Народные танцы как культурное наследие

Оглавление

I. Введение……………………………………………..3-5

II. Основная часть

1. Что обозначает термин «народный танец»?

2. Основные жанры русского народного танца

Особенности русского народного танца Липецкой области

4. Популярен ли народный танец в современном обществе?

III. Заключение……………………………………………

Выводы

Литература

«Я не вижу более праздничного,

жизнелюбивого вида искусства, чем народный

танец. Он с детской непосредственностью

раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье… »

Игорь Моисеев

(хореограф, балетмейстер, артист балета)

Народные танцы как культурное наследие

Тема русского танцевального творчества никогда не будет исчерпана. Россия огромна по своим масштабам, многонациональна по своему составу, но большую часть её населения составляет русский народ.

Каждый край, регион, область имеет свои особенности исполнения русского танца. Каждое село, деревня окрашивали обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему, в соответствии с местными фольклорными традициями. Изучение танцевального фольклора отдельных регионов нашей страны–одна из актуальных проблем современной фольклористики.

Вопрос о месте и роли традиционного народного танца, и соответственно, традиционной культуры, в современном обществе представляется необычайно интересным и важным.

Что происходит с народными обычаями, верованиями, ритуалами, обрядами, и, соответственно, с народным танцем, в котором они присутствуют как неотъемлемая часть в современном обществе? Отмирают ли они полностью, сохраняются в качестве реликтов прошлого или обретают новую жизнь и смысл, удовлетворяя актуальные духовные потребности людей? Ответ на данный вопрос мы и постараемся выяснить в данной работе.

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам от предков, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля, в защите и восполнении.

В связи с этим, выбор темы актуален.

Гипотеза: народный танец является неотъемлемой частью русской культуры, отражает национальный колорит и неповторимый характер русского человека.

· Объект исследования: русский народный танец в контексте изучения традиций Липецкой области

· Предмет исследования: отражение в танце характерных особенностей русского народа.

· Цель исследования: выявление особенностей танцевальной культуры русского народа.

· Задачи исследования:

- изучить теоретический материал по проблеме исследования, позволяющий проследить историю развития русской народной хореографии;

- определить основные жанры русского народного танца;

- определить составляющие компоненты русского народного танца;

- провести опрос по теме.

Проблема исследования: характерные особенности русского народного танца.

Методы и приёмы. Для реализации цели данного исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа; сравнение, регистрация полученных данных и их математическая обработка. Названные методы стали основой исследования и явились обобщающим результатом работы в соответствии с поставленными целью и задачами.

Практическая значимость: привлечение внимания детей и подростков к народным танцам.

2.1. Что обозначает термин «народный танец»?

Народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроение, отношения к жизненным явлениям. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен.

Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. О народном танце очень много написано и рассказано писателями, поэтами, музыкантами и самими исполнителями. И пока жив народ, живёт народный танец. Каждый народный танец – это история народа. В нём отражены мудрость и героизм, радости и печали, победы и поражения, быт, нравы, традиции, глубокая вера в доброе начало, в счастливое будущее. С древних времён танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, примеры соотношения движения с музыкой. Танец жил неизолированно от народа. Он равноправный член большой семьи, где тесно были связаны песня, музыка, сказка, былина. В рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца. Если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на небольшом расстоянии, можно заметить, что говор у жителей этих деревень несколько отличается, а на довольно большом расстоянии это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. «Откуда родилось такое разнообразие танцев?

И еще совсем недавно люди, в совершенстве владеющие этим видом искусства, были очень популярны и узнаваемы. Танцоры, парни и девушки, считались самыми завидными женихами и невестами, их расположения пытался добиться каждый, ведь попав в окружение танцора можно было погреться в лучах его славы и признания. Но со временем интерес к танцу и его роли в жизни народа стал теряться, его перестали воспринимать как культурное достояние и историческую ценность.

Отношение к народному танцу, как виду искусства, всегда было достаточно противоречивым. С одной стороны танец не воспринимался как что-то серьезное, многим казалось, что кроме хорошей физической подготовки нечего оценивать или чем-то восхищаться. Но с другой стороны, танец – это своего рода самовыражение, за каждым из них – своя история и условия создания, у каждого – свои черты, своя душа и тайна. Поэтому, чтобы понять, какие особенности, характер, темперамент у той или иной нации, достаточно просто посмотреть ее танец. Это действо – не что иное, как повествование о тех испытания, сложностях, о той судьбе, которую народу довелось пережить. И он стремится рассказать, показать и заставить задуматься зрителя, помочь лучше понять свою истинную сущность, свой характер и настроение.

Наши рекомендации