МЕАНДР – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.

МЕНТАЛЬНОСТЬ– мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, способность воспринимать мир каким-либо определенным образом, обусловливающая единство культурной традиции.

МИМЕЗИС (от греч. mimesis ‘подражание’) – имитация или изображение чего бы то ни было, один из принципов античной эстетики и эстетики классицизма. Согласно Аристотелю, мимезис составляет сущность искусства.

МИФОЛОГИЯ – отрасль духовной культуры, представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

МОДЕРН – движение в искусстве, которое возникло на рубеже XIX и XX вв. в европейских странах. Главной идеей модерна было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Характерными для этого стиля особенностями были изогнутые, текучие формы, гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Мечта модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий – вызвала переворот в прикладном искусстве. Модерн был синтезом европейских и восточных художественных традиций.

МОДЕРНИЗМ – понятие, употребляемое для характеристики искусства конца XIX – середины XX в. Модернизм включает в себя различные течения: от крайних форм натурализма до абстракционизма. При всем различии этих течений всех их объединяет отрицание реализма в искусстве, утверждение крайнего субъективизма. Модернизм включает в себя две противопоставленные друг другу тенденции. Одна – это тяга к иррациональному. Другая тенденция – стремление к абсолютной рационалистичности, к безупречной геометрической правильности. Теоретической основой искусства модернизма явились концепции А. Бергсона, К. Г. Юнга и др.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития и смену в ходе культурного развития.

ОХОТА НА ВЕДЬМ – широко развернувшаяся в Европе XVI – XVII вв. борьба с ведовством посредством сжигания предполагаемых ведьм на костре; в переносном смысле – поиск врага, виновного.

ПАГОДА – буддийское сооружение, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю, как символ «ступенчатого» неба.

ПАРАДИГМА – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых социокультурных сообществом на определенном этапе развития.

ПАСТИШ – это специфическая форма постмодернистской пародии. В постмодернизме причудливо переплетаются разные стили, манеры письма. Как художественный прием пастиш выглядит как попурри и ироничное хаотичное цитирование.

ПЕРФОРМАНС – вид современного искусства, принцип художественного мышления. В отличие от хепеннинга, представляющего собой запрограммированную театрализованную импровизацию с вовлечением и использованием зрителей, в перформансе зритель отделяется от участника перформанса.

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.

ПОП-АРТ – стиль живописи второй половины ХХ в. В поп-арте предметы современной цивилизации становятся одним из языков культуры. Внешне поп-арт был ярок и бросок, содержательно он был элитарен и философичен. Поп-арт был одним из первых течений в постмодернизме. «Классик» поп-арта – американец Энди Уорхол.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – это, с одной стороны, художественное течение в литературе и других видах искусства второй половины XX века, с другой стороны – часть влиятельного комплекса мировоззренческих представлений нашего времени.

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА – объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу «холодности» Дамы.

ПСИХОАНАЛИЗ – комплекс теорий, включивший в круг психических процессов не только сознание, что было общепризнанным ранее, но и бессознательное. В соответствии с расхожим утверждением
З. Фрейда, в бессознательном сосредоточено все зло человеческой души.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – искусство «измененного» сознания. Слово «психоделия» возникло в 60-е годы прошлого века в культуре хиппи. Тогда же стали говорить об особой психоделической музыке, живописи, поэзии – искусстве, связанном с употреблением наркотиков. Наркотический опыт не просто давал творческий импульс, он формировал особую стилистику «грез наяву». Теперь психоделическое искусство не обязательно предполагает употребление специальных веществ; оно широко использует опыт виртуальной реальности.

РЕДИ-МЕЙД – это прием, предполагающий использование предметов ширпотреба в качестве элементов художественного языка. Реди-мейд связан с рекламой. Реди-мейд – это любой готовый предмет – от консервной банки и сигаретной пачки до лозунга, который приобретает иное значение в искусстве.

РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ) – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от Средних веков к Новому времени. Основной идейный стержень всей культуры этого периода – гуманизм. Наиболее известные мастера: Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан.

РЕФОРМАЦИЯ – общественное движение XVI в., начавшееся как борьба за реформирование римско-католической церкви и приведшее к созданию протестантской церкви. Ведущие деятели Реформации – Мартин Лютер, Ян Гус и Жан Кальвин.

РИЗОМА – постмодернистский термин. Буквально: ризома-корневище не имеет единого центра – подземного корня. Ризома полицентрична, причем центры эти относительны – «плывущие», они не являются статичными корнями.

РИТУАЛ – 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых носит символический характер; 2) действия, состоящие из выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица), способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами.

РОКОКО – художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Для рококо характерны интимность, прихотливая орнаментальность, асимметричность и сложность извилистых линий. Стиль аристократических будуаров и салонов.

РОМАНТИЗМ – течение в искусстве европейских стран, оформившееся в начале XIX в. и нашедшее широкое отражение в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, ранний А. Пушкин, М. Лермонтов), в музыке (Ф. Шуберт, Ф. Лист), в живописи (Э. Делакруа, О. Кипренский, К. Брюллов). Романтизм противопоставляют классицизму и, с другой стороны, реализму. Для романтиков характерны субъективизм, некоторая склонность к мистицизму, поиск новых форм самовыражения.

САКРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– (сакральное – лат. ‘посвященное богам, священное, запретное’) – культура, сформированная религиозным мировоззрением, где сакральное – предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА – понятие закрепилось в общеупотребительной культурологической лексике как противопоставление религиозной культуре. Светская культура основана на рационалистических размышлениях; ее базой являются продуктивные достижения и открытия науки.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, художественном творчестве.

СЕМИОТИКА – наука о знаковых системах, в том числе о культурных знаках, являющихся носителями культурной информации.

СИМВОЛ – образно представленная идея, средство адекватного перевода содержания в выражение. Согласно другой интерпретации, символ несет в себе первичный и далее не разложимый, сопротивляющийся определению опыт мышления. Тогда смысл символа не имеет однозначного прочтения, постижение его связано с интуицией. Третье значение символа: художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Символ исследуется в рамках самых различных подходов: семиотического, гносеологического, эстетического, психологического, герменевтического.

СИМВОЛИЗМ – направление в искусстве на рубеже XIX и XX веков, представители которого противопоставляли искусство действительности и пытались с помощью символов выразить в художественных произведениях или гамму неясных чувств, или тайны мистического, потустороннего мира.

СИНКРЕТИЗМ – (греч. – ‘соединение, объединение’) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – стиль советского искусства, сформировавшийся к 1930-м гг. и обслуживавший потребности тоталитарного общества. Теоретическая основа соцреализма – марксистская идеология. Яркий пример произведения соцреализма – роман М. Шолохова «Поднятая целина», в котором решена основная задача стиля – показать «действительность в ее революционном развитии» в целях воспитания масс в духе коммунистических идеалов.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренные преобразования в социальной и духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей и образа жизни, предваряющие или сопровождающие переворот в социально-экономической и политической сфере. Социокультурная революция предполагает радикальную трансформацию самого «ядра» культуры, цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ– дисциплина, изучающая отношение к культуре представителей различных социальных групп и социальные институты, имеющие отношение к культуре.

СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений.

СУБЛИМАЦИЯ – в психоанализе это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель; преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму сублимации З. Фрейд рассматривает формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества.

СЮРРЕАЛИЗМ – одно из направлений искусства XX в., основным принципом которого является сочетание несовместимого, отражение любых видений сознания, бредовых фантазий. Реальные предметы приобретают в сюрреалистических творениях необычайно деформированный, шокирующий вид. Излюбленные темы сюрреализма: смерть, гниение, разложение. Наиболее известные представители – С. Дали, А. Бретон, А. Арто.

ТИПЫ КУЛЬТУР– целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и непохожие на культурные образования других народов.

ТОТЕМИЗМ – отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

ФЕТИШИЗМ – воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и Франции на рубеже XIX и XX вв. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

ФРЕСКА – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским. Главное содержание направления – выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

ФУТУРИЗМ – авангардное течение в искусстве 10-20-х гг. XX в., главным образом – в Италии и России. Футуристы поклонялись культу техники. Определяющие понятия – урбанизм, сила, энергия. По словам Ф. Маринетти, жизнь мотора интереснее, чем улыбка или слезы женщины. В своих произведениях футуристы трактуют человека как подобие машины.

ХАРИЗМА – наделенность какого-либо лица (харизматического лидера – политического деятеля, проповедника, пророка) свойствами исключительности, непогрешимости или святости.

ХЭППЕНИНГ – театрализованное, сиюминутное действо с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ – наиболее общие понятия культурологии: ценности, общение, поведение, вера, формы человеческой активности (труд, занятие, деятельность), присущие человечеству на всех этапах человеческого развития.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

ЭКЛЕКТИЗМ – смешение архитектурных стилей, относящихся к различным историческим эпохам.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – направление философии XX в. Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – это способность судить о предмете на основе благорасположения к нему или нерасположения, но без предвзятости. Французский мыслитель Жан Поль сравнивал эстетический вкус с совестью: так же как совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку сохранять объективность в своем восприятии прекрасного.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается системное единство эстетических категорий. В качестве категории оформилась в XX в.

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом и последующей расплате за это.

ЭТНОС–(греч. ‘народ, племя’) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом традиций, обычаев.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.

Наши рекомендации