К чему привела замена символического капитала на денежный
Основные принципы архитектуры классицизма
В основе классицизма лежат идеи рационализма, обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Развитие драматургии в классицизме - главные имена
Мольер, Лафонтен, Корнель, Расин
32. Как возникло название эпохи «новое время»
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. ??????
Стилевые особ-ти архитектуры барокко
пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты и пилястры. Купола сложных форм, часто многоярусны. Характерные детали барокко —теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Что характерно для иск-ва рококо
изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.
35. почему гл. герои нового времени – законодатель и ученый
возникла особая область — наука, а «человек познающий» становится героем культуры. Учёный становится образцом трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий.
36. какие последствия для человека имело утверждение «Силы права» вместо традиционного «Права силы»?
*в растерянности*
Представление о законе в Новое время
В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе
к чему привела замена символического капитала на денежный
40. о какой свободе идет речь в понятии «свободный экономический индивид»
41. как концепция «разумного эгоизма» отражала изменения в сознании эпохи
В XVII-XVIII вв. получает распространение теория разумного эгоизма (Спиноза, Гельвеций, Гольбах и др.). Согласно этой теории человеку просто невыгодно вести аморальный образ жизни, ибо на его злодеяния окружающие люди ответят тем же самым
42. какой худ. стиль называют «стиль иезуитов» и почему
ИЕЗУИТОВ СТИЛЬ - условное название течения в искусстве Барокко конца XVI-XVII вв. в Италии, а затем и в других странах Европы. Он связан с движением контрреформации и идеей абсолютизма римской католической церкви.
43. как изменились пространственные представления после вел.географ.открытий и торг.-колониальных войн
Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира. Расширение знаний в экономике и правоведении. Научно-технический прогресс. Появление классических утопий Нового времени, связанное с осознанием того, что существуют другие миры, другие культуры, другое устройство общества
44. Какое объяснение мира пытались дать ученые нового времени
В мире больше нет разума, души. методологическое противостояние эмпиризма и рационализма в философии Нового времени во многом отражает размежевание внутри самой науки, которая еще не создала единой картины мира.
(Я понимаю, что это бред)
45. цель и задачи науки
Наука Нового времени ориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени.
46. природа в рамках научной картины мира нов.времени
Природа как часовой механизм - таков принятый в классической науке образ природы: природа все чаще начинает рассматриваться сквозь призму технического эксперимента, и сама становится машиной.
47. почему человек позволил себе не только познавать, но и измерять мир
Измерение понимается как новый тип научной рациональности, формируется чисто количественное, "калькуляторское" видение сущего: то, чего нельзя измерить, взвесить, то и не существует.
48. доминанта барочного сознания
В системе собственно барочного мышления роль образной доминанты выполняет универсальный барочный гротеск-оборотень, воплощенное единство бесконечно малого и бесконечно великого, части и целого, человека и мира в динамике их неустанного слияния и распадения, сращения и отталкивания
49. как изменились представление о мире? сравни с возрожд. и средневек.
В Новом Времени - В мире больше нет разума, души. С природой больше нельзя общаться . человек над ней. Не что такое Бог, а что Бог может нам дать.
50. барочный человек с точки зрения телесной и душевной конституции
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью и варварством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка, на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен, он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики.
51. Что характерно для живописи барокко и назовите представителей этого стиля?
Барокко ( итал. странный, причудливый) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца 16-середины 18 вв. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Антонис Ван Дейк (1599-1641), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Рибер, Сурбаран, Веласкес, Мурильо, Эль Греко.
52. Почему барочный стиль совпал с интересами католической церкви?
Искусство барокко было связано со вкусами королевского двора и католической церкви. Оно получило наибольшее развитие в тех странах, где дворянство было господствующим классом и где сохранились позиции католицизма. Характер пышного католического ритуала в том виде, как он сложился в XVII веке (с новыми особенностями обряда, с широким использованием духовной музыки в ее новых эмоциональных формах), поразительно соответствовал формам барочного искусства. Патетика скульптурных и живописных композиций, множество украшений, переизбыток декора отвечали пышной барочной архитектуре храмов. Несмотря на то, что барокко не охватывает собой все крупные художественные явления XVII века, в идейном плане оно воплощает основные представления духовной культуры этого времени.
53. Сравните регулярный и пейзажный парки, каким периодом европейской истории они соответствуют?
Пейза́жный (англи́йский, иррегуля́рный, ландша́фтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII веке в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.
Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.
Увлечение разбивкой регулярных парков достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века); основные принципы устройства регулярных парков разработаны Андре Ленотром и его школой. Моду на них быстро переняли в других странах Европы; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских». Однако оно исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т.п.; см. Топиар).
54. Почему просветители объявили войну религии?
55. Что такое деизм, назовите сторонников этой идеи?
Деизм (от лат. Бог) – религиозно-философское направление, развивающееся с начала 17 века, представители которого считали Бога лишь первопричиной появления мира (Творцом мира), но отрицали, что Бог существует как личность и может вмешиваться в жизнь человека и общества (отрицали промысел Божий, Бога как Промыслителя о мире).
Родоначальником деизма считается лорд Герберт Чербери (1583—1648). Наибольшего расцвета деизм достиг в эпоху Просвещения. Большой вклад в распространение деизма внёс Орден иллюминатов. + Дэвид Юм, Герберт Чербери, Мари-Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Томас Пейн, Томас Джефферсон, Джон Толанд, Энтони Эшли Купер Шефтсбери, Михаил Ломоносов, Жан Лерон Д’Аламбер, Герман Самуил Реймарус, Адам Вайсгаупт, Бенджамин Франклин, Чарльз Блаунт, Джон Энтони Коллинз, Дэвид Юм, Генри Болингброк, Иоганн Соломон Землер, Людвиг ван Бетховен,Хрептович Иоахим, Этьен Паскаль, Александр Гордон, Эразм Дарвин
56. Какие существуют пути преобразования общества по мнению просветителей, по какому из них развивалась английская, а по какому французское общество?
58. Почему просветители считали необходимым изменять все социальные институты, почему они считали эту задачу допустимой и осуществимой?
59. Как в идеологии просветителей проявился принцип натурализма?
60. Благодаря чему в зоне интересов просветителей оказались дети, что собой представляет педагогика просвещения?
67. Учение об общественном договоре?
В трактате Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре» описано идеальное гос-во, в котором люди, отдав свои силы, свободу и имущество во имя общества, получают взамен гражданскую свободу, равноправие, законодательную власть и защиту.
70. Какое издание стало по праву считаться манифестом эпохи Просвещения?
Произведение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме».
71. Основные периоды петербургского барокко?
Петровское,Елизаветинское.
72. Как можно охарактеризовать социально-политическую ситуацию в эпоху барокко?
Право силы заменяется на силу права. Общество уподобляется машине: что не запрещено, то разрешено.
73) Краеугольный камень всех просветительских теорий?
Вера во всесилие разума
74. Что сближает просветителей с гуманистами эпохи Возрождения?
Отошли от религиозных исканий, углубились в науку, и те и другие интересовались полит.деятельностью.
76. Что такое промышленная революция XVIII века? Какие последствия она имела для европейской культуры?
Пром.революция – переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого трансформация аграрного общества в индустриальное.
77) Какое событие знаменует конец эпохи Просвещения?
Французская революция 1789
78. Какая существует связь между либерализмом и индивидуализмом?
Либер.исходит из положения о том, что индивидуальные свободы чел.являются правовым базисом общества и экономич.порядка.
79. Где и когда появился стиль барокко? Как переводится название этого стиля?
Барокко появился в XVI-XVIIвв в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
Barocco (итал.) – «прочный», «распущенный», «склонный к излишествам».
Barocco (порт.) – «жемчужина неправильной формы» («жемчужина с пороком»).
80. Как в эстетике классицизма определялась цель искусства?
Воспитание личности, гражданина, для которого общественные интересы выше своих.
81) Что объединяет искусство классицизма со средневековым?
В театральном искусстве Классицизм способствовал более глубокому раскрытию идеи драматургического произведения, преодолению преувеличенности в изображении чувств, свойственной средневековому театру
82. Кого принято считать отцом барокко?
Микеландежло.
86. Что такое абсолютизм? Что было причиной его установления в странах Европы?
Абсолютизм – период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия.
90. Что стало причиной кризиса просветительской идеологии?
Сомнения в буржуазном прогрессе, слабость просветительского мировоззрения (антиисторизм, метафизичность, жёсткая нормативность), скептический пересмотр возможностей человеческого разума
91. Что такое романтизм как общекультурное явление? В результате каких экономических и социально-политических процессов он стал возможен?
92. Какая мировоззренческая позиция является альтернативной по отношению к романтизму?
Просвещение
93. За что романтики критиковали просветителей?
Романтики критиковали беспочвенный оптимизм поздних немецких просветителей, их плоский рационализм в этике, эстетике и искусстве. Они считали, что просветительская идеология не способна объяснить современную эпоху.
94. В чем романтики сохранили преемственную связь с просветителями?
95. Кого в Европе можно считать непосредственными предшественниками романтизма?
96. Что такое «романтическое двоемирие»?
Двоемирие как разрыв должного и сущего.
97. Какая страница европейского прошлого была особенно мила романтикам?
98. В чем различие понимания личности романтиками и просветителями?
Просвещение: подчеркнута роль разума, но люди во все времена одинаковы. Романтизм: люди уникальны. Жизненный опыт зависит от национального характера.
100. Как природа понималась в романтизме? Сравните с барочной и просветительской картиной мира. +/-
Романтики создали богатую пейзажную лирику. Пейзаж романтиков связан с новым пониманием отношения человека и природы. Это не только выражение чувства, но и размышление - не столько о природе, сколько о человеке.
101. В чём главные отличия эстетики романтизма и классицизма?
Романтизм:
Просветители судили о прошлом антиисторически ("разумное" - "неразумное"); писатели старались искуссно воссоздавать будни далёкого прошлого; обращались к формам фольклора; создали богатую пейзажную лирику; вторжение лирического начала во все жанры литературы; яркая национальная окраска.
Классицизм:
Складывается нормативная эстетика, требовавшая от искусства и литературы соблюдения определённых законов и правил; возвращаются к ренессансному принципу «подражания природе», т.е. изображение вещей такими, какими они должны быть согласно разуму; важнейшим принципом классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения; стремление к рационализму, к разумному началу и упорядоченности; в изобразительном искусстве и архитектуре характеризовался обращением к сюжетам, образам и нормам античного искусства.
102. Какое место в сознании романтика занимало искусство?
в романтизме высоко ценится личность художника-поэта, музыканта, живописца.
103. Как в социальной структуре изменилось место художника в 19в.?
должен стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшалось.
104. Особенности религиозного сознания романтика?
Глубоко религиозен, но вне церкви. Всякое отношение в бесконечности и есть религия
105.О каком развитии художественной сферы можно говорить применительно к романтизму?
Романтическое мировоззрение проявилось в разных сферах культуры, но с наибольшей силой выразилось в образах искусства и литературы.
Сущность романтического миропонимания заключается в концепции двоемирия, в которой утверждается разрыв "мира мечты" и мира действительности.
106. Какие виды искусства принято считать романтическими, за то, что им уделялось особенное внимание в эту эпоху?
Изобразительные….Музыка, литература,
???
107. Назовите периоды русского романтизма?
1801–1815г.г. – период зарождения романтического направления в России.
Родоначальниками русского романтизма принято считать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
1816-1825г.г. – время интенсивного развития романтизма.
Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой был, конечно, А.С. Пушкин.
1826–1840г.г. - третий, после декабрьский период
М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.
108. Какая проблема стала предметом обострённого обсуждения русской интеллигенции начала 19в.?
109. Выдающиеся представители европейского романтизма?
Байрон, Шопен, Шуберт, Ференц Лист, Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Джон Констебл, Вальтер Скотт, Гюго, Дюма, Купер
110. выдающиеся представителя романтизма в России?
Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи, Чайковский.
.