На поверхности принципа эксплуатации репертуара МХТ лежит то, что спектакли имели успех, а значит и прокатывали их подолгу
Планирование по методу цикла и такта.
Процесс подготовки премьеры рассматривается как единый комплекс операций, а выпуск всех премьер года – как чередование этих премьер в определенном ритме.
Как известно, работа над спектаклем состоит из трех разделов:
- работа режиссеров и актеров
- подготовка музыкального оформления
- подготовка вещественного оформления
В каждом из этих разделов есть ряд операций, располагающихся в определенной последовательности: пример: нельзя начинать работу в мастерских, пока не утверждены все эскизы и сметы и т.д. ключ слово: последовательность
Существует прямая зависимость операций во времени и ритме
Можно выделить три основных периода подготовки премьеры:
- подготовительный период
- репетиционно- производственный
- выпускной период
Весь этот цикл изображается графически в виде трехступенчатой фигуры, с фиксированной последовательностью или параллельностью их осуществления.
На временной сетке можно совместить графики циклов для всех новых постановок года. Вводя понятие «такт» как отрезок времени между 2-мя циклами(Комплекс операций по одной постановке – цикл), можно сократить возможности простоев, а так же рационально планировать очередность новых постановок.
«+» метода – позволяет оценить объем работ как по одной постановке, так и по всм премьерам года в их взаимосвязи и взаимозависимости
«-» - невозможно отразить специфику каждого отдельного спектакля, т.к. здесь оперируют укрупненными операциями.
Совместное использование последнего метода с методом Орлова (типизация новых постановок по продолжительности репетиционной работы) создает реальные возможности для разработки оптимального годового плана выпуска спектаклей драматическими театрами.
Вопрос №3. принципы и способы планирования репертуара и работы над новыми постановками в императорских театрах России. Опыт Южина.
В русском дореволюционном театре – в императорских и в ряде частных театров - существовала практика планирования работ по новым постановкам и текущего репертуара на сезон.
Еще в 1783 году, по указу Екатерины 2, была разработана методика планирования творческого процесса, которая закладывала структуру подготовки нового спектакля, которая включала в себя 3 элемента: «Каждая новая пьеса должна иметь три пробы. Первая для прочтения и проверки розданных ролей, вторая для изображения оных по точности смысла каждой роли, третья для представления роли точно так, как на театре оную перед публикою представлять должно»: то есть застольная, сценическая и генеральная репетиция. Руководство над реп процессом не назначалось, однако оговаривалось, что исполнители первых ролей могут указать вторым на ошибки.
Изменения в организации театрального процесса рубежа 18-19 вв. произошли благодаря М. Медоксу и его новой организационной системе, которая и помогла ему создать значительный театральный коллектив. Решения о пьесе и постановке уже принимались коллегиальным образом, однако спектакли готовили все же артисты и сами назначали срок, необходимый на постановку. Роли выучивались наизусть, сроки, определенные артистами, не сокращались, даже увеличивались. Продолжительность реп периода редко меньше 15 дней – небывалый для того времени срок. Когда, по общему мнению, спектакль был готов – устраивались публичные репетиции, на которых приглашались известные театральные деятели, с одобрения которых спектакль показывался зрителю.
Медокс-2 новшества:
1. продолжительность каждого элемента подготовки спектакля должна завысить от уровня сложности постановки. + Репетировали не все сразу, а подробно разбирали пьесу по частям.
2. Добавил в театральную практику завершающую точку подготовительного периода – генеральную репетицию с публикой.
Существенное нововведение театральной дирекции 1809 года – четкое определение должностных лиц, которые должны управлять процессом создания нового спектакля. Основное достижение - появление еще одного организатора творческого процесса – режиссера. Изначально режиссер – это помощник члена конторы по репертуарной части, в функции которого входило планирование репетиций, контроль за их проведением и т.д. Кроме того, подбирал декорации из запасников к каждому опред спектаклю. Режиссер создавал месячный план репетиций, назначал даты «считок и проб» и т.д. На пробах сидел сотрудник репертуарного отдела и следил, чтоб постановка выражала все художественные достоинства пьесы (А.А. Шаховской). На генер. репетиции присутствовал представитель дирекции импер. театров, который давал добро.
Слаженности спектакля было трудно достичь: мало репетиций, разное видение артистов, которые сами готовили роли и т.д.
Постановление театральной дирекции о правилах внутреннего распорядка 1825 года (автор текста – Шаховской), закрепляло следующую структуру творческого процесса. До начала репетиции актеров с пьесой не знакомили. Первая репетиция после распределения ролей – считка. Ее проводил сам автор или какой-нибудь актер по его поручению или режиссер. На второй репетиции актеры должны читать роли «в должном тоне», но «без декламации». На третьей – репетировались основные диалоги. После этого актерам давали время для самостоятельного выучивания и подготовки роли. Затем назначались прогоны- сколько нужно, что бы довести до ума. Генеральная репетиция должна была идти уже без суфлера. Генер репетиция одновременно являлась и монтировочной – отлаживали смену декораций. Кроме директоров на репетиции приглашали театралов.
Постановление укрепляло функции режиссера, делая его основным лицом в организации репетиций. Режиссер следил за переписыванием и раздачей ролей, планировал репетиции, оповещал о них артистов, составлял перечень его оформления. На репетициях: обучал статистов, следил за ходом спектакля, подготавливал документацию и т.д.
Порядок Шаховского надолго закрепился на императорской сцене: считка - репетиции на сцене спектакля по частям - выучивание актерами ролей - прогоны- генеральные репетиции; параллельно готовились или подбирались декорации, ген репетиция – монтировочная репетиция.
Модификации этого порядка носили скорей количественный, нежели качественный характер.
Наиболее яркой иллюстрацией эффективного применения системы перспективного планирования явл планирование творческого процесса, осуществляемого А.И. Южиным.
Его метод – четкая организация. В 1909 году - вступил в должность управляющего труппой Малого театра, Южин на сезон 1910\11 гг. разработал четкий план творческой жизни театра. Репертуарный план содержал 30 названий, из которых 14 были новыми. Большое число премьер – актуально для разросшейся до невероятных размеров труппы.
Основная часть плана у Южина - сезонный план проката репертуара и репетиций (по дням). Из 235 запланированных спектаклей заменили только один.
Из 238 раб дней-210 – репетиции новых постановок. Количество репетиций на каждую новую постановку увеличено. В среднем 24 репетиции на одну постановку, для сложных – количество увеличивалось до 36. Работа над постановкой занимала до 42 рабочих дней
Параллельная работа над двумя постановками – нововведение Южина на казенной сцене, стало возможным только благодаря четкой организации.
Южин – противник режиссерского театра, не допускал на сцену Малого театра режиссеров, поэтому репетиционный процесс был тот же, что и раньше. Декорации – тоже второй план для Южина.
Южин ввел перспективное планирование в театральное дело. Достигнутое им единство творческих и организационных методов способствовало поддержанию художественного уровня Малого театра, сохранению его традиций и исполнительского мастерства. Организационные принципы Южина в работе над выпуском н6ового спектакля были поддержаны дирекцией императорских театров.
В целом принципы организации подготовки новых постановок на казенной сцене в начале 20 века коренных изменений не претерпевали. В подтверждение этому укажем, что «Правила для управления русскими драматическими труппами императорских театров», разработанные в 1902 году, практически полностью повторяли порядок работы над новыми спектаклями, установленный «Высочайше утвержденными постановлениями…» еще в 1825 году
Метод перспективного планирования репертуара театра концептуальной режиссуры - метод МХТ (частотное планирование).
На поверхности принципа эксплуатации репертуара МХТ лежит то, что спектакли имели успех, а значит и прокатывали их подолгу.
Основа – принцип триединства Немировича (художественное, коммерческое, педагогическое)
Первый сезон 4.5 месяцев экспериментальный период. Вырабатывается порядок постановки пьес ориентированный на 1) поддерживать интерес к театру 2) не выпаливать все свои заряды разом 3) не затягивать новинки 4) не использовать одних артистов много, а других мало.
За счет того, что увеличивалось худ. качество постановок увеличивался и реп. период. Поэтому за предшествующие открытию 4 месяца репетиций были готовы «Царь Федор», «Потонувший колокол», «Венецианский купец», «Самоуправцы» и запрещенная «Генеле», эта ситуация планировалась и на последующее время функционирования поэтому предполагалось длительная эксплуатация спектаклей.
92% - такой была средняя посещаемость за первый сезон. Такой высокий процент достигался за счет частой эксплуатации сначала Царя Федора (53% годовых сборов). Остальные спектакли не имели такого успеха.
Затем появляется «Чайка» ( 98.6 – средняя заполняемость) 69% годовых сборов.
За счет такой неравномерности в эксплуатации успеха и признания добились не только отдельные спектакли, но и сам МХТ.
Во втором сезоне список пьес в репертуаре сократился с 15 до 10, это объяснялось тем, что из афиши пропали случайные постановки, которые все-таки присутствовали в 1 сезоне.
Со второго сезона, когда стало нужно решать какие спектакли оставить, а какие поставить появляется необходимость нашего любимого перспективного планирования.
Если некоторые премьеры первого сезона были подготовлены обществом Искусства и литературы, то теперь запасов не было отсюда первый методический принцип планирования
Планирование начинается с определения переходных названий к которым добавляются премьеры
Весь репертуар отвечает общим худ задачам и целям сезона, в том числе организационно-экономическим
В системе переходящих цен планируется число постановок и предполагаемые сборы, потом к ним добавлялись новые постановки и их предполагаемый результат. В результате определялась частота показа спектаклей. Одновременно планировалась афиша и сезонная эксплуатация спектакля. Складывались основы подневного репертуара на месяц и т д
Другим методом планирования стала дифференциация спектаклей по возможным сборам.
Так премьерами нового сезона стали пьесы Метерлинка, «Иван Мироныч» Чирикова в угоду публике не смотря на ничтожность в художественном отношении. Выполняя долг Чехову Иванов. После этого осталось 35 плановых спектаклей, в результате намечаемое количество спектаклей с 180 сократилось до 160.
Всего 9 названий (Бьернсон «Свыше наших сил», «Призраки», «Отец» Стринберга, «Месяц в деревне»
Всего в сезон на постановку планировалось от 5 до 15 спектаклей, что подтверждает неравномерную эксплуатацию репертуара в МХТ, вопреки сложившемуся мнению об их святости.
Таким образом частота показов планировалась с учетом 2 основных критериев