Объемные композиции из линейных элементов

Соединением элементов в трехмер­ном измерении можно образовать объемную компо­зицию. Главная цель этого соединения - добиться об­щей связанности элементов в единый организм.

Прежде чем приступить к макетированию, следует изобразить свои мысли на бумаге (схемы построения объема в плане и на аксонометричес­кой картинке). В архитектуре существует множе­ство различных вариантов взаимодействия объе­мов и пространства между ними. Объемная ком­позиция может быть относительно замкнутой, когда внешнее пространство омывает форму, почти не проникая внутрь. И наоборот, внешнее пространство может стать частью объемной фор­мы. Этот вариант композиции и соответствует объемам из линейных элементов.

Различают следующие приемы формообра­зования объема:

1. Подчинение одному главному элементу (или группе элементов), который будет являться, чаще всего, ядром (или центром) композиции.

2. Использование равнозначных элементов, при составлении сложного объема.

Путем комбинации линейных элементов воз­можно добиться следующих положений:

- вертикального движения,

- горизонтального движения,

- встречного движения.

К линейным элементам относятся как элементы в виде прямой и дуги (это стержни в виде согнутой уголком бумаги или картона, и криволиней­ные элементы малой толщины), так и элементы из более сложных ломаных линий.

При компоновке линейных элементов воз­можно использование следующих приемов:

1. Изменение угла наклона к плоскости осно­вания (для создания спокойной уравновешенной композиции элементы лучше располагать под углом 90° к плоскости основания, для динамичной компо­зиции можно использовать наклонные элементы).

2. Врезку или плотную группировку линей­ных элементов. Прислонять элементы друг к другу не рекомендуется.

3. Окраску элементов различным цветом (не более трех контрастных цветов; при пастельной цветовой гамме возможно использовать большее
количество цветов).

4. Разворот ленточных линейных элементов в пространстве.

Для прочности макета необходимо, чтобы элементы были жесткими. Поэтому макет выполняется из линейных элементов в виде уголков или п-образных элементов. Линейные элементы врезаются друг в друга и в подмакетник. Возможно фиксирование их не­большим количеством клея ПВА.

ГЛАВА 3

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ

КОМПОЗИЦИИ

Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, - это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель - достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями. Разделяются они на два основных вида: графические средства, или в целом графика, и пластические средства, или пластика.

Графика

Используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Графические средства включают такие компоненты, как точка, линия, пятно (или тон) и цвет.

Точка

Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от ее свойств выявленных в композиции: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

Линия

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения.

Пятно

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» - мягкими затеками и т. д.

Пластика

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер - линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.

Наши рекомендации