Теория цвета и ее применение в техническом конструировании
Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая и понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъема. Кроме того, цвет способствует образному выражению сущности изделия, обеспечивает его связь с окружающей средой.
Цвет - это одно из самых субъективных средств композиции. Индивидуальное отношение к цвету диктует назначение изделий, условия их эксплуатации.
Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть сущность вещи, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст.
Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:
1) ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
2) хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
а) теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния;
б) холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
в) дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга;
3) ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.
Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.
Известно что около 80 % информации, которую получает и обрабатывает мозг человека, составляет информация визуальная, причем цвет играет в нашем восприятии немаловажную роль. Определить цвет достаточно сложно, мы воспринимаем его как неотъемлемую характеристику объекта. Зачастую мы придаем цветам свойства физических объектов, давая цвету оценку мы можем почувствовать его, «взвесить» цвет или «попробовать» на вкус.
Цвет - это визуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отраженного света. Существует несколько цветовых моделей, с помощью которых практически полностью можно объяснить природу цвета. С первой из них, моделью RYB, вы, вероятно, знакомы еще с детства, когда на уроках рисования вам говорили, что смешав желтый и синий цвета вы получите зеленый. Также вам, по-видимому сообщили, что существуют определенные правила смешивания красок. Эти правила, которые одинаковы для всех пигментов основаны именно на модели RYB, согласно которой существуют три основных цвета, которые являются первичными (красный, желтый, голубой). Эти цвета являются чистыми, то есть их невозможно получить смесями других пигментов, однако сами они могут выступать в роли основы для создания других цветов. Так, смешав в равных пропорциях эти цвета друг с другом, Вы в итоге получите вторичные цвета - фиолетовый, оранжевый или зеленый.
С развитием науки о цвете была выведена еще одна цветовая модель, которая корректно отражает природу цвета. В ее основе лежат три первичных пигмента - голубой, желтый и пурпурный (СYM). В данной модели смесью этих цветов можно образовать практически любой цвет, так, например, красный - это смесь пурпурного и желтого. Долгое использование модели RYB обусловлено главным образом тем, что истинно первичные пигменты трудно получить в природе. Модель CYM легла в основу современной полиграфии, где для удобства черный пигмент используется как дополнение CYM, и поэтому цветная печать считается четырехцветным процессом.
Теплые и холодные цвета. Такая характеристика цвета, как теплота во многом определяет воздействия цвета на человека. Собственно, даже для непосвященного человека будет несложным отличить теплый цвет от холодного. Это как раз тот случай, когда оценка зависит от простой эмоциональной оценки. Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушающими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы. Если мы обратим свой взгляд на цветовой круг, то увидим, что к теплым можно отнести оранжевые, красные и желтые оттенки. К холодным же мы причислим оттенки зеленого и синего. В приложении 5 приведен характер вероятных ассоциаций, возникающих при восприятии человеком различных цветов.
Яркость цвета - важный элемент любого дизайна, влияющий на восприятие в целом, удобство при чтении текста, эмоциональное восприятие. Во многом именно яркость определяет пространственное восприятие изображения. Яркость цветов важна для пространственного восприятия. Можно сказать, существует правило: фон должен контрастировать по яркости с объектами переднего плана.
Насыщенность цвета. Степень насыщенности цвета определяется степенью присутствия в оттенке чистого цвета. Синонимами насыщенности могут служить «интенсивность», «хроматичность». Чем выше присутствие чистого хроматического цвета, тем выше насыщенность. Добавление черного, белого или любого другого цвета понижает насыщенность.
Для создания гармоничной композиции имеет значение и сочетание цветов, их насыщенность.
Гармония цвета. Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнообразных, отличных друг от друга объектов, форм, красок, звуков. На первый взгляд кажется, что подобное многообразие должно быть хаотичным, но нет, природа стремится к гармонии, балансу. Задача дизайнера в некотором смысле схожа с задачей создателя этого мира - достичь сбалансированности, гармонии композиции. При этом гармония не является синонимом симметрии, напротив, излишняя упорядоченность может навредить дизайну, сделать его пресным.
Баланс, гармонию можно определить как некое сочетание, которое находится где-то между хаотичным и монотонным дизайном. Причина этого определяется особенностями восприятия информации человеком - во-первых, человеческий мозг будет отрицать то, что не сможет упорядочить, понять. Поэтому хаотичное смешение цветов, чрезмерное их обилие в композиции вряд ли найдет должный отклик у аудитории. Однако, дизайн должен также представлять определенный визуальный интерес для зрителя, стимулировать его активность, что подчас не сможет обеспечить монотонный, чрезмерно упорядоченный дизайн. В случае цвета одним из лучших способов избавиться от монотонности -это использовать цвета, которые контрастируют по показателям яркости и насыщенности.
Несмотря на то, что ни одно цветовое сочетание не является универсальным, можно определить несколько принципов, способных облегчить создание сбалансированной композиции.
1. Тщательно подбирайте цвета для композиции. Лучше использовать небольшое количество цветов, чем перенасытить дизайн цветом. Определите разумные на ваш взгляд лимиты для каждого конкретного случая. Использование чрезмерного количества оттенков разных цветов - признак любительского дизайна.
2. Если вы хотите выделить какую либо область вашего дизайна - используйте цвет, который не встречается больше нигде в композиции. Это позволит привлечь внимание к данной области. Повторение цвета в разных областях дизайна, напротив, приближает цвет к фону, делает его неспособным привлекать внимание. Поэтому лучше, чтобы в композиции присутствовал уникальный цвет, который не встречается больше нигде в данном дизайне.
3. Существуют надежные, «объезженные» цветовые аккорды - так, например, хорошо сочетаются теплые и холодные цвета. Экспериментируйте с различными вариациями вашего дизайна - сделайте выбор между динамичностью и мягкостью сочетаний. Динамичная гармония характеризуется сильным контрастом, способна привлечь внимание, в буквальном смысле «заряжает энергией». Мягкие сочетания, напротив, отличаются слабой контрастностью цветов, что обеспечит ровное, однозначное восприятие композиции. Конечно же, ваш выбор будет обусловлен прежде всего поставленной задачей -реклама современной одежды может быть динамичной, даже вызывающей, в то время как реклама туалетного мыла, например, должна быть плавной, мягкой.
И несколько принципов динамичной гармонии:
1. Прежде чем определить окончательное цветовое решение композиции - проанализируйте его полутоновой вариант. Это позволит вам определить отношения темных и светлых областей композиции и решить, где необходима контрастность, а где она будет лишь отвлекать зрителя.
2. Достигнуть динамизма вам помогут насыщенные цвета и четкие яркостные контрасты. Так, для фона вы можете выбрать неяркие цвета приглушенных оттенков, а для объектов переднего плана подойдут насыщенные цвета с высокими показателями яркости. Причем, если основой дизайна является текст желательно использовать максимально возможный контраст по яркости. Это обеспечит его удобочитаемость.
3. Не следует злоупотреблять цветом. Практически в любом случае более выгодным будет сочетание минимального количества цветов. Лучше уделите больше внимания более тщательному подбору цветов. Это как раз тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Переизбыток цветов - распространенная ошибка начинающих дизайнеров. Подобный дизайн раздражает, рассеивает внимание, напоминает мелодию расстроенного музыкального инструмента.
4. В поиске инновационных цветовых решений не стесняйтесь заимствовать цветовые сочетания, которые встречаются в природе. Природные цветовые сочетания, полученные «путем проб и ошибок», оптимальны и обеспечат естественное восприятие дизайна.
Несмотря на то, что цвет является достаточно эфемерным понятием, цвет всегда воспринимается в контексте формы, поэтому можно говорить о пространственных эффектах цвета. Изменение цвета окрашенной формы, ее положения в композиции в результате может привести к совершенно иному восприятию образа в целом
Как правило, можно говорить о двух основных законах цветовых сочетаний - цвета в любой композиции стремятся либо к объединению, либо к контрасту. И наконец, рассмотрим иллюзию массы цвета. Можно вывести три основные правила: темные цвета тяжелее светлых; насыщенные цвета тяжелее приглушенных; если значения яркости и насыщенности у двух цветов одинаковы, то теплые оттенки будут казаться более тяжелыми.
Цвет в технике выполняет порой весьма разнообразные функции. Так, цветовая композиция во многих случаях информирует о классе изделия. Например, в легковом автомобилестроении уже традиционно повелось, что наиболее солидные, представительные и мощные машины чаще всего черного цвета. Микролитражки же, как правило, вообще не окрашивают в черный цвет.
Возвращаясь к общим вопросам использования цвета как одного из активных средств композиции, напомним еще раз, что не следует откладывать цветовое решение на самый конец проектирования. Окрасить завершенное в проекте изделие и сдать его заказчику - такой метод работы противопоказан дизайну. Все решение формы во многом связано с цветокомпозицией изделия. А это значит, что работать цветом необходимо с самого начала проектного поиска, так как им в определенный момент может определяться и подбор материалов, и многие стороны технологии отделки. Кроме того, как мы видим, цвет активно помогает поискам образности вещи, достижению нужного психологического эффекта.
Эскизирование в цвете - задача более сложная, чем работа карандашом или тушью. Дело, конечно, не в самой технике работы: использование цвета как бы переводит изображение из условного в реальное, а это ко многому обязывает. Чтобы передать живую игру бликов на поверхности металла, нужно хорошо представлять, какими и при каких фонах окажутся рефлексы, где использовать теплые, а где более холодные оттенки и т. д. На первых порах эскизирование в цвете дается трудно, но с приобретением навыка такая работа, позволяя максимально приблизиться к реальным условиям функционирования объекта, доставляет подлинное творческое удовлетворение. Техника работы здесь может быть любой -каждый дизайнер выбирает ту, которая кажется ему наиболее целесообразной. Можно работать чистой акварелью, а чтобы активизировать световые блики - использовать гуашь. Эффектна и не требует большого времени техника работы только гуашью или только темперой. Словом, для конкретной цели годится любая индивидуальная манера изображения. Опасно лишь появление наигранного штампа, что относится, впрочем, не только к технике использования цвета, но и к исполнению чертежей вообще.
Конечно, некоторые профессионалы, как говорится, быстро набивают руку в чистовом исполнении открашенных чертежей, но штамп в изображении - это всегда плохо: здесь кончается творчество и начинается ремесло, если не ремесленничество. Во всяком случае, достоин большего уважения дизайнер, который каждый раз ищет соответствующую конкретной задаче технику изображения и цветовой образ вещи.