Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности
ПХМ отмечена радикальным преобразованием жанровой системы и самой сущности жанра. Жанры существенно трансформировались: из канонических они превратились в неканонические. Нарушение канона и жанровая модальностьПроцесс с сер.18в.. Медленнеевсего — во Франции, где классицистская система жанров господствует вплоть до 20-х гг.19в. Интенсивнее идет процесс в английской лит-ре, но особенно динамичной в немецкой, тк были сильны барочные традиции. Уже в «Одах» Клопштока начинается переосмысление ведущего жанра классицизма. Ода теряет свою жанровую чистоту и включает в себя то, что должно именоваться застольными песнями, дружескими посланиями и даже любовными стихотворениями.
2) поэты «Бури и натиска», прежде всего Гёте. Он «через голову» классицизма обращается к античным канонам жанра, создавая, «Римские элегии». 1) античная элегия, жанр очень широкого тематического диапазона, и эту особенность использует поэт. 2) Гёте акцентирует в элегии сочетание скорби и радости. 3) поэт художнически сознательно обыгрывает это сочетание, => лирическая тема стихотворения оказывается «свободна от подчинения его сюжетной ситуации, может не совпадать с ней». => становится возможным, что при «безмятежно счастливой» ситуации стихи звучат трагически. Д/элегии канонична ситуация страданий, старости, смерти. В романтизме завершилось стирание жанровых границ: «Романтики смешали все жанры.. Теперь целым становится именно произведение, а жанр — его вариацией. =>неканонический жанр обретает новый облик. Его чертами становятся: жанровая модальность (он — отношения между жанрами), стилистическая трехмерность (он — «образ жанра») и внутренняя мера (заменившая собой жанровый канон).
Принципиально любой жанр может быть включен в конструкцию романа, и фактически очень трудно найти такой жанр, который не был бы когда-либо и кем-либо включен в роман».
Понимая роман как модальный и вероятностно-множественный жанр, Бахтин нашел 3 основные особенности, отличающих роман:1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат лит-го образа в романе; 3) новую зону построения лит-го образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности».
стилистическая трехмерность, является не каноном романа, а одним из пределов его внутренних возможностей, тем направлением, в котором он движется. Роман является мощным фактором деканонизации всей лит-ры.
Материнским лоном лироэпической поэмы и одновременно одним из ее жанровых пределов является эпическая поэма. В 20в. складывается и так называемый лирический эпос, ориентированный на синкретическую «Книгу», типологически более древнюю, чем эпическая поэма. Вместо полноты эпического цикла «потеря— поиск — обретение» в лироэпической поэме мы наблюдаем более или менее явное тяготение события к кульминационному моменту встречи. Иными словами, процессуальный эпический «поиск» редуцировался, но и сконцентрировался на одномоментной «встрече».
Известно, что баллада восходит к весенним хоровым и плясовым песням, имевшим ритуальный смысл: они должны были помочь возродиться тому, что умерло на зиму, — земле, росткам, покойникам. Позже одним из архетипических балладных сюжетов станет приход мертвеца в мир живых.Во 2-ой пол.18 в. Баллада становится особенно популярной на фоне широкого увлечения народной поэзией и фольклорных публикаций В лит-ых балладах неизменно сохраняется заданный фольклором лироэпический синкретизм с элементами драматическими. Расцвет литературной баллады сразу же сопровождается новациями. Гёте в нарушение канона создает баллады, в которых повествование ведется не от третьего, а от первого лица. Спецификой их, однако, является то, что повествователь здесь сам герой баллады, а не лирическое «я».
Это нововведение становится важным шагом на пути деканонизации жанра. Между героем баллады и лирическим «я» устанавливается некая эмоциональная связь, позволяющая предполагать и большее — некий параллелизм их судеб. Следующий, решающий, шаг деканонизации баллады отмечен трансформацией ее субъектной структуры и связанного с ней сюжета. Рассмотрим, как это произошло, на материале стихотворения Пушкина «Бесы».поэт, 1) преодолел условность балладного сюжета, а повествованию придал реалистическую мотивировку, сохранив при этом сюжетные подтексты источника.2) роль лирического, эмоционального начала, предусмотренного каноном и развитого романтиками, возвысилась до прямого преобразования одного из героев в лирическое «я». 3)трансформировалось не только соотношение лирического и эпического начал — существенные изменения претерпело традиционное драматическое начало жанра, с чем связаны глубинные смысловые пласты «Бесов».
Принципы деканонизации жанров, по существу, только начинают изучаться. Собственно, неканонический жанр и отличается от канонического тем, что в нем исторически сложившиеся жанры становятся художественными языками разных типов сознания и тем самым вторично разыгрываются, открывая широкую смысловую перспективу.И так поступает вообще поэтика художественной модальности со своим «блаженным наследством».
Теоретическая поэтика