Цель жизни, истинные и ложные ценности
Читая этот текст, вспомнила страницы рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско», где повествуется о бесцельно прожитой жизни господина из Сан–Франциско. Его история, по мнению Бунина, была самой простой и ужасной: всю жизнь он работал, посвятив её сколачиванию капитала, и был убеждён, что заслуживает право на отдых и удовольствия. Получив всё, что он желал, герой рассказа умирает в самом плохом номере гостиницы. Для него не нашлось даже гроба, и тело его упрятали в ящик из-под содовой. По мысли Бунина, человек западной цивилизации утратил способность жить в гармонии с природой и друг с другом, превратился в бездуховное и безликое существо. Наверное, природой было много даровано господину из Сан-Франциско, раз он достиг своего высокого положения, но душа его спала, и жизнь прожита впустую.
А Илья Ильич Обломов? Провести всю жизнь на диване в халате и тапочках, отказаться от любимой женщины и ради чего?! Покой. Разве это самое главное в жизни? Конечно, нет.
Проблема «Истинности литературного таланта писателя»:
Читая этот текст, вспомнила самое трагическое произведение А.Ахматовой «Реквием». В нём она описала время, «когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад», когда народ страдал или в тюрьмах, или возле них. Ахматова, «трёхсотая с передачею», под крестами стоит в очереди рядом с «невольными подругами» и молится обо всех, кто стоял там «и в лютый холод, и в лютый зной». Своей поэмой она поминала всех по ту и эту сторону тюремных стен и надеялась, что, даже если ей зажмут рот, «которым кричит стомиллионный народ», её также помянут в канун её «погребального дня».
Проблема «Истинного и ложного восприятия искусства»:
Читая этот текст, вспомнила страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», где рассказывается, как Наташа Ростова танцевала и увлечённо слушала пение своего дядюшки, который «пел так, как поёт народ». В этом эпизоде Толстой показывает нам, как глубоко Наташа понимает народное искусство, как тонко чувствует, как отзывается ее душа на все прекрасное.
Об этом же пишет В. Конецких в своём рассказе, вспоминая, как в открытом море он увидел стайку грачей. Они вернули его на родину, в детство к картинам Саврасова, Левитана, Серова, которые были просты, старомодны и литературны, но, по мнению Конецких, они дарили ощущение счастья, будили душу.
Проблема «Всегда ли цель оправдывает средства»:
Читая это текст, вспомнила И.В.Сталина. Он стремился удержать власть любыми способами и не останавливался ни перед чем. Половина страны оказалась в тюрьмах и лагерях. Эта эпоха описана в книгах по истории, но литература, я считаю, освещает ее глубже. Солженицын, Рыбаков, Шаламов, Гроссман и другие рассказали о том времени с болью и кровью и помогли нам еще раз убедиться, что не всегда цель оправдывает средства.
Об этом же, на мой взгляд, пишет Ф.М.Достоевский в своём романе «Преступление и наказание». Раскольников, следуя своей теории, преследовал благую цель - помочь бедным, но, убив старуху, он убивает её сестру с не рождённым ещё ребёнком. Одно преступление влечет за собой другое. В романе очень ярко показано, что цель не всегда оправдывает средства.
Проблема «Школьного обучения»:
В связи с этим мне вспомнился рассказ В.Распутина «Уроки Французского». Лидия Михайловна, молодая учительница французского языка, помогла своему ученику выжить, выстоять в трудные послевоенные годы, убедила в том, что все у него получится. Мальчишка стал известным писателем, и этот свой рассказ посвятил ей, что была по его вине уволена с работы.
Перекликается с прочитанным текстом и рассказ В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Учитель и учительница, приехавшие в село были уважаемы всеми. И дрова у их дома появлялись внезапно, и ребенка их народными средствами лечили сердобольные женщины, и стол праздничный бабушка накрыла, когда в гости к ним пришел учитель, а потом еще долго с гордостью рассказывала по деревне о его посещении. Учителя платили тем же: до них и школы-то не было, не было парт, учебников, тетрадей. С их появлением в селе все изменилось. А случай со змеей? Учитель бросился спасать детей, забыв о себе. Это учитель с большой буквы, и пусть не все помнят, как их звали, память об этих людях навсегда осталась в сердцах людей.
Проблема «Быть или казаться»:
В связи с этим вспоминается роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова стремятся «быть». В поисках смысла жизни, своего места в ней им приходится многое преодолеть, выстрадать, но они обретают свое счастье. А Борис Друбецкой, Анатоль Курагин, Элен выбирают другой путь – «казаться». Может, поэтому они и несчастливы?
«Праведницей на селе» называет А.И. Солженицын героиню своего рассказа «Матренин двор» - Матрену. Она никогда не стремилась казаться лучше, чем она есть, но всегда стремилась жить по совести. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». С болью пишет Солженицын о том, что после смерти Матрены люди так и не осознали, что потеряли что-то важное и ценное: «быть» всегда труднее, чем «казаться».
Проблема «Воспитания в себе интеллигентности»
Читая этот текст, я сразу вспомнила роман А.А.Фадеева «Разгром», в котором одним из главных героев является партизан Морозка. Участие в больших событиях обогатило его жизненный опыт. Глубже становилась его духовная жизнь, родилась потребность осмыслить свои поступки и окружающий мир. Прежде, до революции, живя в шахтёрском поселке, он всё делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей и даже «весёлой». Но после пережитого в партизанском отряде Морозка переоценил свою прежнюю жизнь, он теперь старался попасть на ту правильную дорогу, «по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов». Шахтёр Морозка, как оказалось в итоге, в нравственном плане гораздо выше интеллигента Мечика.
Эту же проблему, как мне кажется, затрагивает А.П.Чехов в рассказе «Попрыгунья». Ольга Ивановна была довольно легкомысленной особой. Пёстрая толпа бездельников вокруг неё живёт бессмысленной и пустой жизнью. Они из года в год пишут «один и тот же этюд», поют и играют единственную мелодию. Занимаясь музыкой, живописью она остаётся дилетанткой во всём. Своего мужа, Дымова, она презирает, не замечая гениальности, душевности, внутренней интеллигентности этого человека. И лишь потеряв его, она пытается осознать, что всю жизнь поклонялась пустейшим людям, не понимала того, что жила рядом с умным, добрым, чутким и интеллигентным человеком.
Проблема «Отношения человека и общества к природе и к своей стране»
Читая этот текст, вспомнила повесть В.Распутина «Пожар». Главный герой повести Иван Петрович Егоров – гражданин-законник, как его называли архаровцы. Автор архаровцами окрестил бесчестных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара все эти архаровцы ведут себя соответственно своему житейскому поведению: «Все тащат!». Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. В данном случае пострадала земля, ведь жители посёлка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь.
Об этом же пишет и Чингиз Айтматов в романе «Плаха». Этот роман о крушении всех человеческих начал, о жестокости человека по отношению к покорённой им природе. Когда я читала роман, меня не покидало чувство страха за будущее нашей Земли, за природу, которую так бесчеловечно и, самое главное, бездушно уничтожают люди. Волки Акбара и Ташчайнар случайно попадают в облаву. И эта случайная облава становится началом трагических событий. Автор говорит, что, к сожалению, красота и равновесие природы попираются человеком, открывшим и покорившим её. И в этом трагедия не только природы, но, прежде всего, самого человека.
Проблема «понимания красоты природы»
Читая данный текст, я сразу вспомнила пьесу Островского «Гроза». Катерина — натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также главная героиня очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Она вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам её образ тесно связан с окружающей природой.
Певцом природы, тонким знатоком ее можно по праву считать Ф.И. Тютчева. Природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет «хаосом» или «бездной». И перед этой стихией человек бессилен и одинок. Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в его душе. Но какие бы настроения ни владели душой поэта — радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние — природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью. Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей.
Мещанство
Мещанство и все его проявления ненавидел А.П. Чехов и в своих произведениях пытался бороться с этим пороком. Доктор Старцев из рассказа «Ионыч» приезжает в город С. на лечебную практику. Вначале это активный, энергичный, образованный человек, употребляющий все силы, чтобы помочь людям, но постепенно время изменяет его, мещанская среда полностью засасывает героя, он деградирует, а это, по Чехову, безнравственно.
Нравственное падение человека, деградация личности происходит и в повести Ю. Трифонова «Обмен». Дмитриев под влиянием жены и ее семьи «обменял» вечное (любовь, сострадание, самопожертвование) на проходящее, «олукъянился».
Проблема «А какова роль книги в жизни человека?»:
Я согласна с мнением автора и считаю, что роль книги в жизни человека огромна. Читая данный текст, вспомнила биографию М.Горького. Книги помогли ему стать высокообразованным человеком. Свою «золотую полку» он тоже собрал не сразу: в сундучке повара Смурого бульварные издания соседствовали с классическими произведениями русской литературы, но пытливый юноша очень скоро выделил произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Бальзака, Стендаля, Флобера. А герой романа Горького «Мать» Павел Власов? Когда он стал читать, задумался над смыслом жизни. Книги помогли ему стать человеком высокого долга.
А вспомним лучшие на свете «шкапы» с книгами, пахнущими старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой в доме Турбиных из романа М. Булгакова «Белая гвардия». Наверное, именно они помогли создать ту особенную духовную атмосферу, которая помогала выжить. Как внимательны молодые Турбины друг к другу, к своим друзьям.
Патриотизм
Читая данный текст, я сразу вспомнила роман Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором писатель говорит о патриотизме русского народа. Особенно поразил меня Андрей Болконский. События 1812 года обозначили новый этап в его жизни. Защита родины становится высочайшей целью для князя Андрея. Он был предан делам своего полка, заботился о своих людях и офицерах. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили. Андрей уже не стремился попасть в высшие сферы, где, он раньше думал, решаются судьбы родины, и остаётся среди простых и самых нужных на войне людей – солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе его больше не волнуют. На Бородинском поле Князь Андрей думает только о судьбе родины.
Не думают о славе, наградах и девушки – зенитчицы из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие..» Ими движет одно – любовь к родине, к земле, их взрастившей, к земле их отцов и дедов.
Проблема «А не близка ли смерть книги?»
Вспомним хотя бы историю создания поэмы А.А. Ахматовой «Реквием». Стоя в очереди у стен тюрьмы, где был заточен ее сын, поэтесса услышала: «А это вы можете описать?» - и ответила: «Могу». Так родилась поэма, ставшая данью скорбной памяти о всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Ни одна машина не способна передать то, что «чувствует душа».
А Библия – Книга Книг?! Скольким людям спасла она жизнь, скольким помогла не оступиться, не нарушить ту грань, за которой скрывается бездна! Библия была настольной книгой Пушкина, Гоголя, Толстого, отлученного от церкви, Достоевского, Ахматовой. А.Ахматова не хранила книг, прочитав, отдавала другим, и только Библия и Пушкин всегда были на ее рабочем столе.
Проблема «Талантливого человека»:
Читая данный текст, я вспомнила автобиографический рассказ В.Распутина «Уроки французского». Тяжелые, голодные послевоенные годы, но деревня смогла разглядеть в пареньке талант к учению и уговорила мать отправить его учиться в райцентр. Как ни трудно ему было, но он не мог не оправдать надежд односельчан. Спустя годы писатель Распутин всем своим творчеством благодарит всех, кто помог ему обрести себя и развить талант.
А вот герой Н.В. Гоголя, художник Чартков, своим талантом распорядился бездумно. Жажда денег, богатства, стремление к праздной, красивой жизни убили талант.
Проблема «Взаимоотношения человека и природы»:
Проблема, затронутая В. Солоухиным очень актуальна. Много внимания ей уделяют такие писатели, как В.Распутин, В. Астафьев, В.Белов, Ч. Айтматов и другие.
Прочитанный текст напомнил мне сюжет повести В. Распутина «Прощание с Матерой». На примере Матеры показана судьба многочисленных российских деревень, которые уничтожили якобы ради блага людей, построив разнообразные ГЭСы, ТЭСы и т.п. Старуха Дарья тяжелее всех воспринимает новость, о том, что деревня, где прошла вся ее жизнь, должна быть затоплена. Дарья сопротивляется, но плотина уже построена, и ничего нельзя изменить. Павел, сын Дарьи, тоже задумывается о целесообразности решения, принятого «наверху». Вспоминая, что будет затоплена самая лучшая, веками ухоженная и удобренная земля, Павел думает, а не слишком ли велика цена. Уничтожение природы влечет за собой духовные потери, а они невосполнимы.
В романе Ч.Айтматова «Плаха» волки и сайгаки мчались вместе, объединенные общим стремлением уйти от врага – человека. «Изначальное равновесие» было нарушено. Человек и зверь поменялись местами. Айтматов доказывает, что уничтожение природы - это уничтожение всего человеческого в людях. Человек, по мысли писателя, - часть природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, нарушается гармония, что и ведет к катастрофе.