Концепции промышленного дизайна
В теории дизайна первые концепции зародились в конце 50-х. Применяя различные концепции дизайнеры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасности в эксплуатации, делают в основном акцент на оригинальности формальных признаков (пластике, цвете, фактуре и пр.) - на впечатлении от изделий, их эффективности. С упором на подсознательное производятся исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации изделий, но и мотиваций по выбору тех или иных моделей.
Системный подход в дизайне. В связи с усложнением проектируемых объектов, структура которых была многоуровневой, или относительно несложных объектов, но встроенных в систему многоаспектных связей с производственной, экологической и социально-культурной средой был разработан дизайн с системным подходом. Для таких объектов оказались непригодными традиционные методы дизайна, рассчитанные на проектирование единичных изделий. Такой подход во многом был связан с принципиальным отказом от художественно-интуитивных методов в пользу системотехники, кибернетики и других строго логизированных, научно обоснованных приемов.
Ограниченность упрощенного понимания природы творчества в этом методе привела к кризисной ситуации в дизайн-проектировании, осознанной в конце 70-х годов прошлого века. Пришло понимание того, что проектные решения не могут основываться лишь на тщательно собранных научных данных. Нельзя абстрагировать решения от социально-политического и экономического контекстов, целей и задач проектирования.
Выделяют следующие концепции дизайна:
· Концепция коммерческого дизайна (стайлинг) - особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений.
· Аксиоморфологическая концепция. Под морфологией понимается структура, которую человек придает веществу природы в процессе своей целенаправленной трудовой деятельности. Предмет выступает на поверхность явлений своей вещной, морфологической стороной и, воспроизводя ее, дизайнер занят поиском естественно-природных, вещественных, натуральных свойств объекта. В понятии аксиологии абстрагируется совокупность полезных функций вещи - ее общественно-ценностные свойства.
В концепции намечаются связи дизайна с искусством, делается акцент на выделении условий общественного функционирования вещей, выявлении их культурной ценности. Основные положения концепции, в частности связанные с понятием эстетической ценности, легли в основу анализа и оценки потребительских свойств товаров народного потребления и используются, в частности при оценке промышленных изделий.
Концепция «открытой формы» представляет собой вид художественного проектирования, который выражается в четырех положениях:
· творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно является и источником проектных смыслов и художественным средством арт-дизайна;
· художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы;
· художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, разработанной композиционно, пластически в специфический макетный материал, выступает как самостоятельное, художественное произведение и может быть представлено на выставке или в музее, как результат нового вида художественного творчества;
· основным полем приложения художественного проектирования является городская среда в местах «средоточения» архитектуры и традиционного дизайна.
Концепция дизайн-программ. Данная концепция соединяет в целостный процесс разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта. В структуру дизайн-программы входят четыре блока, каждый из которых представляет собой срез дизайн-программы:
· проблемно-целевой;
· концептуальный;
· организационно-управленческий;
· проектно-конструкторский.
Проблемно-целевой блок содержит формулировку проблемы, цели и задачи программы, а также краткий анализ и оценку исходного состояния проблемы, формулировку конечных проблемных результатов и сроков их реализации.
Концептуальный блок содержит описание основного замысла и подхода к решению проблемы.
Организационный блок дает характеристику конкретных и детально разработанных форм, методов и порядка организации и управления разработкой программы и контроля за ее реализацией.
Проектный блок охватывает вопросы всего комплекса заданий, мероприятий и решений по проектированию комплексного объекта, поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта.