Теория цвета и ее применение в техническом конструировании

Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая и понижая эмоциональный то­нус, вызывая ощущение творческого подъема. Кроме того, цвет способствует образному выражению сущности изделия, обеспечивает его связь с окружающей средой.

Цвет - это одно из самых субъективных средств компо­зиции. Индивидуальное отношение к цвету диктует назначение изделий, условия их эксплуатации.

Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значи­тельную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть сущность вещи, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значи­тельно усилить контраст.

Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (сте­пень яркости цвета), светлота (отражающая способность цве­товой поверхности). Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:

1) ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;

2) хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:

а) теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния;

б) холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;

в) дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга;

3) ряды, идущие от хроматических (спектральных) цве­тов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зе­леного к серому, от зеленого к черному.

Изменение цвета по указанным признакам создает бес­конечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Известно что около 80 % информации, ко­торую получает и обрабатывает мозг человека, составляет ин­формация визуальная, причем цвет играет в нашем вос­приятии немаловажную роль. Определить цвет дос­таточно сложно, мы воспринимаем его как неотъемлемую ха­рактеристику объекта. Зачастую мы придаем цветам свойства физических объектов, давая цвету оценку мы можем почувст­вовать его, «взвесить» цвет или «попробовать» на вкус.

Теория цвета и ее применение в техническом конструировании - student2.ru

Цвет - это ви­зуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отраженного света. Существует несколько цветовых моделей, с помощью которых практиче­ски полностью можно объяснить природу цвета. С первой из них, моделью RYB, вы, вероятно, знакомы еще с детства, ко­гда на уроках рисования вам говорили, что смешав желтый и синий цвета вы получите зеленый. Также вам, по-видимому сообщили, что существуют определенные правила смешива­ния красок. Эти правила, которые одинаковы для всех пигмен­тов основаны именно на модели RYB, согласно которой суще­ствуют три основных цвета, которые являются первичными (красный, желтый, голубой). Эти цвета являются чистыми, то есть их невозможно получить смесями других пигментов, од­нако сами они могут выступать в роли основы для создания других цветов. Так, смешав в равных пропорциях эти цвета друг с другом, Вы в итоге получите вторичные цвета - фиоле­товый, оранжевый или зеленый.

С развитием науки о цвете была выведена еще одна цве­товая модель, которая корректно отражает природу цвета. В ее основе лежат три первичных пигмента - голубой, желтый и пурпурный (СYM). В данной модели смесью этих цветов можно образовать практически любой цвет, так, например, красный - это смесь пурпурного и желтого. Долгое использо­вание модели RYB обусловлено главным образом тем, что истинно первичные пигменты трудно получить в природе. Модель CYM легла в основу современной полиграфии, где для удобства черный пигмент используется как дополне­ние CYM, и поэтому цветная печать считается четырех­цветным процессом.

Теплые и холодные цвета. Такая характеристика цвета, как теплота во многом определяет воздействия цвета на чело­века. Собственно, даже для непосвященного человека будет несложным отличить теплый цвет от холодного. Это как раз тот случай, когда оценка зависит от простой эмоциональной оценки. Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушаю­щими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы. Если мы обратим свой взгляд на цве­товой круг, то увидим, что к теплым можно отнести оранже­вые, красные и желтые оттенки. К холодным же мы причис­лим оттенки зеленого и синего. В приложении 5 приведен ха­рактер вероятных ассоциаций, возникающих при восприятии человеком различных цветов.

Яркость цвета - важный элемент любого дизайна, влияющий на восприятие в целом, удобство при чтении тек­ста, эмоциональное восприятие. Во многом именно яркость определяет пространственное восприятие изображения. Яр­кость цветов важна для пространственного восприятия. Мож­но сказать, существует правило: фон должен контрастировать по яркости с объектами переднего плана.

Насыщенность цвета. Степень насыщенности цвета оп­ределяется степенью присутствия в оттенке чистого цвета. Синонимами насыщенности могут служить «интенсивность», «хроматичность». Чем выше присутствие чистого хроматиче­ского цвета, тем выше насыщенность. Добавление черного, белого или любого другого цвета понижает насыщенность.

Для создания гармоничной композиции имеет значение и сочетание цветов, их насыщенность.

Гармония цвета. Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнообразных, отличных друг от друга объектов, форм, красок, звуков. На первый взгляд кажется, что подобное многообразие должно быть хаотичным, но нет, природа стре­мится к гармонии, балансу. Задача дизайнера в некотором смысле схожа с задачей создателя этого мира - достичь сба­лансированности, гармонии композиции. При этом гармония не является синонимом симметрии, напротив, излишняя упо­рядоченность может навредить дизайну, сделать его пресным.

Баланс, гармонию можно определить как некое сочета­ние, которое находится где-то между хаотичным и монотон­ным дизайном. Причина этого определяется особенностями восприятия информации человеком - во-первых, человече­ский мозг будет отрицать то, что не сможет упорядочить, понять. Поэтому хаотичное смешение цветов, чрезмерное их обилие в композиции вряд ли найдет должный отклик у аудитории. Однако, дизайн должен также представлять опре­деленный визуальный интерес для зрителя, стимулировать его активность, что подчас не сможет обеспечить моно­тонный, чрезмерно упорядоченный дизайн. В случае цвета од­ним из лучших способов избавиться от монотонности -это использовать цвета, которые контрастируют по показате­лям яркости и насыщенности.

Несмотря на то, что ни одно цветовое сочетание не является универсальным, можно определить несколько принципов, способных облегчить создание сбалансирован­ной композиции.

1. Тщательно подбирайте цвета для композиции. Лучше использовать небольшое количество цветов, чем перенасы­тить дизайн цветом. Определите разумные на ваш взгляд ли­миты для каждого конкретного случая. Использование чрез­мерного количества оттенков разных цветов - признак люби­тельского дизайна.

2. Если вы хотите выделить какую либо область вашего дизайна - используйте цвет, который не встречается больше нигде в композиции. Это позволит привлечь внимание к дан­ной области. Повторение цвета в разных областях дизайна, напротив, приближает цвет к фону, делает его неспособным привлекать внимание. Поэтому лучше, чтобы в композиции присутствовал уникальный цвет, который не встречается больше нигде в данном дизайне.

3. Существуют надежные, «объезженные» цветовые ак­корды - так, например, хорошо сочетаются теплые и холодные цвета. Экспериментируйте с различными вариациями вашего дизайна - сделайте выбор между динамичностью и мягкостью сочетаний. Динамичная гармония характеризуется сильным контрастом, способна привлечь внимание, в буквальном смысле «заряжает энергией». Мягкие сочетания, напротив, от­личаются слабой контрастностью цветов, что обеспечит ров­ное, однозначное восприятие композиции. Конечно же, ваш выбор будет обусловлен прежде всего поставленной задачей -реклама современной одежды может быть динамичной, даже вызывающей, в то время как реклама туалетного мыла, напри­мер, должна быть плавной, мягкой.

И несколько принципов динамичной гармонии:

1. Прежде чем определить окончательное цветовое ре­шение композиции - проанализируйте его полутоновой вари­ант. Это позволит вам определить отношения темных и свет­лых областей композиции и решить, где необходима контра­стность, а где она будет лишь отвлекать зрителя.

2. Достигнуть динамизма вам помогут насыщенные цве­та и четкие яркостные контрасты. Так, для фона вы можете выбрать неяркие цвета приглушенных оттенков, а для объек­тов переднего плана подойдут насыщенные цвета с высокими показателями яркости. Причем, если основой дизайна является текст желательно использовать максимально возможный кон­траст по яркости. Это обеспечит его удобочитаемость.

3. Не следует злоупотреблять цветом. Практически в лю­бом случае более выгодным будет сочетание минимального количества цветов. Лучше уделите больше внимания более тщательному подбору цветов. Это как раз тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Переизбыток цветов - распро­страненная ошибка начинающих дизайнеров. Подобный ди­зайн раздражает, рассеивает внимание, напоминает мелодию расстроенного музыкального инструмента.

4. В поиске инновационных цветовых решений не стес­няйтесь заимствовать цветовые сочетания, которые встреча­ются в природе. Природные цветовые сочетания, полученные «путем проб и ошибок», оптимальны и обеспечат естественное восприятие дизайна.

Несмотря на то, что цвет является достаточно эфемер­ным понятием, цвет всегда воспринимается в контексте фор­мы, поэтому можно говорить о пространственных эффектах цвета. Изменение цвета окрашенной формы, ее положения в композиции в результате может привести к совершенно иному восприятию образа в целом

Как правило, можно говорить о двух основных законах цветовых сочетаний - цвета в любой композиции стремятся либо к объединению, либо к контрасту. И наконец, рассмотрим иллюзию массы цвета. Можно вывести три основные правила: темные цвета тяжелее свет­лых; насыщенные цвета тяжелее приглушенных; если значе­ния яркости и насыщенности у двух цветов одинаковы, то те­плые оттенки будут казаться более тяжелыми.

Цвет в технике выполняет порой весьма разнообразные функции. Так, цветовая композиция во многих случаях ин­формирует о классе изделия. Например, в легковом автомоби­лестроении уже традиционно повелось, что наиболее солид­ные, представительные и мощные машины чаще всего черного цвета. Микролитражки же, как правило, вообще не окрашива­ют в черный цвет.

Возвращаясь к общим вопросам использования цвета как одного из активных средств композиции, напомним еще раз, что не следует откладывать цветовое решение на самый конец проектирования. Окрасить завершенное в проекте изделие и сдать его заказчику - такой метод работы противопоказан ди­зайну. Все решение формы во многом связано с цветокомпозицией изделия. А это значит, что работать цветом необходимо с самого начала проектного поиска, так как им в определен­ный момент может определяться и подбор материалов, и мно­гие стороны технологии отделки. Кроме того, как мы видим, цвет активно помогает поискам образности вещи, достижению нужного психологического эффекта.

Эскизирование в цвете - задача более сложная, чем рабо­та карандашом или тушью. Дело, конечно, не в самой технике работы: использование цвета как бы переводит изображение из условного в реальное, а это ко многому обязывает. Чтобы передать живую игру бликов на поверхности металла, нужно хорошо представлять, какими и при каких фонах окажутся рефлексы, где использовать теплые, а где более холодные оттенки и т. д. На первых порах эскизирование в цвете дается трудно, но с приобретением навыка такая работа, по­зволяя максимально приблизиться к реальным условиям функционирования объекта, доставляет подлинное творческое удовлетворение. Техника работы здесь может быть любой -каждый дизайнер выбирает ту, которая кажется ему наи­более целесообразной. Можно работать чистой акварелью, а чтобы активизировать световые блики - использовать гуашь. Эффектна и не требует большого времени техника работы только гуашью или только темперой. Словом, для конкретной цели годится любая индивидуальная манера изображения. Опасно лишь появление наигранного штампа, что относится, впрочем, не только к технике использования цвета, но и к ис­полнению чертежей вообще.

Конечно, некоторые профессионалы, как говорится, бы­стро набивают руку в чистовом исполнении открашенных чер­тежей, но штамп в изображении - это всегда плохо: здесь кон­чается творчество и начинается ремесло, если не ремесленни­чество. Во всяком случае, достоин большего уважения дизай­нер, который каждый раз ищет соответствующую конкретной задаче технику изображения и цветовой образ вещи.

Наши рекомендации