Импрессионизм и постимпрессионизм. Основные проблемы

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 035400 «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» (МАГИСТРАТУРА)

__________________________________

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

(профили «История русского искусства», «История западноевропейского искусства»):

КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЯ, ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ

1) Теория знаточества и методика знаточеской атрибуции произведений изобразительного искусства.

2) Понятие стиля в искусстве, исторического типа искусства, художественного направления и школы.

3) Теория прогрессивного циклического развития искусства.

РУССКОЕ ИСКУССТВО СРЕДИ ЕВРОПЕЙСКИХ ШКОЛ

4) Европейское начало и старые традиции в творчестве мастеров Петровского времени: Андрей Матвеев, братья Зубовы, братья Никитины.

5) Художественная жизнь при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне.

6) Роль «россики» в отечественном искусстве XVIIIвека.

7) «Елизаветинское барокко» или «монументальное рококо» середины XVIII века.

8) Классицизм европейский и русский. Общее и разное. Язык, приемы, сюжеты, идейная направленность.

9) Русский сентиментализм и ранний Боровиковский.

10) Русская скульптура второй половины XVIII века. Мартос, Шубин, Гордеев, Козловский, Прокофьев, Щедрин.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

11) Начало «искусства XX века». Экспрессионизм. Фовизм. Раннее искусство Пикассо.

12) Дадаизм. Метафизическая живопись. Сюрреализм. Абстракционизм.

13) «Революция современной архитектуры» (Корбюзье, Райт, Мис ван дер Роэ, Гропиус)

14) Искусствознание и теория искусства второй половины XX в.

15) Искусство США середины – второй половины XX в. в контексте теории постмодернизма.

ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА»

Древнерусское искусство

В системе общеевропейского развития

1) Русь и Византия в Х–XIII в. Византийская художественная культура и ее роль в становлении особенностей архитектуры и живописи Древней Руси.

2) Романские элементы в архитектуре Руси XI—XII вв.

3) Новгородское зодчество XIII-XV вв. и архитектура Северной Европы.

4) Итальянские зодчие в Москве в конце XV – начале XVI в. Результаты русско-итальянского сотрудничества в сфере архитектуры. Вопрос о «русском Возрождении».

5) Проблема барокко в русской культуре конца XVII – начала XVIII в. Барокко в архитектуре. Основные памятники

6) Рукописная книга в Древней Руси. Художественное оформление и проблемы атрибуции.

7) Высокий иконостас. Происхождение, структура, смысл.

8) Царские врата иконостаса. Особенности оформления.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ РУССКОГО ИСКУССТВА XIX-ХХ В.

9) Исторический источник. Терминология и классификация.

10) Русская периодическая печать. Справочная литература и справочные пособия.

11) Каталожный проект Государственной Третьяковской Галереи.

12) Каталожный проект Государственного Русского Музея.

Профиль «ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА

Искусство Северного Возрождения: мастера и проблемы

1) Интернациональная готика и зарождение искусства ars nova.

2) Искусство Возрождения в Германии: Дюрер и Грюневальд.

3) Искусство Нидерландов XV в. Развитие бытового жанра и портрета.

Искусство Испании XV-XVI вв.

4) Античная традиция в искусстве Испании XV-XVI вв.

5) Испанский портрет XV – XVI вв.

Проблемы атрибуции в произведениях голландской живописи XVII в. Пейзаж и натюрморт

6) Проблемы атрибуции в произведениях голландского натюрморта XVII в.

7) Проблемы атрибуции в произведениях голландского пейзажа XVII в.

Жанровые особенности французского изобразительного искусства XVIII в.

8) Стилистическая эволюция французского натюрморта XVIII в.

9) Анималистический жанр во французской живописи XVIII в. Творчество Удри.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Основные проблемы

10) Проблемы реализма и импрессионизма в западноевропейском искусстве

11) Постимпрессионизм в западноевропейской живописи.

12) Историческое значение творчества Эдуарда Мане

Наши рекомендации