Основа основ: модульная сетка
Законы пропорции (Николай Панков)
Модульная система — один из самых популярных методов конструирования полиграфической продукции. Печатное издание созданное по модульной системе (то есть на базе модульной сетки) легче воспринимается человеком, так как его дизайн основывается на законах пропорции. Использование модульной сетки позволяет упорядочить различные элементы страницы, придавая ее оформлению целостность и ясность.
Главное назначение модульных сеток — придание целостности всему изданию, а также облегчение работы по его созданию. Просчитав один раз возможные положения элементов на странице и создав модульную сетку, дизайнеру уже не нужно выверять каждый лист — можно просто верстать материалы по мере их поступления.
Многие уверены, что использование модульных сеток для конструирования печатной продукции возможно только при помощи компьютера. Однако на самом деле такой метод использовался задолго до появления персональных компьютеров. Считается, что впервые на практике модульные сетки стали применять дизайнерские школы Европы в 1950-1960-х годах, однако и этих дизайнеров никак нельзя назвать изобретателями модульной системы, поскольку этот метод возник еще до эпохи Возрождения. С помощью модульных сеток художники увеличивали свои картины, а в картографии сетку начали использовать еще раньше.
Еще в 1509 году в своей книге «О божественной пропорции» итальянский математик Лука Пачоли писал об использовании принципа золотого сечения в архитектуре и изобразительном искусстве. Эта «божественная пропорция» определяется делением отрезка — чтобы меньшая его часть относилась к большей так же, как эта большая часть относится ко всему отрезку. Если такое деление продолжать, то длины отрезков выстроятся в ряд Фибоначчи, в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи, однако само это отношение было известно еще в античности.
Для нахождения отрезков золотой пропорции методами геометрии следует построить пентаграмму — правильный пятиугольник с вписанной в него пятиконечной звездой. Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник, стороны которого образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения. Прямоугольником золотого сечения соответственно называют такой прямоугольник, короткая сторона которого делит длинную в пропорции золотого сечения. Математически отношение сторон такого прямоугольника можно выразить иррациональным числом 1,61803398, обозначаемым греческой буквой Ф, в честь первой буквы имени греческого скульптора Фидия. Алгебраически же оно записывается как a : b = b : (a + b).
Есть и другой метод получения гармоничных пропорций. Из простого квадрата, который является естественной частью прямоугольника золотого сечения, можно построить прямоугольник, отношение сторон которого можно выразить как 1:v2 (прямоугольник v2). Он строится проведением дуги радиусом, который равен диагонали квадрата. Этот прямоугольник, к примеру, составляет основу для форматов бумаги стандарта DIN (A, B, C, D), и неслучайно опытные дизайнеры рекомендуют всегда использовать именно такие форматы. При создании проекта, в котором имеются листы различных размеров (например, фирменного стиля для какой-либо организации) применение форматов DIN позволяет придать проекту целостность.
После исследований времен античности и Возрождения о золотом сечении вспомнили вновь в начале XX века. В 1920 году появилась книга «Элементы динамической симметрии» Джея Хэмбиджа, где впервые прямоугольник золотого сечения был связан с логарифмической кривой. Хэмбидж разработал серию динамических прямоугольников, основанных на проекции прямоугольника v2. Архитектор Ле Корбюзье разработал систему пропорций в архитектуре под названием «модулор» на основе пропорций человеческого тела. Взяв в качестве главных точек, определяющих пространство, солнечное сплетение, макушку головы и кончики пальцев вытянутой руки, он вывел бесконечный ряд математических отношений, которые могут использоваться в архитектуре. Расстояние от земли до солнечного сплетения представляет собой крайнее деление золотого сечения, а расстояние от солнечного сплетения до макушки — среднее. Именно эти математические отношения используются и в графическом дизайне. Считается, что именно труды Хэмбиджа и Ле Корбюзье оказали влияние на дизайнеров Германии и Швейцарии и подвигли их на создание модульных систем, сформировавших современный модульный принцип.
Конструирование сетки — процесс творческий, поскольку художник должен привести конструкцию в соответствие со своим стилем, творческими методами и образом мышления. Однако существует несколько общих принципов, которые следует знать дизайнеру, конструирующему сетку.