Этапы развития культуры России в ХХ веке

В истории культуры постреволюционной России мы можем выделить несколько периодов. Первый из них начинается с революции Октября 1917 года, включает гражданскую войну, борьбу с интервенцией, новую экономическую политику (НЭП) и заканчивается серединой 1930х гг. - индустриализацией, коллективизацией, культурной революцией, преобразованием национальных отношений, то есть построением "основ социализма", созданием "основ социалистической культуры". Это - переходный этап от культуры буржуазного общества к культуре социализма, или от аграрной культуры к культуре промышленной, индустриальной. Второй этап, продолжавшийся вплоть до 1980х гг., связан с совершенствованием индустриальной культуры, попытками осуществить "комплексную индустриализацию страны", а также достичь этапа "зрелых" социалистических отношений. Это период развитых социалистических форм культуры, закладывания предпосылок для дальнейшего развития. Но в конце этого периода, в 1970е-1980е гг. стали обнаруживаться застойные явления, отрицательно сказавшиеся на развитии культуры. Страна стояла на пороге перемен. Третий этап в развитии культуры связан с попытками её реформирования, обновления, модернизации. Он охватывает время с середины 1980х гг. до начала 1990х гг. В конце этого периода в результате идеологического обновления, экономической реформы, политических изменений стала формироваться новая культура, лишённая псевдосоциалистических форм, наиболее полно отвечающая изменяющимся реалиям общества, его трансформации от индустриализма к культуре постиндустриального информационного общества.

34 Достижения науки и техники в России (ХХв.)Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки - воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е. Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 году Г.Е. Котельников сконструировал первый авиационный ранцевый парашют.К.Э. Циолковский в 1903 году опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет. В своих последующих трудах «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» (1910), работах о космических полетах (1911-1914) он продолжил разработку теоретических основ будущих космических полетов.Среди наиболее известных ученых был энциклопедист В.И. Вернадский. Труды Вернадского легли в основу биохимии, геохимии, биогеохимии и радиогеологии. Еще в 1909 году Вернадский писал, что «в эти годы в мировом научном движении… происходит полная революция в представлениях о веществе, начинается не менее глубокое изменение в науках о жизни». Самого Вернадского отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных научных областях. Учение Вернадского о биосфере легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума.Развитие естествознания происходило в тесном общении с мировой наукой, чему способствовали обмены учеными, стажировки в заграничных университетах, публикации совместных трудов.Великий русский физиолог И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 году за исследования в области физиологии пищеварения Павлову первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И.И. Мечников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.Огромный вклад в мировую науку в начале ХХ века внес Н. И. Вавилов, специализировавшийся на генетике и наследственности и открывший законы гомологичных рядов.В российской науке появилось созвездие имен в гуманитарных дисциплинах - философии, социологии (С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Шестов, П.Б. Струве и др.). Авторы стремились осмыслить исторический путь и будущность России.Достижения в исторической науке связаны с именами П.Н. Милюкова, В.О. Ключевского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.П. Павлова-Сильванского, С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова, А.А. Шахматова и других.

35.Литература и искусство России(ХХвека) В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок) - обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 веков, характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д.Понятие “МОДЕРНИЗМ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. (Большой Энциклопедический Словарь)Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре.В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева “Санин” (1907) , который пользовался большой популярностью как самый “модный” роман. Его герой издевался над теми, кто “готов пожертвовать жизнью ради конституции” . С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что “всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту”. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции

36.Основные художественные направления модернизма.ЭкспрессионизмЭкспрессионизм - отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Название ему было дано не участниками, а критикой, охарактеризовавшей его по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности. Термин (от франц. еxpression - выражение) впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала «Штурм» (Берлин) Г. Вальденом. Термин должен был определять сущность искусства, противоположного по своим задачам и методу уже исчерпавшим свои возможности направлениям - натурализму и импрессионизму. Произведения экспрессионистов во всех родах искусства отличаются нервной дисгармонией, неестественностью пропорцийКубизмКубизм (от франц. «cube» - куб) - течение в европейском изобразительном искусстве начала XX в., главным образом французской живописи, отчасти скульптуры, в котором решались задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Отсюда название, - разложение на составляющие элементы и организации этих элементов в новую изобразительную форму с учетом специфики передачи пространственно-временных отношений на плоскости картины или в объеме скульптуры.Абстракционизм.Абстрактивизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей - это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. СюрреализмСюрреализм - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы - «сюрреалистическая драма».ХеппенингСамо слово «хеппенинг» означает «происходящее», «случающееся», непреднамеренное происшествие или событие. На самом же деле хеппенинг - представление, заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслуГиперреализм Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии.

37.Достижения науки и техники в конце ХIX – начале ХХ века.

В конце 19 – начале 20 века наука и техника достигли расцвета. Это связано с развитием производственных сил.

Изменения в транспорте.Появились трамваи. Братья Райт создали самолет. В 80-ые годы Бенцен построил первый автомобиль. Положено начало электрификации железной дороги. Появился тепловоз, электровоз. Паровой флот к концу 19 века вытеснил парусный.Связь.Белл создал первый телефон, Попов – радио, братья Люмьеры – первый киноаппарат.Военное дело.В 1867 году Нобель изобрел динамит и бездымный порох.Сельское хозяйство.В 1873 году появился комбайн, машины, изобретен автоматический ткацкий станок, развивается холодильное дело. В конце 90-ых (XIX в.) усовершенствован двигатель внутреннего сгорания. В 1897 году Дизель изобрел двигатель по переработке газа и нефти.Наука.Развивается химическая промышленность. Это вызвано потребностью в жидком горючем. Применяют аммиак, бензол. В 80-х годах в Швеции и США налажено производство целелозы. Труды русского ученого Циолковского заложили основы современной космонавтики. Появилась идея металлокерамики. Открыты новые элементы: германий, бериллий, цирконий, тантал (применять их стали в середине 20 в.).Таким образом открытие в науке и технике позволили миру сделать шаг в улучшении жизни, укреплении промышленности.

39Постмодернизм:теория и искусство.

Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914).Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).Постмодернизм в искусстве.Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли).По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда.При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность.Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.постмодерн наследует из соцреализма минтетичность или синкретизм — в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму.В настоящее время постмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

40)Характерные черты глобальной культурыГлобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием

Наши рекомендации