Перекрытия романских храмов
1. Деревянные
+ | - |
Легкие, поэтому стены храма тонкие и окна большие, такой храм прекрасно освещен | Горят и гниют. Такие перекрытия не дают возможности расширить храм и увеличить его высоту |
- Каменные цилиндрические
Целиком на целый неф, форма арки — полуциркульная. Свод может быть укреплен подпружными арками
+ | - |
Не горят, не гниют, позволяют расширить храм | Свод очень тяжелый по всей своей площади, поддерживать его должна мощная по все площади опора — стена. Опорные столбы огромные в сечении, они стоят близко друг от друга, затесняя пространство. Интерьер храма разделяется на зоны, из одно зоны другую практически не видно. Окон мало и они узкие, поэтому в храме темно. |
- Каменные крестовые
Перекрывает только одну ячейку (травею), форма арки — полуциркульная
+ | - |
Тяжесть свода разводится на 4 точки опоры | Опоры очень толстые из-за того что свод очень тяжелый. Опоры стоят близко друг от друга и затесняют пространство и делают его темным |
В храмах Каролингского периода появились крипты (подземелья, где находятся реликвии).
В Романских храмах реликвии можно увидеть не только в криптах, но и в капеллах, находящихся в восточной части храма.
Композиция в восточной части храма — хор с обходом и венцом капелл.
В романском зодчестве внешний облик постройки отражает его внутреннее строение, таким образом такой храм, словно сумма простейших геометрических форм. С восточной стороны романский храм представляет собой образ небесного Иерусалима, т. е. рая.
Столбы и опоры, поддерживающие цилиндрический свод, усиливались со всех сторон дополнительными колоннами. Цилиндрический свод может быть усилен подпружными арками. Романская арка — полуциркульная форма. В силу того, что в романских храма доминирует стена, все поверхности интерьера храма покрыты фресками. Резьба капителей также раскрашивалась.
Крестовый свод
Крипты, где находились реликвии, появились в храмах каролингского периода и паломники обязательно обходили их.
Не заходя внутрь можно получить представление о внутреннем строении храма.
С востока романский храм напоминает небесный Иерусалим.
Декор романского храма минимален (аркатурно-колончатый пояс; карликовая галерея; поребрик (кирпичики ставились на ребро);особенности декоративной кладки)
Романские храмы города Лукка (Италия)
— Крепостная стена
— Церковь святого Михаила на форуме (поверхность стены украшают многочисленные инкрустации)
— город Пиза, комплекс на поле чудес: храм (базилика), колокольня (пизанская башня) и баптистерий