Самые популярные народные танцы Индии
Бача Нагма (Bacha Nagma) – народный танец штатов Джамму и Кашмир. Исполняется мальчиками, наряженными в женские одежды (длинные юбки и дупаты). В танце явно видно влияние классического танца Катхак. Во время танца мальчики поют. Танец является обрядовым, чаще всего его представляют во время свадеб.
Бохада (Bohada) – ритуальный танец племен Кокна и Варли, проживающих в северо-западной части штата Махараштра. Представления проходят в апреле-мае, участвуют все члены племени. Главную роль играют танцоры в масках наиболее влиятельных богов. Мужчины надевают огромные пугающие маски и ходят по улицам селения, чтобы прогнать из деревни злых духов.
Бхаваи (Bhavai) – народный танец штата Раджастан, демонстрирует акробатические навыки танцоров. Балансируя несколькими поставленными друг на друга сосудами, исполнители подпрыгивают и активно двигаются. Исполняют танец и мужчины, и женщины. Часто танцоры демонстрируют опасные трюки – вроде танцев на битом стекле или балансирование на острие меча.
Бхангра (Bhangra) – самый известный народный танец штата Пенджаб. Исполняют танец мужчины. Основные движения танца – прыжки, подскоки на одной и обеих ногах, повороты, активные движения плечами – демонстрируют физическую ловкость и выносливость танцоров. Костюмы танцоров состоят из расшитых коротких жилетов, надетых на свободные длинные рубашки, широких, развевающихся лунги (национальные мужские юбки, задрапированные из куска ткани) и огромных, гофрированных разноцветных тюрбанов. Бхангру танцуют под аккомпанемент барабанов и цимбал.
Бханд Патер (Bhand Pather) – форма фольклорного театра штата Кашмир. Сюжеты черпаются из литературы Кашмира и Пенджаба, и чаще всего связаны с борьбой населения Кашмира против угнетателей. Представления проходят в жанре танцевальной пантомимы, для изображения животных используют маски.
Бхил (Bheel) – народный танец народа Бхил, живущего на границе со штатом Раджастан. Танцоры держат луки и стрелы, и изображают то, что привыкли делать в обычной жизни – охоту и сбор пищи, демонстрируя свои навыки в этих занятиях.
Бхутам (Bhootam) – народный танец штата Тамил-Наду, исполняется во время народных гуляний на ярмарках. Исполнители (чаще всего мальчики) изображают общеизвестные персонажи вроде сельского ростовщика или заклинателя змей путем облачения верхней части тела в чучела этих героев, сделанные из картона и раскрашенной бумаги.
Бхутам (Bhootam) – фольклорный танец прибрежных регионов штата Карнатака. Изначально танец имел религиозную подоплеку. Исполняют танец только мужчины. Приготовления к танцу очень сложны, костюмы создаются из пальмовых листьев и кокосовых орехов, и их создание требует сноровки и терпения.
Велакали (Velakali) – народный танец сообщества Наир штата Керала. Представление проходит во время праздников в храме Падманабхашвами в Тривандраме, столице штата. Танцоры-мужчины, одетые в военные костюмы, демонстрируют воинственный дух жителей Кералы, держа в руках мечи и щиты.
Гадди (Gaddi) – народный танец сельского населения региона Чамба штата Химачал Прадеш. Чаще всего исполняется как кульминационная часть фестиваля Минджар в июле-августе. В танце участвуют и мужчины, и женщины.
Гарба (Garba) – самый популярный и часто исполняемый фольклорный танец штата Гуджарат, популярен во всей Индии. Исполняется во время Навратри, празднуемого осенью, когда в течение девяти ночей осенью проходят поклонения богине Амбе/Дурге/Шакти/Парвати. В танце участвуют большие группы танцоров. Женщины хлопают в ладоши и движутся под этот простой ритм, держа на голове глиняные горшочки со светящимися лампами внутри. Если танцорами являются мужчины, танец называют Гарби (Garbi). Иногда женщины балансируют не горшками, а подносами.
Гаури (Gauri) – народный танец племени Бхиил штата Раджастан. Племя танцует его чаще всего во время дождя, и только в дневное время. Стиль основан на легенде о Шиве в аватаре Бхайрава, который уничтожил демона Бхасмасуру. Часто используются маски.
Гидда (Gidda) – народный танец штата Пенджаб, женская версия танца Бхангра, не менее яркая и живая. Танцовщицы наряжены в яркие костюмы. Танец может исполняться группой женщин, парой или сольно. Особенностью танца является то, что при исполнении группой танцовщица иногда выходит вперед и танцует сольную партию, в то время как остальные продолжают покачиваться и хлопать.
Гхумар (Ghoomar) – популярный фольклорный танец штата Раджастан. Изначально являлся танцем женщин из знатных раджпутских семей, и исполнялся исключительно для женщин во время праздника, посвященного богине Ганготри. Танцовщицы наряжены в широкие длинные расшитые юбки, развевающиеся во время быстрых поворотов. Часто девушки аккомпанируют себе хлопками. Лица, в соответствии с раджпутской традицией, чаще всего закрыты дупатой (шарф).
Данги (Dangi) – народный танец штата Гуджарат. Мужчины и женщины во время исполнения этого танца забираются ярусами друг другу на плечи. Они формируют круги или другие геометрические фигуры, подпрыгивают и наклоняются, демонстрируя атлетические способности танцоров. Можно сказать – это народная версия акробатических тренировок.
Дандия-Рас (Dandia-Ras) – народный танец штата Гуджарат. Танец чаще всего исполняется во время праздника Навратри, празднуемого осенью, когда в течение девяти ночей осенью проходят поклонения богине Амбе/Дурге/Шакти/Парвати, и изображает любовные танцы гопи с Радхой и Кришной. Мужчины и женщины принимают участие в представлении, формируя круги и перестраиваясь в другие хореографические фигуры. Если танцоры держат палочки и ударяют ими друг о друга и о палочки партнеров, танец называют Дандия Рас (Dandiya Ras). Сейчас последний в большей моде, особенно в городах – его танцуют на общественных мероприятиях и больших праздниках.
Дашавтар (Dashavtar) – фольклорный танец прибрежного региона Конкан штата Махараштра. Является частью храмовых праздников и исполняется только мужчинами. Представление четко разделяется на танец и драму.
Джагран (Jagran) – танцевальная драма штата Махараштра, исполняемая в честь бога Кхандобы и его супруги Мхалсы специальными танцорами, с детства посвященными служению Кхандобе. Эти танцоры очень уважаемы и имеют особый статус. Основным сюжетом представления являются легенды о божестве.
Доллу Кунитха (Dollu Kunitha) – популярный народный танец штата Карнатака. Для аккомпанимента используются огромные барабаны, украшенные традиционными орнаментами. Танцоры, в основном мужчины, исполняют головокружительные акробатические трюки, прыгают и делают сальто в воздухе.
Думхал (Dumhal) – народный танец сообщества Ваттал (штат Джамму и Кашмир). Исполняется мужчинами в длинных рубахах и остроконечных шапочках. Сейчас костюм часто дополняют матерчатыми туфлями, чтобы дать танцорам возможность двигаться более активно.
Дхакар (Dhakar) – народный танец племен Канджар штата Раджастан. Исполняется во время ритуалов благодарения. Мужчины и женщины, вооруженные топорами и щитами, демонстрируют этот воинственный танец. Тяжелый барабанный ритм добавляет к общей воинственной атмосфере.
Дхамйал (Dhamyal) – самый популярный народный танец штата Харьяна. Аккомпанементом служит ритм, отбиваемый на особом круглом барабане не менее метра диаметром. Танцоры, надев на ноги браслеты с бубенцами, следуют за ритмом, притопывают и хлопают в ладоши, создавая приятное звуковое сопровождение. Мужчины играют на инструментах и поют.
Кавади (Kavadi) – самый известный народный танец штата Тамил-Наду. Кавади посвящен богу Муругану, сыну Шивы. Танцоры балансируют хитроумными сооружениями из бамбуковых стеблей, утыканных павлиньими перьями и цветами. Самое интересное, что в дополнение к обычным людям, исполняющим этот танец, специально отбирают и тренируют сотрудников полиции, которые обязательно участвуют в представлениях.
Каи Силамбу (Kai Silambu) – народный танец штата Тамил-Наду. Исполняется мужчинами во время праздников. Для отбивания ритма используются полые металлические кольца. Часто танец исполняется в храмах.
Каикоттикали (Kaikottikali) – один из важнейших танцев женщин штата Керала. Представление проходит во время Онам, самого важного праздника Кералы. По легенде этот праздник посвящен возвращению Короля Бахубали на свою землю после долгого отсутствия. Считается, что возвращение великодушного и могущественного царя символизирует возвращение достатка и мира на землю. В танцевальном стиле Каикоттикали женщины, наряженные в традиционные керальские сари, украшенные гирляндами жасмина, ставят лампу в центр искусно украшенной танцевальной зоны и поют и танцуют вокруг нее, хлопая в ладоши.
Калбелия (Kalbeliya) – один из танцев племени заклинателей змей Раджастана, исполняемый в основном женщинами. Танцовщицы одеты в черные, ярко расшитые лентами, бусинами и небольшими зеркальцами костюмы. Танец исполняют две и более женщины, иногда пары выходят по очереди, создавая таким образом элемент соревнования. Женщины двигаются по кругу, изгибаясь, наклоняясь и отбивая ритм ногами. Постепенно темп музыки нарастает.
Камсале (Kamsale) – народный танец штата Карнатака. Исполняется мужчинами, вооруженными щитами. Изначально танец имел религиозный подтекст, однако позднее обрел большую популярность и как танец для общественных и праздничных событий.
Карага (Karaga) – сольный ритуальный танец штата Карнатака. Самая удивительная форма этого танца называется Джаде Карага – во время этого представления на танцоре надет огромный головной убор, увешанный гирляндами цветов. Когда танцор исполняет различные движения, гирлянды развеваются и колышутся, представляя собой изумительное по красоте зрелище. Чаще всего танец исполняется сольно или в дуэте.
Карагам (Karagam) – народный танец штата Тамил-Наду, танцоры используют сосуды, наполненные водой и украшенные цветами. Танец посвящен богине Мариамман, которая отвращает бедствия. Сопровождает танец аккомпанемент на духовых и ударных инструментах.
Карма (Karma) – фольклорный танец региона Мирзапур штата Уттар-Прадеш. Изначально танец связан с ритуалом плодородия. Свежая зеленая ветвь дерева, символизирующая изобилие, подносится богу Карме. Ритуалом руководят сельские священники. И танцоры, и священники частенько объединяются и впадают в транс во время танца.
Каччи Гхори (Kacchi Ghori) – народный танец штата Раджастан, популярный и в других частях Индии. На танцора надето чучело лошади, так что виден только его торс и голова, и он танцует, имитируя галопирование на лошади. Аккомпанементом служат песни о силе королей и героев.
Кедар (Kedar) – фольклорно-храмовый танец регионов Кедарнатх и Бадринатх, находящихся в суровых северных районах штата Уттар-Прадеш. Храмы этих регионов посвящены Шиве и Вишну, и всегда были источниками фольклора и традиций для этих областей. Танцоры держат чамары (chamars) – священные веера или метелки, которыми размахивают во время представления.
Кикли (Kikli) – женский национальный танец штата Пенджаб. Танцовщицы парами берутся за руки и начинают быстро кружиться, смеясь и дурачась. Чаше всего исполняется во время праздника Тееян (Teeyan), во время которого жители штата приглашают дождь на свою землю. Также может исполняться как часть танца Гидда.
Киннаури (Kinnauri) – народный танец региона Киннаур штата Химачал Прадеш. Танцуется и мужчинами, и женщинами, наряженными в яркие народные костюмы. Танцоры становятся тесной группой, аккомпанируют танцу чаще всего на барабанах, цимбалах и духовых инструментах.
Кола (Kola) – один из видов фольклорного танца Бхутам. В этой форме танца каждый исполнитель идентифицирует себя с определенным божеством. Представления часто проходят в Маккекатте, деревне, считающейся эпицентром этой традиции. В этой деревне установлено более 200 вырезанных из дерева божеств.
Колам Туллал (Kolam Thullal) – ритуальный танец низших каст жителей штата Керала. Исполняется мужчинами. Исполнители надевают огромные маски и делают сложные прически. Избавление от них завершает представление.
Коллаттам (Kollattam) – женский народный танец штата Тамил-Наду. Исполняется по любому случаю и в любое время года. Имеет три версии – в первой женщины держат маленькие деревянные палочки. В стиле Кумми женщины хлопают в ладоши, танцуя по кругу. В форме Пинал палочки привязывают к лентам, закрепленным на высоком центральном шесте и во время движения танцоры сплетают узоры во время движения.
Куд (Kud) – народный танец штата Джамму. Исполняется чаще мужчинами, является ритуальным – в благодарение богам за защиту урожая, скота и детей. Танцоры становятся в круг, их тела покачиваются вперед-назад во время повторяющихся неторопливых движений. Ритм неспешный, равномерный.
Кхайал (Khayal) – народный танец штата Раджастан. В этом танце через музыку и движение нашли выражение легенды и сказки о героизме. Стилизованные представления из музыки и пения, исполняемые только мужчинами.
Лавани (Lavani) – фольклорный танец штата Махараштра. Содержит щедрую дозу сексуальных намеков и движений тазом. Представляется исключительно женщинами Может являться частью танцевально-драматического представления Тамаша.
Лахур (Lahoor) – фольклорный танец штата Харьяна. Танцуют его чаще всего весной, когда на полях много работы – танец дает возможность расслабиться. Иногда к женщинам присоединяются мужчины, особенно если женщины в песне начинают подкалывать их.
Мохаррам (Moharram) – народный танец штата мусульман Шиа из Тамил-Наду. Во время публичных представлений участники прокалывают свои тела, иногда языки, небольшими стрелами практикуют другие формы самоистязаний в религиозном экстазе.
Мудийетту (Mudiyettu) – самая ранняя из форм ритуального театра штата Керала. От него произошли Кудияаттам, Кришнаттам и Рамнаттам. В этой форме представления богиня Бхадракали побеждает демона Дарику. Костюмы достаточно изумительны и ужасны, чтобы испугать сельскую публику, особенно ночью, когда проходит представление.
Нати (Nati) – народный танец региона Кулу штата Химачал Прадеш. Во время праздника Дуссера из разных святилищ, расположенных в долине Кулу выносят статуи лорда Рамы (Рагхунатхджи) и танцуют и поют перед ними, прославляя его.
Нгонпае Дон (Ngonpae Don) – самый популярный стиль фольклорного танца буддистов Ладакха. Представления даются не с развлекательной, а с образовательной целью. Ламы или монахи, которые исполняют танец, наряжены в маски, представляющие разных злых духов и злые силы, и, хотя они выглядят пугающе, представление сопровождается музыкой и в целом настроение танца достаточно спокойное.
Ненавели (Nenaveli) – одна из форм народных танцев штата Керала, исполнялась, чтобы предотвратить эпидемию оспы. Танцоры размазывали по телу мякоть лайма и облеплялись нелущенным рисом, чтобы создать впечатление смертельно больных.
Ойил Аттам (Oyil Attam) – народный танец региона Мадураи-Тричи-Коимбатор штата Тамил-Наду. Костюмы отличаются от традиционной одежды региона – блестящие штаны, расшитые жилеты и сильно декорированные платки – но танец похож на танцы региона – шумный и энергичный.
Панихари (Panihari) – народный танец штата Раджастан. В представлении женщины демонстрируют сложные движения и великолепные навыки балансировки. Танцовщицы двигаются под медленный аккомпанемент, удерживая на голове горшки, наполненные водой. Во время танца ни капля воды не должна выплеснуться из горшка.
Подикажи Аттам (Podikazhi Attam) – форма народного танца территории Пондишерри. Исполняется рыбаками региона, держащими палки. Мощное пение, хлопки в ладоши и множество шума сопровождают танец.
Пуджа Кунитха (Pooja Kunitha) – священный танец штата Карнатака, исполняемый только священниками в местных храмах. Он включает в себя балансировку – большой деревянный идол устанавливается на голову танцора, и он танцует под аккомпанемент барабана.
Рас-Лила (Raas-Leela) – фольклорная танцевальная драма региона Брадж штата Уттар-Прадеш. Солист исполняет партию Кришны, а маленькие мальчики, наряженные в костюмы гопи (юные девушки, которые в индийской мифологии были обожательницами бога Кришны), окружают Кришну и танцуют вокруг него. Они исполняют несколько известных эпизодов из юности этого шаловливого бога.
Руф (Ruf) – народный танец штата Кашмир. Исполняется женщинами во время светских и религиозных праздников, чаще всего – в честь прихода весны. В танце две-четыре группы девушек становятся лицом друг к другу, держась за руки и раскачиваются, покачивая ногами вперед-назад в ритм музыке. Песня, под которую исполняется танец, чаще всего построена в форме вопросов и ответов между группами.
Саина (Saina) – фольклорный танец штата Уттар-Прадеш, требующий опыта и тренировки. Исполнители искусно манипулируют металлическими тарелками, подбрасывая их в воздух и ловя по очереди, не прекращая танцевать. Стиль происходит из региона Джаунсар-Бавар, исполняют танец и мужчины, и женщины.
Сакхиа (Sakhia) – фольклорный танец сельскохозяйственного племени Тхора (штат Уттар-Прадеш). Чаще всего исполняется во время таких праздников, как Холи или Дуссера. Женщины держат в руках небольшие цимбалы, а мужчины аккомпанируют им на барабанах и танцуют вместе с ними, но более активно.
Сингхи (Singhi) – народный танец Лахаул-Спити, одного из регионов в штате Химачал Прадеш. Этот регион покрыт снегом большую часть года – и танец повествует о Снежном Льве, который защищает мир и процветание – главные ценности для жителей этих горных районов.
Тамаша (Tamasha) – чрезвычайно популярная танцевальная драма, представляющая культуру и творческие порывы жителей штата Махараштра. Сюжет представления может быть взят как из мифологии, так и из современной жизни общества. Представления дают только женщины.
Тарпха Нач (Tarpha Nach) – танец племен побережья Конкан штата Махараштра. Они создают духовые инструменты из высушенной тыквы, украшают их и под аккомпанемент этих «тыкв» танцуют группами, формируя пирамидальные узоры или используя палочки. Иногда танец исполняется вокруг шеста.
Терра Тали (Terra Tali) – самый популярный фольклорный танец штата Раджастан. Название танца означает «тринадцать цимбал». Две и более женщины, сидя на земле и покачиваясь, в быстром ритме ударяют по цимбалам, привязанным к разным частям их тела. Каждая старается включить в танец несколько импровизационных комбинаций. Танцовщицы покрыты дупатами, скрывающими большую часть лица. Иногда они зажимают зубами кинжал или балансируют с небольшим глиняным горшком на голове.
Типпани (Tippani) – народный танец штата Гуджарат. Своеобразие танца заключается в том, что он несет не только развлекательную, но и практическую функцию – танцоры – мужчины, занятые на постройке дома – отбивают ритм деревянными молотками, уплотняя пол. Двигаясь и напевая, они оживляют скучную и монотонную работу. Равномерно ударяющие молотки создают звук «тип-тип» - откуда и пошло название танца.
Тирувадиракали (Thiruvadirakali) – женский фольклорный танец штата Керала. Исполняется во время лунных ночей праздника Тирувадира. Тихое проникновенное пение и хлопки в ладоши усиливают лиричность атмосферы. Сам танец напоминает Каикоттикали, но в Тирувадиракали принимают участие только взрослые женщины.
Тхеру Кутху (Theru Koothu) – «уличная пьеса», любимая форма народного театра жителей штата Тамил-Наду. Представление начинается с обращения к богу Ганеше, устраняющему все препятствия с пути человека, чтобы обеспечить успех представления. Чаще всего сюжетом представления являются эпизод из Махабхарты, рассказывающий об унижении Драупади правителем Дурйодханой, исполняемым в очень стилизованном виде. Чаще всего исполнителями всех ролей являются специально обученные мужчины.
Холла Мохалла (Hola Mohalla) – народный танец штата Пенджаб. Представления в этом стиле исполняются сикхами, присоединяющимися к военному ордену Сикхов (Khalsa Panth) и демонстрируют традиционные боевые искусства Сикхов. Вступающие в общину и священнослужители образуют процессию, оснащенную мечами, кинжалами, палками, копьями и булавами.
Чарвас, Чари (Charwas, Chari) – народный танец штата Раджастан, исполняемый мали – сборщиками цветов и садовниками. Во время танца исполнители ставят на голову небольшие масляные светильники, и маленькие язычки пламени танцуют сами по себе во время поворотов танцоров.
Чхолийа (Chholiya) – свадебный танец региона Кумаон, штат Уттар-Прадеш. Чаще всего танец исполняется танцорами-мужчинами во время прохождения свадебной процессии по улицам селения. Вооруженные мечами и щитами, они энергичными движениями демонстрируют свои мускулы и силу.