Формообразование в дизайне

Образование формы сводится к тому, что в объекте проектирования выявляют и фиксируют его базовые свойства и качества, то есть определяют содержание формы, являющейся способом их существования. Сегодня всем понятно, что форма существенна, а сущность – формирована в зависимости от её содержания. Данная мысль продуктивна для того, чтобы понимать отношения между формой объекта и сущностью явления, внутренней и внешней формой объекта.

Понятие «формы» в дизайне играет очень важную роль, так как придуманная вещь приобретает право на существование только после того, как она обретает форму, и только тогда данная вещь становится значимой для человека и начинает нести определённый смысл [7, c. 125].

Формы бывают простые и сложные. Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники и дизайнеры, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.» [4, с. 87].

Это четко видно в дизайнерских стилях, например в интерьерах. В минимализме используются простые формы – квадрат, круг, прямоугольник, а в барокко – лекальные, криволинейные формы.

Давайте пройдемся по простым формам. Круг – идеальный, завершенный, цельный, парящий. Квадрат - стабильный, строгий, тяжелый, статичный. И треугольник: целеустремленный, динамичный, острый. Исходя из этих основных, плоских форм, создаются все остальные: ромбы, многоугольники трапеции и т.д.

Переходя в трехмерное пространство данный инструментарий, увеличивается, используя разные формы: сферу, куб, цилиндр, пирамиду и другие, но, помня о том, что в рабочих плоскостях (вид сверху, вид сбоку, и вид спереди) и в сечении – это плоские формы.

У всех людей есть представление этих форм, а также ощущения и взаимодействия их друг с другом. Чаще всего эти взаимодействия построены на противоречивых контрастах форм, размеров, количества и плотности.

Соответственно дизайнеры начинают поиски своей формы с визуальных соотношений противоречивых форм. Большое – малое, высокое – низкое, толстое – широкое, много – мало, шероховатое – гладкое, мягкое – твердое, светлое – темное, легкое – тяжелое и др.

Если коснутся искусства, то все авангардисты и сюрреалисты стремятся к тому, что б найти свою собственную форму.

Например, художник Сальвадор Дали при жизни нашел свою форму и всячески ей покланялся, это был рог носорога. Он писал эти формы, его мазки были этой формы. Он был заложником этой формы, но через нее он создавал свои шедевры.

Экспериментируя с формами, формулируется ассоциативный ряд эмоций, ощущений и визуальных соответствий. Ведь именно этот ассоциативный ряд составляет вторую и неотъемлемую от формы часть под названием – содержание [12, c. 227].

Эти ассоциации читаются не только через форму, но и через ее текстуру и материал, что тоже является ее содержанием. Благодаря содержанию представляют дальнейшее применение формы, а также определяют ее место в пространстве и времени.

Между формой и содержанием нельзя найти четкую границу. Данные два понятия связаны как инь и янь. Внешняя форма диктуется человеком, задается внешними обстоятельствами, а внутренняя форма идет изнутри из сокровенной сути предмета.

Внешняя форма – это нечто материальное, это то, что можно увидеть или потрогать. Внутренняя форма – это ее духовное наполнение.

Содержание такое же практическое понятие, как и философское. Стакан можно наполнить водой, а может он являться емкостью для воды. И оба этих случая характеризируют содержание формы.

Анализируя форму в дизайне, необходимо понимать, что объектом дизайнерской деятельности служит мир вещей, создающийся человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования [19, c. 122].

Найденная художником или дизайнером гармоническая форма предмета содержит рядом необходимых качеств. Она органична и целостна, а её части пропорциональны и ритмичны, и вся она соизмерима человеку и предметному окружению.

Природа всегда вызывает у человека представление о гармонической целостности и совершенстве всего того, что его окружает; взаимосвязь всех составляющих создает ощущение необходимости и нужности. Единство элементов природного строя, силуэты, масштабность контрасты и нюансы – все это является неисчерпаемым источником творческой мысли. Под влиянием среды, экологических и природных условий формируются особенности дизайна, функциональные структуры, включающие в себя инженерные решения, психологию, эргономику, – все это формирует обратные связи объектов дизайна и среды.

Разнообразие климатических и ландшафтных условий региона обязывает дизайнеров, каждый раз решать задачу связи с природой в условиях конкретного региона или участка. В народном зодчестве и ремесленном производстве выработались устойчивые навыки учета природных условий. Сегодня мы видим примеры использования форм характерных для традиционного зодчества северных регионов. Многие современные постройки Финляндии, Швеции, Норвегии повторяют исторически сложившиеся формы построек или конструктивных элементов [15, c. 27].

Природные формы служили основой для многих бытовых изделий, многие образцы обретают свою «вторую жизнь» в произведениях современных дизайнеров. Можно вспомнить такой пример: вместе с изучением природы своего региона, скандинавские дизайнеры глубоко изучают наследие народов населяющих регион. Об этом свидетельствуют работы, выполненные Тапио Вирккала, в которых он отразил не только предметы быта, но и их связь с природным окружением, снабжая их пояснениями и подробным описанием материалов и технологий.

Прямое использование природных форм является только одной из сторон взаимодействия человека, как создателя «искусственной природы» – черты прямой связи, «заимствования форм», характерно для традиционного зодчества, в современном дизайне связи среда – объект намного шире и сложнее.

Согласованность различных свойств формы природы: структурных, пропорциональных, фактурных – с условиями существования, целесообразностью и закономерностью являются определяющими эстетическими признаками и выражают соразмерность в общем единстве частей [6, c. 247].

Та же закономерность и целесообразность присуща вещам предметной среды. Здесь дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой.

Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют:

– ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

– ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);

– средства и способы изображения, взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объем, фактура, цветовое покрытие) [2, c. 105].

Современный дизайн в равной мере охватывает как эстетическую, так и функциональную сторону создания объектов материальной культуры. В предметах, созданных современными дизайнерами, природа в равной мере проявляется как в функциональной стороне произведения, отражая область применения, особенности региона, климат, так и по средствам тонких ассоциативных связей, переносящих природные образы на произведение, созданное человеком. Природа была до и остается сейчас гармоничным постоянным образом, который является фундаментом для создания материальных объектов и исследования в области дизайна.

Предметы, созданные человеком, являются частью природной среды окружающей нас, если сама по себе природная среда гармонична во всех своих проявлениях, то объекты, созданные человеком, могут как «встраиваться» в нее, так и могут вступать в диссонанс с ней, – это несоответствие немедленно обнаруживает себя в негативном воздействии на человека и окружающую среду. Учитывая эколого-природные особенности, дизайнеры вырабатывают новые подходы к проектированию, для позитивного использования окружающий среды и выработки новой системы ценностей учитывающей эколого-природный фактор.

Эколого-природный фактор является неотъемлемым элементом формообразования. Особенности региона, как природные, так и возникшие в результате человеческой деятельности, являются фактором, влияющим на предметно пространственную среду, создаваемую человеком. Целью, идеальным произведением, является достижение единства между живой и рукотворной природой [10, c.35].

Под единством следует понимать «вписывание» в природу, учет экологического, технологического, эстетического фактора, при этом способы достижения гармонии среды и объекта дизайна могут быть абсолютно различны.

Связь с природным окружением может осуществляться по средствам «визуальных» и «ассоциативных» решений, характерных для традиционного интерьера того или иного народа. Человек должен чувствовать себя в гармоничной атмосфере, не оторванным от природного окружения. Жилище, как бы изнутри, открывают новую точку зрения на природное окружение, пространственные решения чаще всего позволяют видеть «пейзаж за окном» из любой точки помещения; таким образом, даже в замкнутом пространстве человек не утрачивает визуального контакта с природным окружением. Дизайнер неизбежно обращается к окружающей его действительности, его интересует окружающая его природа, при этом он расширяет временные рамки, на него оказывают влияние история и культурные традиции.

В современных интерьерах визуальные связи с природой тесно связанны с традицией, как и раньше это решается по средствам использования в интерьере деталей напоминающих природные формы. К этим приемам добавились фотография, и полиграфия, которая также несет функцию связи человека с «естественной» средой обитания. В объектах дизайна значительную роль играют ассоциативные представления о «живой» природе, цвет, форма и фактура раскрывают связи с характерными для региона природными особенностями [20].

Тема визуального контакта также широко раскрывается в решении, общественных зданий, распространено использование видовых площадок, большие окна давно стали отличительной чертой дизайна этого региона. Это наряду с использованием других элементов связывающих человека с природой, позволяет снизить уровень стресса, которому подвержен человек в условиях вне природного существования.

Проявление природного начала остается на протяжении всей истории кустарного и промышленного производства предметов. Меняется мода, новые формы начинают волновать умы дизайнеров и художников, Скругленные формы 60-х годов сменяют строгие, структурные решения 70-х, которые перенесли взгляд дизайнеров на материалы, дающие большую свободу пластических решений, отражением природы становится форма.

Трансформация и обобщение природной формы является одним из приемов, широко используемых в графическом дизайне. В графике природная форма обретает черты знака или пиктограммы, в декоративно прикладном искусстве абстрактный рисунок, объем и цветовое решение создается на базе природного опыта. Виды прикладного искусства, характерные для региона, используют простые хроматические ряды, ритмические и ясные орнаментальные построения. Слияние «народного» элемента с современным подходом, является характерной чертой творчества многих дизайнеров, одним из которых стала, например, Кайа Аарикка. Отправной точной творческой концепции Аарикка стал круг, в культуре северных народов именно этой фигуре предается большое значение, на произведения дизайнера в большой мере повлияло народное творчество, образы декоративных изделий карело-финских народов, угадываются в этих, безусловно, современных произведениях. Символом творчества Аарикки стала фигурка «барашка», выполненная из деревянных шаров, скрепленных между собой. Простота и лаконичность форм завораживает, яркость, крупномасштабность придает изделиям Аарикки неповторимый, немного наивный и читаемый образ [11, c. 72].

Действительно, на этом примере этого небольшого произведения можно говорить о целом направлении, зародившемся в причудливой смеси природных образов, народного промысла и современного дизайна.

Обобщая сказанное, отметим:

Закономерности пропорционального построения выясняются по аналогии с природными формами. Выделяются основные принципы построения предметной формы:

– конструктивные качества, вытекающие из функций предмета;

– пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой;

– распределение массы в зависимости от значения частей и свойств материала;

– выявление поверхности, ограничивающей форму, в зависимости от распределения массы и свойств материала [19, c. 115].

Соотнесение формы, создаваемой человеком, с природными, естественными образованиями – горами и долинами, морскими глубинами, облаками, деревьями, цветами и минералами – формирует эстетическое чувство, художественное мышление, рождает идеи преобразования хаоса в космос.

Уподобление форм достигается средствами пропорционирования, ритмизации. Помимо общей методики "уподоблений" существуют и специальные приемы, когда художник с помощью охватывающих и связующих линий, подчеркивая конструктивные оси композиции, дает зрителю почувствовать "ответ", "отклик" рисующих линий в пропорциях формата либо "отражение" одной формы в другой.

Наши рекомендации