Бытовой жанр в живописи передвижников (И. Репин, В. Максимов, Г. Мясоедов, В. Маковский, Н. Ярошенко)
Про передвижников: Товарищество передвижных художественных выставок «ТПХВ» (1870-1922)- крупнейшее из рус. художественных объединений 19 в. Художники-передвижники стали символом рус. живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное ис-во Академии Художеств. ТПХВ стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», кот. была учреждена в 1863 участниками «бунта 14» (И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.) – выпускниками Академии Художест, демонстративно покинувшими ее после того, как совет академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. «Артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. К концу 60-х годов у передовых худ-ов Мск и Спб складывается мнение о необходимости созд-ия объединения, кот. могло бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи ис-ва с народом. В 1869 группа художников-москвичей (Л.Л.Каменев, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов и В.О.Шервуд) обратилась к «Артели» с предложением совместно организовать новое «Товарищество», и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н.Н.Ге, Каменевым, М.К.Клодтом, М.П.Клодтом, Корзухиным, Крамским, К.В.Лемохом, К.Е.Маковским, Н.Е.Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И.И.Шишкиным и В.И.Якоби. Цель: доставление жителям провинций возможности знакомиться с рус. ис-вом и следить за его успехами; развитие любви к ис-ву в обществе; облегчение для художников сбыта их произведений, идейно-воспитательные задачамиИсток-эстетика философского романтизма. Художественно-историческим «зеркалом» истории предстала современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». Деятельность художника понималась ими как общественное служение художника-гражданина. И сюжеты своих произведений художник стремился сделать доступными каждому. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями: И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин. В «Товарищества» вошли А.И.Куинджи, А.П.Боголюбов, А.М.Васнецов, К.Ф.Гун, Н.Н.Дубовской, И.И.Левитан, В.М.Максимов, Н.В.Неврев, И.С.Остоухов, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, Н.А.Ярошенко и др. На регулярных выставках (всего 48), кот. показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих др. городах. к.19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав. В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами «Передвижники» перестали уже представлять собою все художественно-передовое в России, молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства». Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь стилистически-ретроградными художниками типа В.Н.Бакшеева, Н.А.Касаткина, П.А.Радимова, Г.К.Савицкого. Общество стремительно теряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников Ассоциация художников революционной России, с кот. «передвижничество» практически слилось. Так 1922 год оказался для него последним.
Бытовой жанр: Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Жанровая живопись т.е бытовой жанр, наиболее тесно связанная с современностью. Бытовой ж. передвижников исключительно полно и точно отразил народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, В. Е. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Они показывали жизнь русских крестьян, мещан, интеллигенции с ее противоречиями и конфликтами, темными и свежими сторонами отобразили в своих картинах И.Е. Репина, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкий, Г.Г. Мясоедов, В.В. Максимов, В.Е. Маковский и др. В 1870-х гг. увлечение жанровой живописью было настолько всеобщим, что к нему обращались такие худ-ка. как портретист И.Н. Крамской или исторический живописец В. М. Васнецов. Лучшие жанристы-передвижники стремились в своих картинах на современные темы к большим соц. и жизненным обобщениям, к глубокому психологизму образов. Показывая тяготы народной жизни, вскрывая глубокие классовые противоречия, и они видели в народе не только страдающих людей, но и людей с могучими духовными и физическими силами. Таким мы видим народ на картине "Бурлаки на Волге" И.Е. Репина. Жанровые картины у передвижников стали больше по размерам, монументальнее по композиции, в них появилось так называемое хоровое изображение народных масс. Развитие «хорового» начала в бытовой живописи приближало картину по масштабам худ-ой задачи к исторической живописи. что сказалось в тенденции к разрушению внутренней замкнутости изображенного действия путем его разворачивания в ширь и обращения к зрителю. Во всех полотнах реалистически запечатлены драмы из народной жизни, яркие народные типы и характеры. Большой интерес представляют полотна, показывающие жизнь и героическую борьбу русской интеллигенции - революционеров-народников. Им посвящены картины И.Е. Репина "Арест пропагандиста" (1880 - 1892), "Не ждали" (1884 - 1888). Образы революционной интеллигенции созданы и в картинах В.Е. Маковского(1846 - 1920) "Вечеринка" (1875 - 1897), "Допрос революционерки" (1904).
Н.А. Ярошенко (1846 - 1898) писал картины, в кот. искал образ положительного героя "Заключенный" (1878), "Курсистка" (1883). развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции "Студент" (1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888). Максимов В. был знатоком и бытописателем народной жизни. Он много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Бедный ужин» (1879). Изображая крестьянский быт и уклад, художник был нацелен на показ положительных начал деревенской жизни, на показ крестьянства как воплощение лучших качеств русского народа. Мясоедов Г.ему принадлежала инициатива создания организации нового типа - Товарищества Передвижных художественных выставок. Проявляя большой интерес к жизни крестьянства, Мясоедов создал как острокритические полотна («Земство обедает», 1872), так и картины, рассказывающие о старинных русских поверьях и обрядах «Засуха», (1880), о радости и красоте крестьянского труда «Косцы», (1887).