Введение. Проблема выбора изобразительных и выразительных средств при создании образа в фотопортрете

Проблема выбора изобразительных и выразительных средств при создании образа в фотопортрете

(Выпускная квалификационная работа

По специальности 071301.65 «Народное художественное творчество»

Специализация 071301_08.65 «Кино-, фото-, видеотворчество»)

  Выполнил: Студент группы КНС-044-У-08 Москаленко Андрей Викторович     Научный руководитель: доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой кино-, фото-, видеотворчества Быкова Наталья Ивановна     Допустить к защите: Зав. кафедрой кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, доцент Быкова Наталья Ивановна «____» ______________ 20 ___ г.   _____________________________  

Защищена с оценкой:

«_________________»

«___» ________ 20___ г.

Омск, 2014

Содержание

Введение…………………………………..………………………………...….....3

Глава 1. Изобразительные и выразительные средства живописи и их влияние на фотографию в период ее становления…...……………………………….....10

1.1. История становления фотографии как изобразительного искусства. Особенности взаимовлияния живописи и фотографии..……….......................10

1.2. Проблема выбора выразительных средств и их специфика в живописном и фотографическом портрете…………………………….……….……….………16

Глава 2. Основные понятия композиции как изобразительные средства в фотопортрете………………………………………………………………..…….24

Глава 3. Тональность как выразительное средство фотографии, ее значение при создании настроения в психологическом портрете……………………….36

3.1. Особенности фотосъемки портрета в темной и светлой тональности. Понятия высокого и низкого ключа как художественного приема………..….36

3.2. Специфика работы с искусственным светом при портретировании модели в темной и светлой тональности …………………………………………...……42

3.3. Тональность кадра в аналоговой и цифровой фотографии……………..…44

3.4. Выразительные средства современного фотоискусства и технические приемы, используемые для создания образа в фотопортрете……………..…...48

3.5. Феномен черно-белой художественной фотографии в современном фотоискусстве, ее роль в формировании творческого восприятия ……..….…52

Заключение...............................................................................................................58

Библиография…………………………………………………………………...…62

Приложения

Введение

Актуальность темы: с появлением современных цифровых технологий и широким распространением всевозможной фотоаппаратуры, любительская фотосъемка стала доступна практически каждому. Такая глобализация и унификация фотографии несет в себе как несомненные достоинства, так и ряд недостатков. Широкое распространение цифровой техники качественно изменило работу в таких немаловажных отраслях, как журналистика, фотокорреспонденция, фотокриминалистика и ряд других областей, где важнейшим фактором является не художественность, а оперативность и достоверность фотографии. Однако представления о художественной светописи у большинства фотолюбителей и молодых людей, сделавших фотографию своей профессией, сегодня, зачастую извращены и не обоснованы. Это касается не только неумения работать с искусственным светом или верно выстраивать композицию кадра, но также незнания самих критериев оценки творческой художественной фотографии, а главное не желания их узнать.

Еще совсем недавно по историческим меркам фотографический процесс требовал от мастера немало времени и труда, начиная от определения темы будущей съемки и заканчивая позитивным процессом печати в затемненной фотолаборатории, сейчас весь процесс от момента экспонирования до самой публикации порой занимает несколько секунд. У современных детей, и вовсе вызывает удивление необходимость учиться художественной фотографии, ведь первые фотоизображения они начинают делать, еще не умея ходить.

В такой ситуации серьезно возрастают требования к профессиональному фотографу.Чтобы быть востребованным, он должен стать специалистом, в совершенстве владеющим всеми выразительными средствами портретной съемки.

Научная новизна:основу работы составляют авторские наблюдения, связанные с особенностями творческого фотопроцесса, а также предполагаемые способы решения проблемы исследования, которая в условиях современной фотоиндустрии становится все более актуальной. Сравнение фотографии с другими изобразительными искусствами, исследование проблем светописи на этапе ее становления и анализ научной литературы служат лишь теоретическим обоснованием выдвигаемых гипотез.

Практическая значимость:творческие и технические приемы, художественные наработки в области освещения при съемке портрета, описанные во второй главе взяты из личного опыта таких съемок и приобретались не один год. Технические описания этапов работы над изображением, при аналоговом процессе заимствованы из опыта классиков отечественной художественной фотографии, переработаны, описаны доступным для восприятия языком и могут быть непосредственно использованы на практике.

Проблема исследования – это проблема выбора выразительных средств, при создании образа в фотопортрете, а также связанные с ними технические и творческие особенности работы фотохудожника.

Наши рекомендации