Общая характеристика готического искусства
До этого вытянутость пропорций, полное отсутствие плоти, а теперь, в период готики:
— на смену бесплотному изображению приходит объемная пластичная фигура
*(центральный портал собора Нотр-дам в Реймсе: встреча Марии с Елизаветой (женские фигуры в плащах))
— фигура свободно и естественно стоит в пространстве (готический s-образный изгиб)
— передача возрастных изменений
— к жизни вновь возрождается искусство портрета, но портреты эти очень своеобразны, они выполнены после смерти людей *скульптура в храме в городе Наумбург изображает правителя этого города. Не портрет в нашем понимании, а образ, темперамент
— готическое искусство очень эмоционально, эмоции, в основном — либо страдания, либо радость; есть характерные признаки
— сцены из священного писания подаются как бытовые жизненные зарисовки
— все больше внимание уделяется особенностям моды, одежды и прически
— капители колонны изображают растения той местности, где находится храм
Искусство готики все чаще заглядывает в мир реальный, таким образом оно подготавливает почву для искусства эпохи возрождения
— в своем желании познать реальный мир, готика подчас доходит до натурализма
*оплакивание (Христос с волосами и раной)
— готика — это расцвет рыцарской культуры, дух куртуазной рыцарской скульптуры проникает в искусство *мадонна готической поры
Готика
«Лицом к лицу лица не увидать..
Большое видится на расстоянии»
(Есенин)
Термин готика употребляется в эпоху возрождения по отношению ко всему средневековому искусству. В наше время готика — последний завершающий период средневековья. В этот период подготавливается переход к искусству эпохи возрождения.
Для людей эпохи возрождения готическая архитектура напоминала шалаши готов.
Чем причудливее узор гравюр, тем позднее период готики.
Готический храм - городской храм. Здесь люди и молились, и решали важнейшие городские проблемы, слушали университетские лекции. Перед входом в храм разыгрывались театральные представления.
Архитектура готического храма воплощает в себе следующую религиозную мысль:
ДУХ — ЭТО ВСЕ, ПЛОТЬ — НИЧТО.
Религиозная мысль воплощается с помощью готической каркасной системы. Она состоит из трех элементов:
— нервюры, переброшенные через травеи
— контрфорсы (противосила). Снаружи храма примыкают к простенкам боковых нефов.
— аркбутаны (арки, переброшенные от пяты свода к контрфорсам). Располагаются над боковыми нефами.
В основе готической системы — крестовый нервюрный свод. Крестовый романский свод отличается от готического тем, что у романского полуциркульная арка, а в готике — стрельчатая. Но это только внешний признак готики.
Стрельчатая арка лучше чем полуциркульная держит распор, что позволяет расширить пространство храма. Готический городской храм должен вместить все большое городское население. Романский полуциркульный – мощный, тяжелый, а готический – легче, потому что тяжелыми выглядят только нервюры, а пространство между ними более легкое и тонкое (распалубки – пространство между нервюрами). Так что в целом такой свод легче чем романский полуциркульный. Широко стоящие опоры более тонкие, окна больше, в храме светлее.
Плоть — материал, камень, а дух — пустота, проем.
Конструкция замаскирована максимально – уму человеческому не дано познать замысел божий.
Интерьер храма по горизонтали делится на три части:
— окна – верхняя зона
— либо эмпоры (балкон), либо трифорий (декоративная галерея).
— аркада – нижняя зона
Эмпоры более характерны для ранней готики, так как утяжеляют интерьер.
В соборе Сен-Дени под Парижем впервые в трифориях стали использовать витражи.
Окна верхнего света – клеристорий.
В Париже есть капелла Сен-Шапель, где отсутствует членение внутреннего пространства. Эта капелла была построена для хранения тернового венца Христа. В этой капелле нт аркбутанов. Витражи – иллюстрации библейского текста.
Пространство готического храма едино, легкообозримо с любой точки (опоры тонкие и широко стоящие).
Впервые нервюрную систему использовали в обходе хора церкви Сен-Дени под Парижем. С помощью нервюрной конструкции можно перекрывать травеи любой формы.