а соответствующее ему эхо — посредством чревовещания. У Шрейбера была собака, которую он выдрессировал так, что когда он обращался к ней с какой-либо репликой, то Неро (так звали собаку), как бы отвечая, раскрывал пасть и делал движения головой. Зрителям казалось, что четвероногое отвечает на вопросы, хотя ясно, что делал это за нее Шрейбер.
Династия Донских.
Существует мнение, что вентрологом может стать почти любой желающий после особой тренировки. Это не совсем так. Чтобы научиться говорить не шевеля губами, надо иметь особое строение голосового аппарата.
В семье первого русского чревовещателя Григория Донского, занимавшегося вентрологией 65 лет, из его троих детей только Мария смогла освоить это древнее искусство. Мария Григорьевна в детстве всерьез увлекалась хореографией и даже не думала о том, чтобы заняться вентрологией. Она с удовольствием училась в одесской балетной студии и с одиннадцати лет ездила по городам с танцевальными дивертисментами. Но все изменилось, когда уже пожилой Григорий Александрович однажды в сердцах сказал дочери, увидев у нее какие-то зачатки этих голосков, как у него, что сожжет всех своих кукол, если никто из четверых детей не продолжит его дело. И Марии Григорьевне пришлось отказаться от своей мечты и стать профессиональным вентрологом. С годами необходимость переросла в любовь к загадочному жанру.
И лишь одна из дочерей Марии Григорьевны освоила чудо чревовещания. Общий стаж династии Донских в искусстве вентрологии составляет более 160 лет.
Родоначальник почти столетней династии русских вентрологов - Григорий Михайлович Донской (1865-1956).Ещё четырнадцатилетним мальчиком он решил стать артистом. Бесплатно работая в балагане, он понравился хозяину. Ему разрешили быть «ассистентом» вентролога. С этого момента он долго пытался раскрыть тайну говорящих кукол. «Как говорит кукла?», — недоумевал Гриша.
Вентрологи раньше держали своё мастерство в большом секрете. Для сцены у них были большие куклы ростом с человека. Куклы открывали рот, вертели головой, двигали руками и ногами. Григорий прошел большой жизненный путь, полный труда, открытий и приключений и стал наконец великим артистом-вентрологом.
После работы в балаганах, в паноптикумах, он затем выступал в цирке на специальной вращающейся эстраде, и, наконец, на лучших эстрадных площадках страны, вплоть до Московского мюзик-холла. Искусство чревовещания в его время было настолько популярным, что артиста даже пригласили выступить в церемонии коронации Александра III.Именно тогда он и придумал первого игрушечного Андрюшку. В его большом цирковом представлении собачка вывозила золотую карету с маленькими куклами, за ней вышагивали куклы величиной в человеческий рост. Он говорил за них одиннадцатью различными голосами. Обладательницей двенадцатого неожиданно оказывалась собачка. Она смешными шутками отвечала на вопросы артиста, а затем пела популярный романс.
Начиная с 1904 года Г. М. Донской не раз гастролировал за рубежом. В Германии ему нередко приходилось выступать одновременно с такими артистами, как Загомайер - актер, вентролог, трансформатор и фокусник. Немецкий артист-универсал давал интересное представление в меняющихся богатых декорациях, занимающее весь вечер. Но сборы показывали, что Донской неизменно выдерживал такую конкуренцию.
Грянула Великая Октябрьская революция, и Донской, взяв с собой несколько небольших кукол, исколесил все фронты гражданской войны в агитпоездах и агитпароходах. Его дочь, Мария Григорьевна Донская, ездила вместе с ним, а затем подготовила самостоятельный номер. Выступая уже порознь на стройках первых пятилеток, они стремились придать своему репертуару известное общественно значимое содержание.
Позднее, с первых дней Великой Отечественной войны, восьмидесятилетний патриарх русских вентрологов стал добиваться направления на фронт, но на фронт его не пустили, и до самого Дня Победы он неутомимо выступал в госпиталях перед ранеными. А Мария Григорьевна, побывавшая на кораблях Северного Флота, на легендарном полуострове Рыбачий, затем работала на Ленинградском фронте, под Волховом и под Малой Вишерой, попадала во вражеское окружение, и везде ее веселые диалоги с "говорящими куклами" несли радость и отдых солдатам в перерывах между боями.
Отгремела война, и Мария Донская, уже со своей дочерью Евгенией, выступает на Урале и в Сибири, на таких стройках, как гигантская ГЭС на Ангаре. Потом целина, по два-три концерта в сутки - в поле, на грузовиках, при свете фар. Из Казахстана - в Арктику: концерты на дрейфующей льдине и вдоль всего Северного морского пути. А оттуда - в Швецию, Федеративную Республику Германии и другие страны, порой вместе с дочерью.
И вот уже внучка Григория Донского одна едет во Францию, где с честью защищает высокую марку советской эстрады. "Самый прекрасный вентролог из всех, кого мы видели в жизни". "Девушка с собачкой, бегло говорящей по-французски, - абсолютно сенсационный аттракцион" - писала о ней парижская пресса. Евгения в одном из интервью признается , что на иностранном языке работать легче, русский - один из самых сложных языков. Легче всех английский, потому что там гласные буквы, короткие слова. Кажется, что текст идет логически, на самом деле он весь подклеен, чтобы можно было произнести слова. Только автор напишет смешную концовку, а сказать невозможно.
Каких только кукол не используют вентрологи! У Марии Донской были и гном, и лопоухая собачка, забавные мальчуганы, колобок, робот, говорящая винтовка, кролик в цилиндре и так далее. Сначала она работала 25 лет с папиной куклой из папье-маше и не могла себе представить что-нибудь другое. Она, конечно, была тяжелая, большая. Еще ходячий старик был тоже из папье-маше во весь рост. Для каждой куклы артист должен подобрать голос, найти для него подходящий текст, разработать реальный, живой характер. Ведь вентролог – это прежде всего актер. В одну секунду нужно поменять голос, и движения, и жест, и характер. Артист вдохнул, спросил (за это время и должен поменяться образ), и кукла ему отвечает. Это сложно, поэтому, когда Станиславский был в зале, а после выступления Марии Георгиевны зашел к ней за кулисы, он сказал: "Я удивляюсь, как вы можете сочетать драматическое искусство и искусство чревовещания? Это чрезвычайно сложно. В одну секунду надо на одном вдохе».
Сегодня заслуженные артисты России Мария Григорьевна и Евгения Донские снимают маленькую квартиру на окраине Москвы. В их доме бережно хранятся семейные фотографии, концертные афиши и все старые куклы, начиная с самой первой. Когда-то для Донских их шили на заказ из специального сукна, которое почему-то называлось «пионерским». Такие куклы лучше, чем из папье-маше: они мимируют, нежные, а не просто открывают рот и хлопают глазами. Современные умельцы таких кукол делать уже не умеют — вот и приходится артистам латать их самим. Вообще, от куклы зависит многое, для артиста она должна быть живым партнером. Евгения Донская признается, что были и у них куклы неудачные: один щенок, с которым она не могла работать, текст забывала и Андрюшка, которому, как она говорит, «не верила, что это он говорит». Но вентролог должен верить, , ведь если он на секунду не верит, отвлекся, он теряет зрителя. Существует Всемирная ассоциация вентрологов, под ее эгидой находится немногим более 50 профессиональных артистов этого жанра, работающих во многих странах мира, и только три из них женщины: Мария Григорьевна, Евгения Донская и Маша.. Эта скромная цифра говорит об уникальности профессии чревовещателя. Когда-то Донские давали по 40 концертов в месяц, объехали весь мир, в репертуаре Донских есть номера на 8 языках. А сегодня они веселят своими репризами детей в школах.
В первое десятилетие XX века в России появилось множество подражателей Донского: А. Казини показывал "говорящую собаку", чревовещатель Габриэль выступал с "группой автоматов", с куклами работали вентрологи В. и Э. Брокарс, В. Гдычинсний, Г. Бавицкий и другие.
В одном из номеров журнала «Советская эстрада и цирк» были такие строки: «Обычно фокусники манипулируют предметами. Владимир Кузнецов «Скава» умеет манипулировать... звуком. Исполняя на флейте веселую полечку, он отнимал флейту ото рта, а мелодия все продолжала звучать. Следя взглядом за «Летающим звуком», Кузнецов «ловил» его рукой, зажимая в кулаке. «Пойманный» звук доносился теперь из кулака. Кузнецов слегка разжимал кулак — звук доносился более отчетливо. Затем Кузнецов «перебрасывал» звук несколько раз из одной руки в другую, и он был слышен то тихо, то громко. «Поймав» звук в последний раз, Кузнецов «отправлял» его в рот, приставлял к губам флейту и, как бы вдувая звук в инструмент, доигрывал мелодию до конца».
В наши дни искусство вентрологии уже не так распространено, как раньше. Возможно, это связано с тем, что секрет этого уникального дара раскрыт. Однако и сегодня есть интересные и самобытные артисты, работающие в этом жанре.