Основные тенденции искусства конца XIX — начала ХХ века
Активизация художественной жизни страны. Повышение интереса к искусству в кругах интеллигенции, развитие меценатства. Возникновение новых художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства», «Новое общество» и другие, их роль в определении путей развития русского искусства. Возросшая активность выставочной деятельности. Появление периодических изданий по вопросам изобразительного искусства.
Передача Третьяковской галереи (1894), открытие Русского музея в Петербурге (1898), возникновение художественных музеев в губернских центрах России. Художественное образование в России на рубеже XIX–ХХ веков. Реформа Академии художеств 1893–1894 годов. Художественные училища в Петербурге, Москве и других культурных центрах. Частные мастерские.
Борьба художников против академического официального искусства, против эпигонов передвижничества. Связи русского искусства с европейской и национальной религиозной философией. Понимание красоты как преобразующей силы в искусстве и признание необходимости неограниченной свободы художника в его творчестве.
Общая интеллектуализация художественной среды, расширение границ использования наследия мирового и национального искусства.
Роль купечества (меценатство) и усадебной культуры в искусстве рубежа веков. Абрамцево. Талашкино.
Проблема реализма в русском искусстве рубежа XIX–ХХ веков. Усложненность путей его развития, обусловленная противоречиями в русской художественной культуре данного времени. Снижение интереса к социальной стороне действительности, усиление эстетического начала. Обостренное чувство живописно-пластической красоты мира. Изменение в иерархии жанров искусства. Возрастание роли пейзажа, натюрморта, портрета, исторической картины и снижение интереса к бытовому жанру.
Стилистические направления и тенденции в русском изобразительном искусстве рубежа веков. Широкое распространение пленэра, возросшая роль натурного этюда и этюдных форм. Преобладание символичных образов и форм над реалистичным отображением современности — основная черта искусства конца XIX — начала ХХ века. Постепенный отказ от метода изображения действительности в формах самой действительности.
Импрессионизм и его национальные особенности. Показательно, что русские импрессионисты в большинстве являются выпускниками не Императорской Академии художеств в Петербурге, а Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, более свободной и прогрессивной школы, теснее связанной с традициями русского народного творчества — яркого, красочного и жизнерадостного. Тем не менее, в живописи русских импрессионистов доминируют предметность, материальность. Поэтому русские оказались способны только к подражанию внешним приемам техники французов, а не к усвоению собственно живописного мышления формой. Особенно заметно это обстоятельство у художников, эпизодически увлекавшихся формальными задачами.
Стиль модерн. Ведущая роль архитектуры в сложении стиля модерн и менее определенная его выраженность в пластических искусствах.
В целом искусство этого периода характеризуется антиэклектическими устремлениями и поисками большого стиля, объединяющего разные виды искусства. В России к этому следует добавить традицию предметности, материальности художественных форм. Эти формы не становились эфемерными, деструктивными и атектоничными, как это происходило в искусстве французского Ар Нуво или германского югендштиля. Ярким примером этой особенности является творчество выдающегося художника Михаила Александровича Врубеля (1856—1910). Культ хрупкой красоты, загадочности и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна, не был чужд и Врубелю. Однако даже в самых фантастических сюжетах, присущих западноевропейской традиции, например в серии эскизов к панно "Фауст", художественно-образный строй и даже условная врубелевская манера много глубже и традиционнее, чем у европейских символистов. Как художник периода Модерна, Врубель эрудированнее и шире, его талант выходит за границы определенной эпохи, метода и стиля. Предметность и осязательная ценность формы были восприняты Врубелем от традиции русского академического искусства, в частности от его учителя П. П. Чистякова. Именно это сближает творчество символиста Врубеля и совершенно иные по содержанию и настроению произведения другого "чистяковца" В. М. Васнецова. Качество "всемирной отзывчивости" в сочетании с обстоятельностью мышления присуще российской традиции. Однако даже творчество столь цельного человека, как Врубель, развивалось в период Модерна на грани разлада между мечтой и действительностью (разлада, оказавшегося столь катастрофичным для будущего России). В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации соседствовали с ориентальными устремлениями. Схожие тенденции свойственны и архитектуре этого времени. Выдающийся художник, архитектор Федор Осипович Шехтель (1859—1926) колебался между стилистикой венского модерна, французского Ар Нуво, Неоготикой и Неоклассицизмом. Характерным памятником петербургского Модерна является здание Витебского вокзала. Аллюзии, соединение классики с новыми элементами характерны для архитектуры петербургского Модерна. Показательным для русского Модерна, но столь же уникальным в мировой практике является творчество Николая Константиновича Рериха (1874—1947). Потомок древнего датско-норвежского рода, Рерих был членом кружка "Мир искусства", но критиковал западническую ориентацию большинства членов кружка. Для выражения своих философских идей — пантеизма, нравственного совершенствования и единения всех религий — Рерих нашел особый стиль, основанный на предельном обобщении рисунка и выразительном сочетании насыщенных, ярких, "открытых" цветов — синего, красного, желтого. Гималайские пейзажи Рерих сочетал с символическими фигурами, персонажами индуистской мифологии и придуманными им самим эмблемами. Его стиль можно определить как соединение формальных приемов "мирискусников" с традициями восточного искусства
Символизм как художественная тенденция в творчестве русских художников.
На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции, интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного и так далее. Деятельность художников «Голубой розы».
Сближение различных видов художественного творчества — живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, графики, театра, музыки, поэзии, их общая направленность и углубление специфики каждого вида искусства. Взаимопроникновение жанров. Стремление к синтезу искусств.