Русский импрессионизм и его особенности

Импрессиони́зм (фр. — впечатление) — движение в искусстве, зародившееся во Франции, началом которого принято считать вторую половину XIX века. Обычно под термином «Имп.» подразумевается направление в живописи. Имп. — двойная революция в живо­писи: в видении мира и в живописной технике. В живописи Имп.а — движущийся мир, эфемерный, ускользающий; акцент на этом ускользающем мгновении, на настоящем. Имп. предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. Формирование русского Имп.а проходило в 1880-е г, через картины А.П. Боголюбова, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.И. Сурикова шло постепенное усвоение откры­тий французских импрессионистов. На выставках экспонировались работы, отмеченные интересом их авторов к передаче света и воздуха. Принципиальная бессю­жетность, новые приемы композиции и письма были не­привычны для зрителей. Вторая половина 1880-х отмечена работами В.А. Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана. Уже то­гда наметилась особенность русского течения - выезжая за границу, художники писали городские пейзажи, а у себя на родине изображали только сельские, порой - специфиче­ские усадебные или дачные виды. В начале 1890-х годов ста­новятся интенсивными кон­такты с французской живописью. Художники регулярно посе­щают Париж. В середине де­сятилетия в живопись вступают новые «волонтеры» течения - В.Э. Борисов-Мусатов, группа академических учеников И. Е. Репина. Время расцвета русского Имп.а - 1900-е годы. Это течение не имеет своей теории, своих печатных орга­нов, единой орга­низации, а его ведущими мастерами являлись бывшие участники Абрам­цевского кружка и их сверстники. Стараниями импрессионистов подъем пережили «ма­лые» жанры - ин­терьер и натюрморт. В середине 1900-х К. А. Коровин начал знаменитый цикл «Париж­ские огни». В это время живопись московских импрессионистов претерпе­вает заметную эволюцию: светлые краски постепенно вытесняют любимые на рубеже ве­ков охристую и серебристую гаммы, мазок становится короче и подвижней, тени ярче. В 1906 году им­прессионисты разделили успех выставок «Мир искусства» в Петербурге, рус­ских выста­вок того же года в Париже и Берлине, Венецианской выставки 1907 года. Пе­чать хвалила картины К.А. Коровина, И.Э. Грабаря, П.И. Петровичева, а парижский Осен­ний салон из­брал своими пожизненными членами И.Э. Грабаря, М.Ф. Ларионова, К.Ф. Юона. Для части молодежи середины 1900-х Имп. был лишь кратким этапом в поиске пу­тей (Н. П. Крымов, М. Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д.Д. Бурлюк, К.С. Малевич). Дости­жения импрессионистического метода активно усваивались и салонными мастерами, и передвижниками. И в конце 1900-х, и все 1910-е русский Имп. будет про­должать суще­ствовать как течение, хотя интерес к нему публики и критики уже затмили поиски аван­гардистов и неоклассиков. В эти годы он подвергался постоянным нападкам. В стан Имп.а приходит новая группа художников - Н. И. Фешин, A.M. и С. В. Герасимовы и другие. Ни революция, ни войны не пресекли развитие течения. В начале 1920-х Россию покинули К.А. Коровин, СЮ. Жуковский, Ф.А. Малявин и множество дру­гих. В Москве продол­жали энергично работать и выставляться И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, A.M. Герасимов, П.И. Петровичев и другие. Импрессионистические произведения в это время появляются на большинстве выставок. В искусстве второй половины 1930 годов на­чался этап борьбы с формализмом и натурализмом, и Имп. был признан «упа­дочным» искусством. Эта компа­ния продолжалась почти два десятилетия. Искусство Имп.а вновь обрело актуальность для живописи страны во второй половине 1950-х годов. Русское «впечатление» обращено к сердцу больше, чем к глазу. Оптимистическое искус­ство Имп.а, которому присущи сле­дующие особенности: он проявился в усло­виях "ускоренного развития", отчего образова­лась смесь, сплав и симбиоз различных сти­листических направлений и его растянутое, продленное во времени существование. Для него характерна большая нагруженность смыслом и меньшая по сравнению с француз­ским городским вариантом динамизация, что определяет его "деревенский" ха­рактер, и так называемый "культ этюда".

Стиль модерн в России.

Рождение и расцвет стиля модерн связан прежде всего с Веной и Брюсселем, где работали ведущие архитекторы и художники модерна (Ван де Вельде, В. Орта, II. Ольбрих, II. Хофман). Появление модерна в России можно считать частью и следствием развития этого направления искусства и архитектуры в Западной Европе, с незначительным отставанием в пять-десять лет. Его отличительными особенностями явля­ются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искус­ства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Время мо­дерна в Рос­сии в среднем приходится на 1898-1912 годы. В Москве, например, этапы сти­листиче­ского развития модерна выглядят так: 1898—1902 — зарождение; 1903-1907 — наиболь­шее распространение; 1908-1912 — быстрое исчезновение стиля из архитектурной прак­тики. Наряду с появлявшимися простыми рациональными постройками строились и вычурно декоратив­ные. Общество разделилось тогда на два лагеря, в одном превозносили значение нового стиля, в другом указывали на его несерьезность. Общей была убежден­ность в том, что стиль еще не появился и для его формирования предстоит многое сде­лать. После 1904 стиль стал очевидным фактом русской художественной жизни. Архитек­турным находкам западноевропейских мастеров следовали русские зодчие, пытавшиеся работать в формах нового стиля. К этому времени стиль уже называли modern, писали его чаще по-француз­ски, что еще более подчеркивало его иностранную природу. Таким обра­зом, в глазах со­временников подражательность западноевропейским образцам была одним из самых ха­рактерных свойств нового стиля в России. Отсутствие же стилистического единства в рамках нового стиля, несомненно, оказалось в ряду причин неприятия модерна в России. Итак, в глазах российского общества модерн оказался чужим, заимствованным, слишком оторванным от линии развития отечественного зодчества, что и определило не­гативную оценку большинства его произведений.

Изобразительный ряд модерна включил многие непривычные элементы и, прежде всего, небывалое многообразие природных форм. Зодчие довольно быстро превратили эти формы в изобрази­тельные средства. Формы нового стиля исходили из природы человека, его страстей и пороков, что нередко делало их грубыми и пошлыми. Нпр. скульптурный фриз Н. Андреева на московской гос­тинице «Метрополь», изображавший обнаженные фи­гуры, первоначально раскрашенные в натуралистические цвета, вызвал резкие протесты со стороны церкви, из-за чего проект (уже реализованный) долго не утверждали в управе. В пору своего развития в России мо­дерн так и не стал большим стилем, оставшись стиле­вым направлением – одним из мно­гих. Конечно, представление о модерне в начале века было гораздо более расплывчатым и неопределенным. Понимание модерна как закончен­ной стилевой целостности, объеди­няющей определенные архитектурные формы, приемы, орнаментику, сложилось в 1970-1980-е гг, отмеченные всплеском интереса к этому стилю. Признаки стиля: нарочито сложные, уподобленные природным организмам архитектур­ные объемы, текучие, изви­вающиеся скульптурные формы, особая эстетика и цветовая гамма, любовь к натуральным материалам и своеобразие силуэта в одежде, прическах. Лишь по прошествии почти века специфика стиля наконец полностью оформилась, и мо­дерн предстал как большой архи­тектурный стиль. Период модерна применительно к Рос­сии ассоциируется с золотым ве­ком именно загородной усадебной архитектуры - одна из ведущих тем в архитектуре. Этот тип здания стал наиболее приемлемым вариантом, от­крывшим богатейшие возможности для зодчих нового стиля. Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, кото­рый тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве Шехтель Федор Осипович.

Наши рекомендации