Практикум
Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары). Занятие проходит в форме свободного обсуждения заранее заявленных вопросов. Предполагаются также краткие индивидуальные выступления и презентации. На занятиях оценивается:
- знание студентом теоретического материала;
- знание текстов художественных произведений по курсу;
- свободная ориентация в излагаемом материале;
- наличие собственной позиции.
№ п/п | Наименование темы | Вопросы для обсуждения |
Тема 1. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства | 1. Сущность и генезис искусства. 2. Функции искусства /Ю. Борев, Л. Столович, Б. Кононенко…/ 3. Виды искусства: происхождение и принципы классификации. | |
Тема 2. Художественный образ | 1. Многозначность понятия «художественный образ». 2. Художественный образ: объективно- познавательное и субъективно-творческое начала. 3. Специфика словесного образа. 4. Художественное произведение как система образов.Классификация литературных образов: предметная (образы-детали, …), обобщенно- смысловая (индивидуальные, характерные, типические образы; мотив, топос, образ-архетип), структурная (автологические, металогические, аллегорические и символические образы). 5. Образ и знак (иконические, конвенциональные, индексальные знаки). | |
Тема 3. Художественное время и художественное пространство | 1. Понятие хронотопа. Формы хронотопа. 2. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность. 3. Литература в кругу других искусств. Основные функции литературы | |
Тема 4. Образ автора в литературном произведении | 1. Биографический автор и образ автора, авторская позиция и способы ее выражения. 2. Автор, герой, перформер. 3. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы. 4. Автор в драме. 5. Автор и лирический герой. 6. Автор и читатель. | |
Тема 5. Сюжет, фабула, композиция сюжета | 1. Категория события. 2. Фабула и сюжет произведения. 3. Типы сюжетов: центростремительные (концентрические), хроникальные, многолинейные, центробежные (кумулятивные). 4. Композиция сюжета. 5. Элементы сюжета: ситуация, конфликт (коллизия). 6. Мотив как понятие сюжетологии. 7. Сюжет и мотив, комплекс мотивов, сюжетная схема. 8. Фабула и сюжет в эпосе, драме. Лирический сюжет. | |
Тема 6. Композиция произведения | 1.Внешняя композиция (архитектоника) произведения: соотношение целого и составляющих его элементов (томов, глав, частей, строф…). 2. Композиция образного строя. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. 3. Композиция речевая (смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, солилоквий, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления). 4. Композиционные средства (повторы, усиления, антитезы, подобия, «монтажные фразы»). 5. Проблема «точки зрения». | |
Тема 7. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. | 1. Риторика художественного текста: тропы (эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, символ, эмблема, метонимия, оксюморон, синекдоха, ирония, перифраз, гипербола, литота). 2. Риторика художественного текста: фигуры (стилистические: фигуры мысли /синтаксические/, фигуры слова /лексические/. | |
Тема 8. Жанровая природа эпического произведения | 1. Категория жанра литературного произведения. 2. Канонические жанры. 3. «Память жанра» (М.М. Бахтин). 4. Подзаголовок и «жанровое ожидание» читателя. 5. Деканонизация жанров и полижанровые произведения. 6. Роман как маргинальный жанр. | |
Тема 9. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система | 1. Структура стихотворной строки. Терминология. а. Метр, икт, неикт. б. Схемное (метрическое) ударение; пропуск схемного ударения; сверхсхемное (внеметрическое) ударение. в. Степени ритмического ожидания: константы, доминанты, тенденции. 2. Слагаемые стихотворной строки (Анакруса, метрический ряд, клаузула, эпикруза). 3. Генезис силлабо-тонической системы стихосложения. 4. Двусложные и трехсложные метры. 5. Четырехсложные метры (пеоны), пятисложник. |
Планы практических занятий