Возникновение, расцвет и упадок
Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 60—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги иногда промышляли разбоем[1]. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков
Репертуар
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Медвежья потеха — одна из древнейших форм развлечения в России и Европе (англ. Bear-baiting — Травля медведя).
И. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной. В Москве медведи содержались на специальном псаренном дворе. Медведи: дворные (живущие на псаренном дворе), гончие, сступные, спускные, дикие. Иногда для потех привозили белых медведей.
В России «медведчики» были самостоятельной профессией, которую писцовые книги называли отдельно от скоморохов.
Медвежья потеха была трёх видов:
Травля (медведь против собак);
Медвежьи бои (медведь против человека, медведь против медведя);
Комедия (цирковые представления).
Место проведения
Медвежьи потехи устраивали в Кремле — на заднем государевом дворе, или на специально устроенном месте. В XVII веке потехи зачастую устраивали на Цареборисовском дворе, у палат патриарха. Иногда потехи устраивались в загородных дворцах, на псаренных дворах. Травля устраивалась по праздникам (чаще осенью и зимой), комедии — в любое время года. На Масляной неделе медвежьи потехи устраивались для народа — на льду Москвы реки; медведи и собаки плохо держались на льду.
Медвежьи бои в различных формах просуществовали до XIX — начала XX века на Севере и в Центре России, Верхнем и Среднем Поволжье, Восточной Белоруссии.
В Москве, за Тверской заставой И. И. Богатырёв содержал волчью и медвежью травлю до 1830 года. Позднее она переместилась за Рогожскую заставу, где для этого был построен деревянный круглый амфитеатр.
Медвежьи бои
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Медведчики (развлечение). Старая Москва.
Медвежьи бои назывались дворцовой потехой. За боями наблюдали женщины и дети.
Бои устраивались на специальной огороженной площадке. В боях участвовали дикие медведи и люди. Человек был вооружен рогатиной. Бойцы обычно получали в награду ткань ценой в 2 рубля. Бой человека, вооруженного рогатиной, с медведем, считался обычным способом охоты на медведя. В боях участвовали, как правило, дворовые люди, служители Конюшенного двора: псари, псовники, охотники и т.д. Иногда на бой выходили люди разных сословий и чинов: стрельцы, истопники, дети боярские, князья и т.д.В групповых боях участвовали от 2 до 8 человек и столько же медведей.
медведей дрессировали в железных клетках с медным дном, опущенных в глубокую яму на половину её глубины. В каждую клетку загоняли по два - три медвежонка, а в яму клали хворост и валежник, которые поджигались. Обучение состояло в том, что дно клетки, где находились звери, постепенно нагревалось и медвежаты вынуждены были вставать на задние лапы, так как на них заранее надевали лапти, а передние лапы оставались незащищенными. Когда становилось особенно жарко, медведи начинали переступать с ноги на ногу, и в это время дрессировщик бил в бубен. Так было ежедневно в течение месяца - двух. Потом медвежат выводили из клетки на волю и продолжали упражнения с бубном. При первых же ударах медвежата становились на задние лапы и под звуки бубна переминались без подогрева. Следовало поощрение в виде куска хлеба или морковки.
СЛУЖБА КАБАКУ (“Праздник кабацких ярыжек”) — произведение демократической смеховой литературы XVII в., написанное в форме пародии на церковную службу. Композиционно С. К. состоит из частей, пародирующих церковные песнопения (в основном тексты Всенощного богослужения), паремии и житие. Изложение истории обобранного в кабаке пропойцы в виде церковной службы мученику нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и кабака. Д. С. Лихачев отметил специфику средневековой пародии в С.К., где осмеивается не объект, а сам текст пародийного произведения.
4) Театрализованные игры Российской Империи от опричнины до петровских времен.
XVII век
Артамон Матвеев
Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.
Для этого собрали всех «толмачей» из Посольского приказа, а текст пьесы разделили на несколько неравнозначных частей и отдали разным переводчикам. Когда всё произведение было переведено, оказалось, что целостности в тексте нет. Начало «Эсфири» было выписано очень тщательно, причём, силлабическим размером стиха, а в середине текста пьеса вдруг сваливалась на прозу.
Возможно, далеко не все переводчики в совершенстве владели немецким языком, а потому текст передавали слишком приблизительно. Но не исключено, что отдельные переводчики перекладывали пьесу так, чтобы максимально приблизить немецкий текст к российским реалиям. Как бы там ни было, сам автор не очень-то настаивал на том, чтобы всё было переведено досконально. В конце концов, какая разница, если пьесу «заказал» сам царь. У него был свой прицел: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией, а именно об этой стране шла речь в пьесе.
Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение.
17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно — зрелищем). В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась"[4].
Уже в следующем, 1673 году, окрыленный Грегори поставил второй спектакль. Он назывался «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо», где был уже другой, но все ещё библейский сюжет о еврейской женщине Юдифи, которая пробралась во вражеский стан и отрубила голову ассирийскому военачальнику Олоферну.
Грегори умер в феврале 1675 года. Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру, который за короткий период осуществил несколько постановок, в том числе спектакль на историческую тему «Темир-Аксаково действо». В конце 1675 года Гивнера сменил бывший преподаватель Киево-Братской коллегии Степан Чижинский.
Крепостные театры
П. Б. Шереметев
Явившись на первых порах забавой двора, крепостной театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны Софьи кн. В. В. Голицын. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. И. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр. Ягужинского и гр. Петра Шереметева. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго.
Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии).
Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Моцарта, а также литературные драмы французских классицистов (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро). Однако уже появлялись и русские авторы.