Тематика практических занятий
Планируется проведение девяти практических занятий по следующим шести тематическим блокам курса - №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8 (см. № п/п):
№ п/п | Наименование темы П/З | Содержание |
1. | Тема П/З №1. Происхождение искусства | Сущность и генезис искусства. Функции искусства /Ю. Борев, Л. Столович, Б. Кононенко…/. Виды искусства: происхождение и принципы классификации. |
2. | Тема П/З №2. Художественный образ | Многозначность понятия «художественный образ». Художественный образ: объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Специфика словесного образа. Художественное произведение как система образов.Классификация литературных образов: предметная (образы-детали, …), обобщенно-смысловая (индивидуальные, характерные, типические образы; мотив, топос, образ-архетип), структурная (автологические, металогические, аллегорические и символические образы). Образ и знак (иконические, конвенциональные, индексальные знаки). |
7. | Тема П/З №3. Художественное время и художественное пространство | Понятие хронотопа. Формы хронотопа. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность. Литература в кругу других искусств. Основные функции литературы. |
7. | Тема П/З №4. Субъектная организация литературного произведения | Биографический автор и образ автора, авторская позиция и способы ее выражения. Автор, герой, перформер. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы. Автор в драме. Автор и лирический герой. Автор и читатель. |
6. | Тема П/З №5. Сюжет, фабула, композиция сюжета | Категория события. Фабула и сюжет произведения. Типы сюжетов: центростремительные (концентрические), хроникальные, многолинейные, центробежные (кумулятивные). Композиция сюжета. Элементы сюжета: ситуация, конфликт (коллизия). Мотив как понятие сюжетологии. Сюжет и мотив, комплекс мотивов, сюжетная схема. Фабула и сюжет в эпосе, драме. Лирический сюжет. |
7. | Тема П/З №6. Композиция произведения | Роль композиции в раскрытии авторского замысла. Заглавие и паратекст (подзаголовок, эпиграфы). Внешняя композиция (архитектоника) произведения: соотношение целого и составляющих его элементов (томов, глав, частей, строф…). Композиция образного строя. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. Композиция речевая (смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, солилоквий, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления). Композиционные средства (повторы, антитезы, подобия, «монтажные фразы»). Проблема «точки зрения». |
6. | Тема П/З №7. Риторика художественного текста: тропы, фигуры | Риторика художественного текста: тропы (эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, символ, эмблема, метонимия, оксюморон, синекдоха, ирония, перифраз, гипербола, литота). Риторика художественного текста: фигуры (стилистические: фигуры мысли /синтаксические/, фигуры слова /лексические/. Звукопись (ассонансы и аллитерация). |
5. | Тема П/З №8. Жанровая природа эпического произведения | Категория жанра литературного произведения. Канонические жанры. «Память жанра» (М.М. Бахтин). Подзаголовок и «жанровое ожидание» читателя. Деканонизация жанров и полижанровые произведения. Роман как маргинальный жанр. |
8. | Тема П/З №9. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система | Генезис силлабо-тонической системы стихосложения. Двусложные и трехсложные метры. Пиррихий. Спондей. Структура стихотворной строки. Терминология: метр, икт, неикт. Схемное (метрическое) ударение; пропуск схемного ударения; сверхсхемное (внеметрическое) ударение. Слагаемые стихотворной строки (Анакруса, метрический ряд, клаузула, эпикруза). |