Тема 5. Воплощение эстетического идеала в искусстве Древней Греции

Особенности древнегреческой культуры. Полисный характер древнегреческой культуры. Место гражданского идеала. Мифологизм греческой культуры, антропоморфизация богов. Периодизация греческого искусства полисного периода: период архаики– VIII – VI вв. до н.э.; классический период – 480-е - 323 гг. до н.э. Основа эстетических представлений – понятие о гармонии, основанной на упорядоченности, уравновешенности, математических законах. Воплощение духовных ценностей античной Греции в искусстве. Эстетическая, дидактическая, идеологическая функции греческого искусства. Тематика искусства. Синтез пространственных искусств при доминирующей роли архитектуры.

Особенности градостроительства: верхний (акрополь) и нижний город. Формирование архитектурных типов греческих храмов. Периптер как основной тип греческого храма. Формирование ордерной системы. Ордер как отражение представлений греков о гармонии космоса. Конструктивные и эстетические особенности греческих ордеров. Дорический и ионический ордера. Наиболее известные архитектурные сооружения дорического, ионического и коринфского ордеров: храм Геры в Олимпии (конец VII в. до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н.э.), храм Геры на о. Самос (VII в. до н.э.), храм Артемиды в Эфесе (550 г. до н.э.). Ансамбль Афинского акрополя (вторая половина V в. до н.э.): особенности композиции и архитектурного решения составляющих элементов. Синтез архитектуры и скульптуры.

Скульптура Греции: ее основные темы и особенности. Образ человека и антропоморфизированные образы богов как главные темы. Идеал человека в греческой скульптуре. Эволюция греческой скульптуры. Архаический период - время рождения монументальной скульптуры; куросы, коры. Творчество Мирона (середина V в. до н.э.), Поликлета (вторая половина V в. до н.э.), Фидия (вторая половина V в. до н.э.), Скопаса (первая половина IV в. до н.э.), Лисиппа (середина-вторая половина IV в. до н.э.) как отражение эволюции от идеальных, обобщенных образов к более реалистичным.

Особенности греческой живописи. Краснофигурная и чернофигурная вазопись: тематические и стилистические особенности.

Место наследия Греции в современной культуре.

Тема 6. Искусство Римской империи как отражение

Могущества нации и власти императора

Хронологически рамки существования римского государства (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Имперский характер римского государства (I в. до н.э. – V в.). Пересечение многообразных традиций в древнеримской культуре. Религиозный синкретизм. Историзм мышления древних римлян и рационализм мировосприятия. Функции искусства в Древнем Риме. Искусство Римской империи как отражение могущества нации и власти императора.

Синтез изобразительных и пространственных искусств при доминирующей роли архитектуры. Общественные сооружения Древнего Рима как зримое свидетельство могущества государства. Ансамбли римских форумов (Форум Романум VI в. до н.э. и др.). Новые типы сооружений. Акведуки (Гардский мост II в.). Колонна Траяна (II в.). Арка Тита (I в.). Амфитеатр Флавиев – «Колизей» (I в.). Термы Каракаллы (III в.). Пантеон – «храм всем богам» (II в.). Достижения римлян в технике строительства: бетон, сводчатые конструкции, купол, инженерные сооружения.

Реализм в изобразительном искусстве как отражения рационализма римского мировосприятия. Монументальная круглая скульптура: тематика и предназначение. Портрет как высшее достижение римской скульптуры. Реалистический характер портретных образов. Основные виды римского скульптурного портрета: парадные статуи (портрет Октавиана Августа (I в. до н.э.), конный монумент Марка Аврелия (II в.); портретные бюсты (Нерона, Веспасиана, Каракаллы и др.). Исторические барельефы: техника, тематика (рельеф колонны Траяна, Алтарь Мира на Марсовом поле). «Помпеянские» стили в живописи.

Искусство римских провинций в Европе и на Ближнем Востоке. Пересечение античных и местных традиций. Процесс романизации провинций и его особенности. Выдающиеся сооружения римской эпохи на территории провинций и памятники изобразительного искусства.

Место наследия Рима в современной культуре.

Наши рекомендации