Батальная живопись В.В. Верещагина
Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце в семье помещика. Учился в кадетском корпусе. Там он увлекся рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 г. Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.
В 1860 г., блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. В 1863 г. он оставил академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1867 г. он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Верещагин стал не только свидетелем войны, но и ее непосредственным участником. В 1868 г. в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Позже он возвращается в Туркестан, знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока, в результате чего создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.
То, что показал Верещагин в Туркестанской серии, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью.
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна – именно они имели большой успех в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Верещагин смело внес в батальную живопись суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
На картине «У крепостной стены. Пусть войдут» изображены в напряжении ожидающие боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине «Вошли» – то же место в крепости, но после боя. Отдельные батальные полотна объединены в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат.
Венчает туркестанскую серию картин полотно «Апофеоз войны», хранящееся ныне в Третьяковской галерее. На фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев возвышается пирамида из человеческих черепов. Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV – начала XV века Тамерлана, чьи войска оставляли после себя такие пирамиды, однако оказалось по содержанию намного более значительным, нежели отображение конкретного исторического эпизода. Руины, черепа, пустыня – эти символы во все времена воспринимались как знаки смерти и разрушения;
Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику со стороны реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П.М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В программе упоминается, но это не батальная живопись) В 70- 80-е гг. Верещагин совершает ряд поездок в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Результатом наблюдений явилось создание более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. Одним из лучших полотен серии является «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ). На нем В. запечатлел белоснежное, воздушное, словно сказочное здание, которое султан Шах-Джахан выстроил для себя и своей жены в 18 веке. При создании картины художник специально использовал насыщенные цвета, чтобы белизна мрамора и синева южного неба выглядели особенно эффектно.
Вспыхнувшая в 1877-1878 гг. русско-турецкая война вновь привела его на фронт, где он не только стал участником многих боев, но и создал ряд картин, объединенных в Балканскую серию. Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок.
Участвовав в битвах, он под впечатлением от них задумал создать пронзительные по характеру картины. Он создавал наброски, этюды уже в окопах.С откровенной демонстративностью позиция художника выражена в антивоенной картине «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой». (1878-1879,ГТГ) Сцена торжественного приветствия Скобелевым победоносных русских полков отнесена на дальний план, тогда как ближнее пространство заснеженного поля усеяно убитыми, напоминая о страшной цене победы.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881, Центр.артиллер.истор.музей), "После атаки" (1881, ГТГ). Картины "Победители" (1878-1879, Гос. музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Панихида" (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти целый полк егерей.
После атаки» – одна из самых значительных картин Балканской серии. По первоначальному замыслу она должна была завершать своеобразную трилогию, посвященную третьему штурму Плевны, столь памятному России. Этот штурм, приуроченный ко дню царских именин, был проведен 30 августа 1877 года, несмотря на крайне неблагоприятную погоду, и стоил русской армии огромных жертв. Последствия неудачной атаки произвели на только что покинувшего госпиталь Верещагина особенно сильное впечатление еще и потому, что в этом сражении был убит его брат Сергей, а другой брат ранен. В поисках братьев художник обошел все доступные ему передовые позиции. Ужасные картины смерти и человеческих мучений потрясли его. Триптих, посвященный трагическим плевненским событиям, не был закончен. Верещагин написал лишь две большие картины: «Перед атакой» и «После атаки». Средняя часть трилогии – картина «Атака» – была начата, но художник, избегавший изображать баталии, так и не довел ее до конца.
После атаки) Огромная выжженная солнцем долина окружена невысокой защищающей ее цепью холмов, над которыми вьются дымки пожарищ. Четыре просторных лазаретных палатки занимают почти всю длину холста, но как им вместить бесчисленных раненых, которые сплошной массой теснятся вокруг. справа, подле палаток, русские, их подавляющее большинство; слева – небольшая группа раненых пленных турок. Как обычно в произведениях Верещагина, подлинный герой картины – народ.
Правдиво и убедительно передан в картине характер русского солдата, хорошо и удивительно просто подчеркнуты его высокие моральные качества – стойкость и беспримерное геройство. Справа, у края холста, опершись на ружье, стоит раненый солдат. Его повязка вся в запекшейся крови. Лицо искажено болью, руки судорожно схватились за винтовку, но ни один стон не срывается с его крепко сжатых губ. Нельзя не обратить внимания на солдата с продырявленным рукавом, сидящего справа внизу. Его умное лицо задумчиво и сосредоточено. Не только боль в раненой руке, которую он бережно держит, словно мать больного ребенка, но и тяжелые думы, быть может, о родине, о доме, о семье, затуманили грустью его глаза. Правдиво обрисованы в картине и раненые турецкие пленные. В скупых жестах, которыми наделил их художник, читается удрученность и отчаяние. Верещагин хотел донести до зрителя простую мысль о том, что огромное количество раненых – одно из ужасающих последствий войны.
Мастерское владение изобразительными средствами помогло художнику удачно разрешить эту трудную задачу. Он так поставил палатки, что выявилась большая глубина изображенного пространства, сплошь заполненного ранеными. Как бы случайно срезан рамой холст справа; ставя здесь одну из центральных фигур картины – солдата с раздробленной челюстью – и создавая особенное оживление около этой палатки обрезанной рамой, художник заставляет зрителя мысленно продолжать действие, выводя его таким образом за пределы картины. В этом большом холсте нет повторяющихся фигур, поз, жестов, их разнообразие, отсутствие спокойных созерцательных персонажей, различие цветовых оттенков единообразных форменных одежд – все это вместе взятое создает впечатление, будто раненых изображено на картине значительно больше, чем их в действительности написал Верещагин.
Продуманность построения картины говорит о том, что ее композиция принадлежит художнику и что творческое начало играло в общем решении замысла основную роль. Но это не отразилось на жизненной правдивости произведения, потому что Верещагин, строя свою композицию, опирался на огромный, внимательно изученный конкретный материал.
В картине “Победители” изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских; другая — “Побежденные”— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
В картине «Побежденные. Панихида» война представлена как великое трагическое событие. Перед нами – панорамное изображение огромного поля. Под хмурым небом здесь лежат тысячи солдатских трупов, едва присыпанных слоем земли. Кажется, что все огромное пространство до горизонта усеяно трупами. Верещагин передает чувство трагической обреченности, безнадежности, смиренной тоски. Священнослужитель справляет панихиду по погибшим за отечество. Рядом с полем, засеянным «смертью», со скорбным лицом стоит командир.
Картина «Побежденные. Панихида» отличается суровой сдержанностью колористического решения. Здесь преобладают сумрачно-осенние тона: оттенки коричневого, бежевого, серо-голубого цвета. Картина вызывает одновременно чувства сострадания и возмущения.
Е гг. в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он снова едет в Индию, затем в Сирию и Палестину, где им создана «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880- 1890 гг. явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. В последующие годы художник долго работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 г. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы – показать в этих картинах великий дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Художник сумел передать освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишив его пьедестала героя, на который он был вознесен.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» и «Конец Бородинского боя». Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах, в числе которых «В Успенском соборе», «Пожар», «Расстрел в Кремле». Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, а подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.
Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. «Не замай, дай подойти», – словно говорит он. Эти слова бывалого охотника и стали названием картины.
Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний масштабный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX в.
До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину он дважды был в Америке, на Филиппинах и Кубе, в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой страны.
События русско-японской войны вновь привели художника на поля сражений. 31 марта 1904 г. Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.