Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
Сложность определения сущности искусства. Многообразие подходов к ее определению в истории эстетики и в современной эстетической науке. Анализ происхождения искусства как методологическая предпосылка для выявления его сущности.
Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система «Творчество – произведение – восприятие» \ «Автор – произведение – Воспринимающий». Органическая связь искусства с жизнью, культурой, внутренним миром человека.
Функции искусства по отношению к природе, обществу, человеку, культуре и самому себе. Универсальность ценностно-осваивающей функции искусства, его способности осваивать, сохранять и передавать все богатство и разнообразие культурных ценностей.
Произведение искусства, специфика художественного образа.
Произведение искусства как особый материально-идеальный предмет. «Художественность» произведения как целостное ценностное выражение его специфики, ее исторический характер. Радикальные изменения искусства и художественности в ХХ веке.
Художественный образ как специфический идеальный субстрат художественной деятельности, способ и пространство художественного освоения мира, бытия и общения в искусстве.
Специфика художественного образа. Единство объективного и субъективного, предметного и ценностного в образе. Интонационность и выразительность идеальной предметности образа. Ассоциативность, сигнальность и суггестивность художественного образа.
Основные типы художественного обобщения (идеализация, типизация, типологизация). Жизнеподобное и условное в образе, функции художественной условности.
Образ как художественная реальность. Пространство и время, внутренняя логика и самодостаточность, самодвижение образа. Иллюзия действительности. Власть образа. Образ как форма иллюзорного и безусловного бытия человека. Единство внутри- и вне-находимости субъекта по отношению к художественному миру.
Специфика художественного восприятия. Искусство как «открытая модель».
Морфология искусства
Синкретические и нон-синкретические концепции возникновения видового многообразия искусства. Пространственные, временные и пространственно-временные искусства.
Графика.Точка.Линия и ее выразительные возможности. Линия и пространство. Линия и ритм. Рисунок и знак. Графика цветная и черно- белая. Гравюра и ее разновидности: линогравюра, литография, офорт, эстамп.
Живопись. Цвет и его выразительные возможности. Понятие колорита. Цветовая палитра и ее основа: темпера, масло, гуашь, акварель. Пространство и время в живописи. Понятие перспективы. Виды перспективы: линейная, воздушная, прямая и обратная. Значение композиции в раскрытии художественного смысла. Фактура и светотень как средства художественной выразительности.
Живопись станковая и монументальная. Фреска, витраж, мозаика, панно как виды монументальной живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, ню, исторический и бытовой жанры станковой живописи.
Основные направления живописи ХХ века: экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт.
Скульптура.Пространство и объем, контр-объем. Выразительные возможности материала: дерева, камня, глины, металла, пластмассы, стекла и т.д. Резьба, лепка, литье – основные формы создания скульптурных объектов. Монологическая и полифоническая скульптура.
Рельеф как тип скульптурного объекта. Виды рельефов: барельеф, горельеф. Композиция, перспектива, светотень – их роль в создании образа.
Круглая скульптура. Монументальная скульптура. Мелкая пластика. Бюст, статуя, конный монумент, скульптурная группа – основные жанры. Связь скульптуры и архитектуры.
Архитектура как вид искусства. Язык архитектуры, архитектурное пространство, архитектурная среда и архитектурное произведение. Система изобразительно-выразительных средств архитектуры. Динамика архитектурного образа: проект, сооружение, образ. Взаимосвязь функциональных и эстетических элементов архитектуры. Денотация и коннотация в архитектуре. Системы архитектурных кодов. Интерьер как единица архитектурного целого. Картина мира в архитектуре. Архитектура и стиль. Направления и стили в архитектуре конца Х1Х – ХХ века: Ар Нуово, модернизм, постмодернизм, деконструктивизм.
Литература.Слово как материал литературы. Выразительные возможности слова. Особенности интонационной выразительности слова в различных художественных системах.
Роды литературного творчества: эпическое, лирическое, драматическое. Особенности эпического способа освоения мира. Историческое пространство и время. Понятие полифонизма и хронотопа. Со-бытие как содержание эпического произведения. Объективированность повествования, пластичность изображения, саморазвитие художественного мира – специфические черты поэтики. Основные эпические жанры: новелла. повесть, роман.
Особенности лирического освоения мира. Внутренний мир человека как объект лирики, переживания – ее содержание. Лирический герой – как субъект переживания. Стихотворная форма, особенности поэтического языка: ритм, метр, рифма. Основные лирические жанры.
Драма как род литературы. Действие – основа драматического повествования. Драматический герой. Специфика поэтики: диалогичность, динамизм, концентрированность действия, его завершенность. Пьеса как форма воплощения драматического содержания. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, трагикомедия.
Театр, его происхождение. Мистерии и становление профессионального театра. Эволюция сценического пространства. Особенности времени в театре. Театр как синтез пространственных и временных искусств.
Актер и персонаж. Актерская игра. Игра-представление и игра-проживание. Маска, ее значение, типы театральных масок. Понятие «внутренней маски». Амплуа. Режиссер и режиссерский театр. Режиссерский театр Станиславского, Мейерхольда, Брехта. Современная отечественная режиссура: Ю.Любимов, М.Захаров, Р.Виктюк, Н.Коляда, А.Праудин.
Кино как синтез выразительных художественных средств и технических приемов. Кадр как ген кинообраза. Художественные возможности кинокамеры. «Субъективная камера». Крупный, средний и передний план и их выразительные возможности. Монтаж как специфический художественный прием. «Медленный» и «быстрый» монтаж. Ритм. Понятие экранного времени. Жанры современного кинематографа.
Музыка.Звук физический и звук музыкальный., его специфика. Основные выразительные средства музыки: гармония, мелодия, лад, ритм, темп, тембр.