Тема урока: Появление земледелия и животноводства
Тип урока:Комбинированный урок
Цели:
Образовательная
- рассказать о появлении земледелия и животноводства, познакомить учеников с такими понятиями, как: потепление, мотыга, мотыжное земледелие, оседлый образ жизни, первые ремесла, племя, совет старейшин Развивающая
- развитие логического мышления, умения работать с информацией, делать выводы и обобщения, изучать исторический материал
Воспитательная
- воспитать интерес к истории.
Оборудование к уроку: учебник, наглядные пособия, индивидуальные карточки с заданиями
Оформление доски:
Дата «Появление земледелия и животноводства», ремесла, племя, совет старейшин. | Появление земледелия и животноводства 1. Потепление. Новые изобретения людей. 2. Первые земледельцы и животноводы 3. Возникновение ремесла 4. Род и племя | Д/з.: параграф № 5, вопросы в конце параграфа. |
План урока:
№ | Этап урока | Приёмы и методы | Время (мин ) |
1. | Орг. момент | Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. | 2мин. |
2. | Актуализация знаний | Постановка вопросов по пройденному материалу. Задания по карточкам. Фронтальный опрос | 15 мин. |
3. | Изучение нового материала | Рассказ повествование учителя | 20мин. |
4. | Закрепление изученного материала | Вопросы после §5. Комментирование оценок. | 5 мин. |
5. | Д/з | §5 | 3 мин. |
Ход урока:
№ | Содержание | Деятельность учителя и учащихся |
1. | Учитель приветствует школьников и настраивает на работу. Здравствуйте! Садитесь. | Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя. |
2. | Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с деятельностью первобытных людей, в частности, изучим появления земледелия и животноводства. Но прежде проверим домашнее задание. На дом вам был задан § 6, то есть возникновение искусства и религии. Расскажите о появлении искусства. Появление искусства Расшифруйте понятия: Живопись – создание художественных образов красками Скульптура – создание людей и животных из дерева, костей и бивней. Культ – поклонение Идолы – фигурки богов Молитва – просьба с которой обращаются к идолам Язычество – религия основанная на поклонении многим богам | Учащиеся отвечают на вопросы. Отдельные ученики получают задания по карточкам. Собираются ответы по карточкам. |
3. | А А теперь перейдем к теме нашего урока «Появление земледелия и животноводства ». Запишите тему себе в тетради и запишите план: Потепление. Новые изобретения людей. 1. Первые земледельцы и животноводы 2. Возникновение ремесла 3. Род и племя Тема нашего сегодняшнего урока «Первые шаги человека современного вида». Запишите себе ее в тетради. План: 1) Появление «Человека разумного» 2) Родовая община | §5. С.15. Открывают учебник, записывают в тетрадь |
Более 40 тысяч лет назад появился вид людей, названный «человеком разумным». Ученые называют его также кроманьонским человеком, по названию пещеры Кро-Маньон во Франции, в которой впервые были найдены останки этого человека. Давайте сейчас вместе прочитаем первый пункт параграфа на с.15 и ответим на вопрос. «Почему с течением времени «человеку разумному» удалось повсеместно вытеснить своих предшественников и расселиться по планете?» (человек разумный оказался наиболее приспособленным к окружающей природе он научился не только выживать в ней, но и использовать в своих целях). Может кто сможет показать родину «человека разумного» на карте? 1. появление «человека разумного».По внешнему виду «человек разумный» был очень похож на своих потомков – современных нам людей. Родиной «человека разумного» считается Африка. Удалось установить, что жилища этих людей – пещеры, шалаши и полуземлянки – имели очаги и ямы-хранилища. Найдены также и их захоронения, в которых вместе со скелетами людей сохранились каменные рубила и ножи для заточки дерева и резки мяса, костяные крючки для ловли рыбы и некоторые другие орудия труда. «Человек разумный» оказался наиболее приспособленным к окружающей природе. Он научился не только выживать в ней, но и использовать в своих целях. С течением времени «человек разумный» сумел отовсюду вытеснить своих предшественников и расселиться по планете. 2. Родовая община. Запишите в тетради понятие «родовая община». Родовая община – коллектив родственников, которые происходили от общего предка, совместно трудились и имели общее имущество. Давайте сейчас вместе прочитаем первый абзац второго пункта на с.15 Кроманьонцы жили родовыми общинами. В отличие от первобытного стада родовая община была постоянным коллективом. Все люди, составлявшие ее, были близкими и дальними родственниками. Они считали, что происходят от одного предка – человека, животного или растения. Поэтому род носил имя своего первопредка – орла, волка, медведя, мамонта. Родовая община: 1) Постоянный коллектив 2) Все люди, составлявшие ее, были близкими и дальними родственниками, которые считали, что происходят от одного предка 3) Совершенные орудия труда 4) В родовой общине насчитывалось от 50 и выше людей (количество), в то время как в первобытном стаде 20-30 Сородичи-мужчины сообща охотились, ловили рыбу, изготавливали оружие и орудия труда. Ученые-археологи насчитали свыше ста видов каменных орудий у кроманьонцев. Женщины занимались собирательством, шили одежду из шкур, готовили пищу, растили детей. Женщина-мать пользовалась большим уважением. Древние люди считали женщину прародительницей и хранительницей домашнего очага. В каждом роде насчитывалось по несколько десятков человек. У них были общими жилище, запасы еды и домашний очаг. Община управлялась одним из членов рода – старейшиной. Это был самый опытный и мудрый старик, хорошо знавший повадки животных, свойства растений и правила поведения, помогающие выжить в тех условиях. Старейшина следил за справедливым распределением продуктов, одежды и места в жилище. Запишите понятие старейшина – самый опытный, мудрый и уважаемый член родовой общины. Воспитание детей в родовой общине было суровым. Дети должны были знать обычаи рода и помогать взрослым. Когда мальчики подрастали, они проходили через специальные испытания. После этого они считались взрослыми мужчинами-охотниками. Самым сложным и трудным было молчать под градом ударов или провести одному несколько дней и ночей в глухом лесу. И только тот, кто выдерживал эти испытания, становился настоящим мужчиной рода. | Объяснение учителя Работа с учебником. Комментированное чтение первого пункта. Учащиеся записывают в тетради Комментированное чтение Записывают в тетради Объяснение учителя Записывают в тетради | |
4. | 1)Когда появился «человек разумный»?(более 40 тысяч лет назад) 2)Закончите предложение: Ученые называют «человека разумного» кроманьонским человеком по названию пещеры ……..(Кро-Маньон во Франции) 3)Что такое родовая община? Чем она отличалась от первобытного стада? Давайте разберем 5 вопрос на с.17 | Учащиеся отвечают на вопросы |
5. | §5. Вопросы в конце параграфа, понятия наизусть. Комментирование оценок. | Записывают д/з в дневник |