Восприятие точки, линии, пятна на плоскости

Неподвижная точка.

Точка начинает движение и образует линию.

Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.



________________________________________________________________ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ


Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

Горизонтальная линия растянута влево и вправо. При снятии силы натяга она го­това свернуться до состояния покоя.

Линия движется слева направо.

Два варианта восприятия: линия начинается где-то слева и оканчивается; линия началась справа и движется налево, против направления чтения.

Неопределенная линия. Она лишена движения и обращена как влево, так и вправо. Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.

Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника.

Образуется мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением плоскости.

Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.

Приведенные примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания компо­зиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощу­щение массы элемента или элементов и плоскости. Это одна из важнейших задач обучения композиции.

Плоскость подавляет элемент и имеет первостепенное значение.

Круг и треугольник подавляют плоскость, уничтожают ее. Форма как бы сползает с плоскости, чувствуется явная неуравновешенность элемента с плоскостью.

Соотношение фигуры и плоскости найдено более правильно. Если мы сравним площади фигур, то окажется, что у круга площадь больше, однако оптически они смотрятся равноценно. Это говорит о том, что открытая, агрессивная фор­ма (в данном случае треугольник) требует большей плоскости для уравнове­шивания.



ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ___________________________________________________________________


Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный, так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на чер­ном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рас­смотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступа­ют» от плоскости. Черный и белый — больше, серый и красный — меньше.

Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корре­ктировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный ва­риант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном поло­жении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое зна­чение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета — тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные — тяжелее малонасыщенных и гладких.

В этой главе рассматривался вопрос восприятия картинной пло­скости и элемента на ней. О создании многофигурной компози­ции, ее закономерностях и, в первую очередь, о равновесии пойдет разговор в следующей главе.

Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, как говорится, «постановки глаза», необходимо самостоя­тельно сделать все предложенные схемы (1, 2). Возьмите чис­тый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.

В работе следует эффективнее использовать метод аппли­кации, так как он позволит многократно совершать переста­новку элемента в поисках его месторасположения на плоско­сти. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, со­поставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти уп­ражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой

_______________________________________________________________ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ

форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цве­та, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.

Предлагается дополнительно выполнить следующие упраж­нения.

Упражнение 1

Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, бле­стящий, матовый черный и т. д.). Плоскость — белая.

Упражнение 2

На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариан­тов) проследите за изменением размера круга белого цвета, за­тем — черного.

Упражнение 3

Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения. Самостоятельно сделайте выводы.

Упражнение 4

Подберите одинаковые по задачам упражнения, уже выпол­ненные вами, но с использованием разных форм. Сопоставьте площади этих элементов.

Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru


Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru


Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — построение художе­ственного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначени­ем и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, органи­зующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Советский энциклопедический словарь Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и сужде­нием глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Леонардо да Винчи Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобра­зительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изу­чения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции. А. А. Дейнека Композиция — закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная при­роде замысла, дает практическую основу композиции. Е. А. Кибрик ...Композиция не есть что-то застывшее, догматичное. В науке есть четкие законы. В искусстве же любой четкий закон не может быть доведен до предельной четкости: всегда должно оставаться хоть немного места для свободного творчества. А. К. Буров


Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

...Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, кото­рые они вызывали в нашей душе. П. Руссо ...Композиция есть искусство размещать декоративным образом различные эле­менты, которыми располагает художник для выражения своих чувств. В картине каждая часть будет видна и будет играть роль, которая ей предназначена, роль глав­ную или второстепенную. Все, что не имеет пользы для картины, тем самым вредно. Произведение несет гармонию целого: всякая излишняя деталь займет в восприятии зрителя место другой, существенной. Я не могу рабски копировать натуру, я вынужден ее интерпретировать и подчи­нять духу картины. Когда все отношения тонов найдены, то в результате должен получиться живой аккорд тонов, гармония, подобная гармонии музыкальной ком­позиции. Для меня все заключается в концепции, необходимо поэтому с самого начала иметь ясное представление о целом. А. Матисс Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композицион-ности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать раз-нопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различ­ного характера. В. А. Фаворский


___________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходи­мо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состоя­ние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы ме­жду собой. Однако не стоит путать это понятие с простым равенст­вом величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластиче­ского и ритмического построения композиции, от ее пропорцио­нальных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, мож­но сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в от­дельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаи­мозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для созда­ния более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного по­строения произведения. Может потребоваться изменение его про­порций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элемен­тов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.

Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы, сю­жетом, колористическим богатством решения произведения и дру­гими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения кар­тины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в ра­боте К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» яркое цвет­ное пятно удерживается в картинной плоскости. Как художник до­бился такого равновесия? Какими средствами он достиг этого?

«Цельность и значительность художественного решения воз­никла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и ста­тики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов. Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и яр­ко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины опре­деляют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.

РАВНОВЕСИЕ

Восприятие точки, линии, пятна на плоскости - student2.ru

Наши рекомендации