Особенности русской живописи конца XIX — начала ХХ века
Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.
Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества – в образах противоречивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников.
Развитие традиций передвижников в области жанровой живописи 1890–1900-х годов. Поиски новой тематики. Изменение живописной манеры, композиционных принципов, колористического решения картины. Тема русской деревни в творчестве С.А. Коровина (1858–1908), его произведение «На миру». А.Е. Архипов (1862–1930). Две линии в развитии творчества художника: лирическое и социальное. Произведения «По Оке» и «Прачки», северные пейзажи. Новые живописные тенденции в произведениях С.В. Иванова (1864–1910): «В дороге. Смерть переселенца», «Расстрел».
Модерн, импрессионизм, символизм, реализм и ретроспективизм в живописи рубежа веков – стилистическое многообразие.
Интерес к русской истории и древнерусскому искусству. Историко-бытовой жанр в творчестве А.П. Рябушкина (1861–1904). Крестьянские образы в ранних работах: «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Интерес к темам, отражающим бытовой уклад патриархального крестьянства. Переплетение бытового и исторического жанров в творчестве Рябушкина. Традиции древнерусского искусства в композиции, колорите, живописной манере его произведений: «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», «Московская улица XVII века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве», «Едут», «Чаепитие».
Лирическая интерпретация религиозной темы в произведениях М.В. Нестерова (1862–1942). Роль пейзажа в творчестве художника. «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Великий постриг». Богоискательские идеи в произведениях художника. Церковные росписи Нестерова и их связь со станковыми произведениями. Портреты О.М. Нестеровой, Н.Г. Яшвиль, Я. Станиславского.
К.А. Коровин (1861–1939) — яркий представитель импрессионизма в отечественной живописи. Роль А.К. Саврасова и В.Д. Поленова в творческом формировании художника. Ранние работы Коровина: «Мостик», «Хористка», «Испанки Леонора и Ампара», «Северная идиллия», портрет Т.С. Любатович. Поездка Коровина в Париж в 1892–1894 годах. Влияние импрессионистических тенденций на живописно-пластические особенности картин Коровина: стремление к единому зрительному охвату изображаемого, стирание границ этюда и композиционной картины. Пейзаж в творчестве художника, колористическое богатство его живописи. Монументально-декоративные произведения Коровина: декоративные панно на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, на Всемирной выставке в Париже. Педагогическая деятельность художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В.А. Серов (1865–1911) — выдающийся мастер русского реалистического искусства конца XIX — начала ХХ века. Идейная направленность и социальная природа творчества Серова.
Портрет как основной жанр в творчестве Серова. Ранние портреты: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Демократизм и поэтичность их образов. Тенденции импрессионизма в этих работах.
Новизна и многообразие художественных средств в портретах Серова 1890-х годов, личное и общезначимое в их характеристике: портреты К. Коровина, Ф. Таманьо, И. И. Левитана, «Лето», М. Морозовой, «Дети».
Портреты Серова 1900-х годов, острота социально-психологической характеристики модели: портреты Г. Л. Гиршман, В.О. Гиршман, О.К. Орловой. Творческий метод Серова-портретиста.
Связь традиций критического реализма с современной трактовкой темы в исторических композициях Серова.
Мифологические сюжеты и особенности их решения. «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая».
Демократизм пейзажей Серова, связанных с крестьянскими образами.
Живописные и графические портреты людей театра - антрепренеров, композиторов, драматургов, певцов, актеров, актрис, балерин и танцовщиков, балетмейстеров – С.П. Дягилева, А. Серова, А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой, Т. Карсавиной, А. Павловой, В. Нижинского, М. Фокина и др. Своеобразие портрета И.Л. Рубинштейн.
М.А. Врубель (1856–1910) — выдающийся художник русского искусства рубежа ХIХ–ХХ веков. Сложность и многогранность творчества Врубеля. Освоение художником метода П.П. Чистякова о конструктивном понимании формы в искусстве. Роль Абрамцевского кружка в формировании национальных основ творчества художника.
Символизм и модерн в творчестве Врубеля.
Образ Демона в произведениях Врубеля: «Демон сидящий», иллюстрации к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова, «Демон летящий», «Демон поверженный». Русский эпос и сказка в работах художника: «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Монументально-декоративные произведения Врубеля 1890-х годов. Синтетичность монументально-декоративных панно художника для Нижегородской выставки 1896 года «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», декоративное оформление интерьеров в особняках Е.Д. Дункер, А.В. Морозова, З. Г. Морозовой. Творческое сотрудничество с архитектором Ф.О. Шехтелем.
Портреты Врубеля, их связь с художественной направленностью творчества художника. Портреты и картины, как двойники реального и вымышленного («Девочка на фоне персидского ковра» - «Гадалка» и т.д.). Реализм и обобщение в портретах К.Д. и М.И. Арцыбушевых, С.И. Мамонтова, Н.И. Забелы-Врубель. Автопортреты Врубеля.
Театрально-декорационные работы. Постановки Частной оперы Мамонтова.
Майолика Врубеля, новаторское понимание Врубелем специфики этого вида искусства. Сотрудничество с Ваулиным.
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова (1870–1905) как значительное явление искусства рубежа XIX — начала ХХ веков. Лирико-поэтическая направленность его творчества. Традиции пленэрно-импрессионистической живописи и особенности их использования. «Бессобытийность», утонченность, элегичность его произведений. Интерес к усадебной лирике. Символизм в искусстве Борисова-Мусатова. Колористические особенности его произведений. «Весна», «Водоем», «Изумрудное ожерелье».
Развитие пейзажной живописи на рубеже ХIХ — начала ХХ веков. Возрастающее значение этюда и работа ряда художников над созданием пейзажа-картины (И. И. Левитан «Озеро. Русь»). Обогащение живописных средств, работа на пленэре.
Большую роль в популяризации отечественного искусства, особенно XVIII в., а также и западноевропейского, в привлечении к выставкам мастеров Западной Европы играли художники объединения «Мир искусства». «Мирискусники», собравшие лучшие художественные силы в Петербурге, издававшие свой журнал, самим своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве, созданию «Союза русских художников».
Множество различных художественных объединений («Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Алая роза», «Голубая роза», «Ослиный хвост» и пр.).