Глава 4. декоративно-прикладное искусство эпохи средневековья
В главе 4 рассматривается продолжительный промежуток времени в истории культуры Западной Европы нашей эры. Это эпоха Средневековья. Период начинает свой отсчет со времен Карла Великого, с VIII в. н. э., и заканчивается североевропейской культурой в XV столетии. На протяжении семи столетий в истории искусства Средневековья различают два этапа. Первый — с X века по первую четверть XIII в. — называется «романским», это период, когда еще сильно влияние культуры Древнего Рима во главе с Равенной. Второй — с середины XIII по XV в. — «готический» или «пламенеющая готика». Поиски характеристик готики затруднены с самого начала размытой и неточной сутью термина. Впервые по отношению к искусству он был применен в XVI и XVII вв. в уничижительном смысле: так определяли искусство, в широком смысле доренессансное и неитальянское. Название связано с одним из древних германских племен, готов. В силу восприятия их «варварства» последующими поколениями готическое искусство будет считаться «диким», нецивилизованным. Во времена возрождения готики в XVIII в. термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса. Позже, в начале XIX в., довольно большую часть этого искусства назвали романским. Так, готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами. Эпоха Средневековья не знала разделения искусства на «чистое» и прикладное. Для обозначения и того, и другого использовалось одно латинское слово «ars». Возвеличивание искусства и его творца было на протяжении почти четырех веков эпохи Возрождения и остается до сих пор характерной чертой западноевропейской культуры. Такое отношение к искусству было совершенно чуждо Средневековью.
Влияние схоластики ощутимо в двух вещах. Во-первых, существовало предубеждение против любого занятия, включающего ручной труд, против так называемых механических искусств. Ремесленники не стоили серьезного внимания, как и их произведения, какими бы внутренними свойствами они ни обладали. Отсюда вытекает второй важный аспект схоластического мышления, исключавшего творческие раздумья об искусстве. Материальные объекты считались ценными ровно настолько, насколько они помогали познанию Вечного и сущности Бога. Христианские философы пришли к тому, что видимый мир заслуживает внимания только как отражение Божественного. Автоматически это создавало пропасть между предметом и его скрытым содержанием.
Но тем не менее декоративно-прикладное искусство этого периода достаточно разнообразно. Оно отражает как духовные устремления народов, заселяющих Западную Европу, так и политическую ситуацию, социальное устройство. В истории этот период характеризуется как феодальный строй, время становления государств, развития городов. Усложнение государственной власти, как и духовной, требовало роскошного обрамления. В связи с чем ремесла, появившиеся еще в Древней Греции, активно развиваются. Но средневековый Запад в техническом отношении был бедно оснащенным миром. Лишь с XI в. начинают появляться и распространяться важные технологические достижения. Причина подобной технической отсталости коренилась в социальной структуре и ментальных установках средневекового общества. Одно лишь господствующее меньшинство светских и церковных сеньоров испытывало и могло удовлетворять потребность в предметах роскоши, которые прежде всего импортировались из Византии и мусульманского мира. В это время совершенствуется сельскохозяйственная техника, распространяются водяные и ветряные мельницы. Эволюция вооружения и военного искусства, имевших огромное значение для военной аристократии, способствовала прогрессу металлургии и баллистики, церковь, заинтересованная в строительстве храмов, подхлестывала технический прогресс не только в строительном деле, но и в изготовлении инструментов, средств транспорта, в прикладных искусствах, таких как искусство витража. В эпоху Раннего Средневековья предметы домашнего обихода, инвентарь и мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства. Стремление к роскоши в этот период было невелико, и в соответствии с этим мебельное ремесло весьма примитивно. Развитие религиозных орденов привело к распространению церковной утвари, не уступавшей по своей красоте и силе воздействия византийским образцам.
Металл. Типичными чертами раннесредневекового европейского ювелирного искусства являлось применение техники холодной эмали, использование крупных кабошонов, которые контрастно соединялись с золотом, а также преобладание в орнаменте мотивов «звериного» стиля. Причудливые по форме подвески, фибулы, поясные пряжки времен Меровингов (V—VIII вв.) украшены альмандинами и гранатами и сохраняют отпечаток присущей варварским народам любви к многоцветности. В произведениях романского и готического ювелирного искусства величественная пышность цветовых созвучий всегда сочеталась со строгой архитектонической композицией, которая иногда повторяла формы церковного зодчества. Часто применялись редкие породы дерева и горный хрусталь. Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служили материалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах.
Орнамент. Особым можно назвать и средневековый орнамент. В романском стиле орнаментальное и изобразительное начала согласованы. Сущность найденного синтеза — в сочетании образной выразительности и узорной геометричности. В эту пору во Франции был создан ряд прекрасных произведений как в миниатюре, так и во многих видах прикладного искусства. Самой известной можно назвать лиможскую выемчатую эмаль. Готический период характерен усложнением формы и заполняющих её орнаментальных мотивов. По сути, готика — это не продолжение романского стиля, а начало ренессанса.
В XIII в. новый орнамент был еще только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церковной серебряной утвари и начинает постепенно проникать в другие отрасли прикладного искусства. Симптомом перехода от романского стиля к сменившему его готическому является проникновение в орнаментику более позднего романского периода светских мотивов. Это было характерно прежде всего для искусства Франции, являвшейся эпицентром формирования будущего готического стиля. Изображения юных рыцарей, прекрасных дам, доспехов, щитов, мечей, французских лилий, элементов активно развивавшейся в этот период гербовой семантики придали орнаментике своеобразный романтический и в то же время более светский вид. Вместе с этим заметно меняется сама стилистика декора. Из него уходят каменная неподвижность, грубоватость, языческая «дикость», плотность и пестрота, сменяясь лаконичной графической отточенностью, четкостью ритмов, связанными с развитием гербового искусства.
В XV в. готическая архитектура сказала свое последнее слово. Ее элементы в зодчестве стали применяться в декоративных целях, а готический орнамент главенствовал уже не только в серебре, но и в изделиях из слоновой кости, дерева. При этом использовался не только декор, но и сами архитектурные формы превращались в орнаментальные мотивы. Большие возможности открывались перед мастерами, изготовлявшими серебряную утварь в технике отливки, чеканки и гравировки. Здесь больше места уделяется орнаменту из листьев и растительных завитков, т. е. элементов, созданных на основе наблюдения реальной действительности. Вместе с тем серебряная церковная утварь отличается исключительной пышностью. В XV столетии в соборах начинают ставить деревянные резные алтари и дарохранительницы. Готический орнамент в этих изделиях приобретает фантастический характер. Все, что было в зодчестве конструкцией, в дереве становится сложнейшим отвлеченным геометрическим ажурным орнаментом, исполненным с помощью циркуля и лекала. Характер готического орнамента определяется сложным взаимодействием романо-византийской и арабо-мусульманской традиций. Арабо-мусульманская художественная культура с ее рационально-математической рассудочностью, абстрагированностью от конкретных образов, графическим изяществом импонировала мировоззрению схоластического Средневековья; именно эти качества были взяты на вооружение готикой для того, чтобы преобразовать вязко-инертную массу романского наследия.
Помимо того, что развиваются уже существующие ремесла, формируются новые. Мощный подъем переживает ткацкое производство, мебельное искусство. Активно развивается стекольное дело, в частности, витражное искусство. Производство стекла вновь возродилось в XIII в., главным образом, в Венеции, но промышленную форму приобрело в Италии в XVI в.
Кость. Уже с конца XIII в. резьба по кости стала почти монополией Франции, в частности, Парижа. Костяные изделия парижских мастерских высоко ценились во всей средневековой Европе. Типичные средневековые предметы из кости: гребень, коробочки для зеркалец. Из этого материала изготовлялись не только бытовые предметы, но и вещи религиозного культа, различные скульптурные образы. Процесс изготовления такой скульптуры был долгим, она делалась не одним мастером, лицо всегда дополнительно подтонировалось, а изделие украшалось золоченым орнаментом. С XV в. пластины слоновой кости переносились со старых изделий на новые.
Развитие ремесел начинается с расцветом средневековых городов, которые были местом обмена, торговым узлом, рынком и центром производства. Для раннего готического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовывались деревом или украшались стенной росписью ярких цветов и настенными коврами. В XV в. особой роскошью отличались фламандские и бургундские тканые ковры и шпалеры. В это время уже начинают стеклить окна: сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла.
Варианты готического стиля могут быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерланды, северо-западная Германия и Англия. На юге этот стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и Австрии. В период готики возросло число находившихся в употреблении типов мебели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Совершенствовалось и столярное ремесло, что позволяло решать трудные задачи в области художественного оформления мебели. Интересное явление представляет собой также орнаментация мебели. «Масверк» воспроизводился в дереве типичной для этого времени углубленной резьбой. Это сложнейшее переплетение кривых линий, проложенных циркулем, являющихся как бы условным отображением конструктивных приемов готического зодчества. Порой в мебели воспроизводился из дерева скульптурный каменный фриз в виде туго сплетенных, скрученных ветвей и листьев.
Любовная тема занимала все большее место в сочинениях и художественном творчестве позднего Средневековья. Переплетение мистической экзальтации и экзальтации любовной, культа девы Марии и культа «Прекрасной дамы», рыцарские романы и воспевание любви не только как идеальной, одухотворяющей страсти, но и как тонкой куртуазной игры, служили изящным украшением тогдашней жизни. Куртуазный стиль позволял художнику одновременно проявлять индивидуальность, которая, начиная с этой поры, улавливается все чаще, равно как и живую наблюдательность в сочетании с утонченной декоративностью.
В городском, цеховом ремесле проектирование еще не является особой деятельностью: оно сливается с производством, хотя появляются и новые важные моменты в отношениях проектирования и потребления. Ремесленник производит вещь не для собственного потребления, а на заказ для другого человека и реализует эту вещь через продажу. В проектировании-производстве учитывается потребность потенциального покупателя.
Средневековая эпоха, разделенная на романский и готический периоды, была, таким образом, концом древнеримской культуры и началом новой эры, эпохи Ренессанса.