Эволюция русского пейзажа в 19 в
Черты самостоятельности пейзаж в русском искусстве приобрел в последней четверти 18 века. В 1776 году Семен Федорович Щедрин(1745 - 1804) стал первым профессором, руководителем пейзажного класса Петербургской Академии художеств. Это были виды Павловска, Петергофа, Царского Села, Гатчины, – так называемых нерегулярных (английских) парков с их живописными прудами, островами и павильонами. Истоками послужили ведуты (городские пейзажи) петровского времени (в гравюре) и фантастические пейзажные фоны в декоративных панно середины века. Художник часто употребляет один и тот же прием: на 1 плане – дерево, затем водное пространство, фоном которого служит архитектурное сооружение, которое и дает название пейзажу. Четко прослеживается трехцветная схема, сложившаяся в классицистическом пейзаже. Сочетание видового и декоративного начала сохранилось и в поздних работах Щедрина.
Если Щедрина можно назвать родоначальником вообще национального пейзажа 18 века, то Федор Алексеев положил начало пейзажу города. Образ Петербурга Алексеев запечатлел одним из первых. Это глубоко лирический образ особенного города, где «смешение воды со зданиями» (Батюшков), где грандиозность и величественность архитектуры не исключает ощущения призрачности. Многому научившись у театральных живописцев, Алексеев так строит перспективу, что создается ощущение естественности изображаемого.(«Вид Петропавловской набережной и Дворцовой набережной» и др.) Он не боится вводить в пейзажи целые уличные сценки. В 1800 году он поселяется в Москве и создает целую серию пейзажей старого города, с постройками Кремля. Путешествуя по Крыму, пишет пейзажи Херсонеса, Бахчисарая и др.
Совсем другие пейзажи пишет Ф.М. Матвеев (1758 - 1826). Они величественны, но далеки от проблем, которые решала русская пейзажная живопись. Это – классицистические, итальянизированные виды.
Русский пейзажный жанр развивался очень быстро. Уже в конце 18 в. были заложены основы национальной школы. В первой трети 19 века пейзажные жанр становится особенно восприимчив к стилю романтизм. Сильвестр Щедрин (1791 - 1830) начал свой творческий путь учеником своего дяди – Семена Щедрина. В Италии, куда он уехал из Петербургской АХ, классицистические черты, усвоенные им на родине, не превратились в схему. Он первым открыл для России пленэрную живопись.(Он писал на открытом воздухе только этюды, а картину – в мастерской). В его пейзажах итальянские города населены простым людом – рыбаками, торговцами, моряками. Но обыденная жизнь современного города под кистью Щедрина обрела возвышенное звучание.
В картинах Алексея Гавриловича Венецианова (1780 - 1847) и его учеников впервые возникает образ «непраздничной» русской природы, идиллической, но узнаваемой. В картинах Венецианова «крестьянского» жанра человек находится в единении с природой. А наиболее талантливый ученик Венецианова Григорий Сорока (1813 - 1864) создает пейзажи, наполненные высочайшей поэзией, благостной тишиной, но и щемящей грустью. Великолепен «Зимний пейзаж» другого ученика Венецианова - Н.Н. Крылова, одним из первых воспевшего красоту русской зимы.
Романтизм был характерной чертой творчества Карла Павловича Брюллова (1799 - 1852). Великий русский художник интересовался задачами пленэрной живописи. В картинах «Итальянское утро», «Итальянский полдень» доказывают это, хотя путь художника лежал в ином направлении (он был прежде всего историческим живописцем и портретистом)
Центральной фигурой в живописи середины века был Александр Андреевич Иванов (ударение на первом слоге!) 1806 – 1858. Долгое время он писал свою знаменитую картину «Явление Христа народу». Работая над этюдами к картине, Иванов сказал свое слово в освоении принципов пленэра. В пейзажах, написанных на открытом воздухе, он сумел показать всю силу, красоту и интенсивность красок. Каждый его пейзаж гармонически ясен. Величественный мир передан во всем богатстве световоздушной среды.
Общественно – политический подъем 1859 – 1861 гг. , эстетика Чернышевского повлияли на утверждение реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.
Известный русский художник – баталист Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904 начал серию архитектурных пейзажей в путешествии по Индии («Мавзолей Тадж Махал в Агре»), не завершив ее из – за начала русско – турецкой кампании. Со всей скрупулезностью и любовью к деталям воспроизводит он красоты Индии
Характерный для бытового и батального жанров демократизм проникает и в жанр пейзажа. Не величественная природа с античными руинами, не итальянские виды, а внешне мало эффектный среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев. Уже на первой передвижной выставке зрители увидели такой пейзаж – Саврасова «Грачи прилетели». Простой мотив трактовался с такой пронзительной любовью к русской земле, так много было в нем искреннего чувства, так тонко переданы скромные краски пейзажа, так показаны неуловимые приметы времени и места, - что трепет охватывал каждого, кто смотрел картину.
Пейзаж Саврасова – пейзаж лирический, камерный, интимный. Он построен на тончайших оттенках настроения на нежнейшей нюансировке цвета.
Пейзажи И.И. Шишкина - это, по выражению Стасова, природа богатырского народа. Шишкин сохранил тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом, он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы. Его природа статична, передана протокольно сухо. Он ищет в ней не переменчивого, а извечного. Не смена времени года или суток, как у Клода Моне, а нечто незыблемое, постоянное: расцвет лета, спелая рожь, вечнозеленые сосны. Это – эпический пейзаж.
Иную концепцию пейзажа воплощал продолжатель традиций Саврасова Ф.А. Васильев (1850 - 1873). Картина «После дождя» близка Саврасову. Знаменитые «Мокрый луг» и «Оттепель» полны глубокого настроения и передают мельчайшие изменения в природе.
Особое место в пейзаже второй половины века занимает Архип Иванович Куинджи (1841 - 1910) с его поразительными эффектами освещения. («Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре» и др.). Они придают романтический характер его пейзажам, но и сообщают ему некоторую театральность, сделанность. Декоратитивные искания Куинджи, эффекты освещения, контрасты цвета будут использованы позже художниками 20 века. Куинджи оставил после себя целую школу, возглавив в АХ пейзажную мастерскую.
Многие художники, не будучи пейзажистами, оставили свой след в пейзажной живописи второй половины столетия. Среди них – Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927). Даже в его знаменитой картине «Христос и грешница» огромную роль играет пейзаж. Поленов – настоящий реформатор русской живописи, развивающий вслед за Ивановым пленэризм. «Московский дворик» - настоящий гимн патриархальной Москве, переданный в тончайшей воздушности пленэрной живописи.
Продолжателем традиций Саврасова и Васильева в русском пейзаже конца 19 века стал Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900). То, что в западноевропейской живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, то в русской живописи принадлежит Левитану. Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессинизму. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы не лета изимы, а осени и весны – тех периодов в жизни природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты. Пейзажи Левитана лиричны, чаще даже меланхоличны. («Вечерний звон», «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка» и др.) Левитан завершил искания передвижников в пейзаже. Новое слово на рубеже веков предстояло сказать Константину Алексеевичу Коровину (1861 - 1939), Валентину Александровичу Серову (1865 – 1911).
Уже в ранних пейзажах К. Коровин решает чисто колористические задачи - написать серое на белом, черное на белом, серое на сером. «Концепционный» пейзаж Левитана и Саврасова его не интересует. Для него мир представляется буйством красок. Он рано стал писать на пленэре. И принципы пленэризма применял даже в портретах («Портрет Любатович»). Его французские пейзажи, объединенные названием «Парижские огни», - это уже вполне импрессионистическое письмо, с его высочайшей культурой этюда.
«Воздух и свет вошел» в русское искусство с картинами Серова «Девочка с персиками» и «Портрет Маши Симанович». Цвета здесь даны в сложном взаимодействии друг с другом, цветовые рефлексы создают иллюзию скользящих сквозь листву солнечных лучей.
Дальнейшее развитие русской пейзажной живописи будет связано с 20 веком, достижения которого во многом определили художники конца 19 столетия.
Вопрос 20