Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Когда говорят о живописи эпохи Возрождения, то все сразу представляют себе Италию и великих итальян ских мастеров — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэ ля. Но гениальные художники появились не только в Италии.
Почти во всех европейских странах того времени жили и творили знаменитые живописцы. Очень интересных художников подарила миру маленькая страна — Нидерланды. Их творчество искусствоведы называют «Северным Возрождением». Особое место среди живописцев Северного Возрождения занимает Иероним Босх. Его настоящая фамилия ван Акен.
Родился и работал он в маленьком городке Бос. О жизни Иеронима из Боса — Босха по чти ничего не известно. Нидерланды тогда принадлежали Испании, и большую часть жизни Босх провел в столице Испанского королевства — Мадриде. Иероним Босх. Воз сена похожий фантастический мир.
Они населены чудовищами и уродливыми существами, созданными из частей тел живот ных, насекомых и людей. Человеческие лица обнажают зависть, озлобление, тупость, самодовольство и алчность. Картина «Воз сена» написана на тему пословицы «Жизнь — это воз сена, и каждый старается урвать себе клок побольше». Картина « Корабль дураков » — символ человеческой глупости. Но творчество Босха не по пытка унизить человека, залить грязью творение Бога и приро ды.
Глядя на картины этого художника, человек видит свои пороки. Гений Босха настолько своеобразен, настолько впечатляет, что под его воздействием человек задумывается о себе и о своих пороках куда чаще, чем после скучных нравоучительных проповедей. Другой знаменитый нидерландский художник — Брейгель Старший или Мужицкий. Его имя — Питер, а фамилия — на звание деревни, в которой он ро дился. Очень сильное воздействие на творчество Брейгеля оказал Босх.
Ранние картины Брейгеля созданы под его влиянием. Об этом говорят и их названия: «Борьба сундуков и копилок», «Бой поста с масленицей», «Пир тощих» и «Пир жирных», «Триумф смерти», «Страна лентяев». Иероним Босх. Сад наслаждений Фрагмент Питер Брейгель. Бой поста с масленицей Картина «Фламандские пословицы» - своеобразная иллюстрация народных поговорок.
На ней изображены несколько десятков персонажей, которые как будто решили опровергнуть то, что утверждают пословицы. Кто-то пытается прошибить стену лбом, кто-то бросает свиньям под ноги цветы, кто-то закапывает колодец. Брейгель не просто последо ватель Босха. Он сохранил в сво их ранних картинах дух любимого художника, посмотрел на мир с его точки зрения, но своими глазами и воссоздал этот мир сво ей кистью. Питер Брейгель.
Триумф смерти. Фрагмент Питер Брейгель. Фламандские пословицы Произведения Брейгеля пользовались огромной попу лярностью. Их покупал даже ис панский король, хотя художник не писал портретов знати. Его картины были наполнены про стонародьем и никак не подходи ли для украшения роскошных залов дворцов.
Во второй период своего творчества Брейгель отошел от сатирического изображения жизни. Он написал цикл из двенадцати картин «Времена года», такие картины, как «Крестьянский танец», «Деревенская свадьба». Под кистью великого мастера сцены и эпизоды обычной жиз ни возвысились до философских обобщений. Особенно поражают его картины-притчи. Вот «Падение Икара».
Пахарь спокойно пашет землю. Пастух пасет овец, рыбак ловит рыбу, по морю плы вут корабли. Каждый занят сво им делом. И в уголке картины — нога упавшего в море Икара. На нее сразу и не обратишь внима ние.
Икар хотел вознестись к солнцу, его падение — трагедия, катастрофа, символ поражения дерзновенного героя. А никто и не заметил ни его полет, ни его падение. Или картина «Художник и знаток». У мольберта живописец отдавший работе все свои силы. А за спиной смеющийся покупатель с кошельком в руке.
Самая знаменитая картина-притча Брейгеля — «Слепые». Она напоминает слова из Библии: «Если слепой поведет слепо го, то оба упадут в яму». Шестеро слепых, держась друг за друга, идут неведомо куда. Их сле пой поводырь уже упал с обрыва, второй тоже вот-вот упадет, остальные, не видя, что им гро зит, движутся следом. Глядя на эту картину, человек задумывается и о себе самом, не знающем завтрашнего дня, и о всем человечестве, которое спустя тысячелетия так и не может ответить на вопрос греческих философов: «Кто мы, откуда мы и куда идем?
» Питер Брейгель. Слепые ,У Брейгеля было много прозвищ. По возрасту его называли Брейгелем Старшим - в отличие от его сыновей, ставших тоже известными художниками. По деревенскому происхождению - Брейгелем Мужицким. В не которых хрониках именовали Брейгелем Смешным — по содер жанию его ранних картин.
С полным правом его можно назвать и Брейгелем Философом. А точнее всех о нем сказал один из искус ствоведов, назвав его Брейгелем I Великим. Питер Брейгель.
Северное Возрождение
Северное Возрождение - это художественная культура ХV - ХVI вв. европейских стран, севернее Италии, Нидерландов, Германии и Франции.
Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.
В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения.
В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И, если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему.
В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.
Нидерланды
Нидерландами в ХV в. называли земли у берегов Северного моря, где сейчас находятся Голландия и Бельгия. Нидерландские города были богатыми и прекрасными, вели обширную торговлю.
Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчеством Яна ван Эйка(1390 -1441). Главное создание Яна ван Эйка - грандиозный Гентский алтарь - полиптих (т.е. сложенный много раз).
Гентский алтарь (1422-1432) - программное произведение нидерландского Возрождения, в котором выражено представление о человеческой Вселенной.
Ян ван Эйк был и выдающимся портретистом. Картина "Портрет четы Арнольфини" (1434). Джованни Арнольфини - богатый итальянский купец, жил в Брюгге в качестве представителя дома Медичи. Находящиеся в комнате предметы полны традиционного аллегорического смысла: собачка и пара туфель - символы верности и единства супружеской пары, апельсины на ларе у окна - знак райского блаженства, янтарные четки на стене - символ благочестия, щетка - знак чистоты. В зеркале видны фигуры двух человек, один из которых - Ян ван Эйк, о чем гласит надпись на стене.
Художник впервые создает двойной портрет, впервые изображает свои модели в рост, впервые раздвигает рамки самого портретного жанра. Изображение супругов в уютной комнате стоит на грани портретного и бытового жанров, но при этом все в нем проникнуто такой одухотворенностью, таинственной и поэтичной, что сцена получает не бытовой, а возвышенный смысл, символизируя святость супружеского обета и домашнего очага.
Яну ван Эйку (или братьям ван Эйкам) традиционно приписывают изобретение техники масляной живописи. Но это не точно, потому что способ применения растительных масел был известен и раньше, но Ян ван Эйк усовершенствовал этот способ и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин.
Сложный узор на полу и одеждах играющих, а также блеск позолоченных труб органа создают ощущение объемности. Если внимательно присмотреться к картине, станет ясно, что точки, в которых сходятся линии пола и органа, не совпадают.
Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны, вытеснив темперу.
Особой прелестью в нидерландском искусстве обладают произведения, проникнутые кротким, созерцательным настроением. В отличие от итальянских художников с их ощущением красоты, силы и всемогущества человеческой личности, нидерландцы приемлют и поэтизируют "среднего человека", не обязательно красивого, но всегда благочестивого и исполненного достоинства в своем смирении. В евангельских сюжетах преломлялась и одухотворялась мирская добропорядочная жизнь. Все это ясно ощущается при взгляде на картину Робера Кампена "Мадонна с младенцем у камина" (около 1433 г., Гос. Эрмитаж).
Хуго ван дер Гус - (около 1435-1482). Алтарь Портинари. (1476 -1478). Флоренция. Уффици.
Рогир ван дер Вейден - (около 1399 -1464). Распятие с донаторами. Триптих. Вена.
Иохим Патинир около 1480 -1524. Крещение Христа. 1515. Вена.
Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрождения в целом принадлежит двум мастера - Босху и Брейгелю.
В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен) - (около 1450 -1516) мир предстает как царство дьявола и греха.
Для нас, современников, творчество Босха бесконечно сложно и во многом загадочно. А современникам Босха, видимо, аллегорический смысл образов был понятен, ибо его произведения пользовались широчайшей популярностью. Босх выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки погрязшего в грехах мира.
Свои картины на темы ада, рая, Страшного суда, искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части различных животных, растений, предметов, а иногда и человека. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, с птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования.
Творчество Босха, подвластное его глубоко пессимистическому мировоззрению, обнажало наиболее страшные, трагические стороны человеческого существования. Но, как бы наперекор стремлениям художника, его произведения обладают и жизнеутверждающей силой, имеющие свои истоки в народной фантазии, устрашая - смешат, а юмор всегда несет элемент здоровья. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, немеркнущую красоту.
Питер Брейгель старший(Мужицкий) - (1525/30 - 1569) - последний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изображении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней искусство еще не знало.
Он находился под влиянием как народной культуры, так и Босха. В центре его внимания - жизнь народа в не показном, а деятельном и повседневном обличии.
Брейгель жил в тяжелое для его родины время. Маленькая, но богатая страна находилась под властью Габсбургов, которые ее жестоко грабили. В Нидерландах, как дома, распоряжалась свирепая испанская инквизиция. Когда правил герцог Альба, установился режим кровавого террора.
Источник силы и надежды художник видел в природе и трудовой жизни человека.
Картина "Слепые" - самая трагическая картина Брейгеля. Ее сюжет восходит к строкам Евангелия: "Может ли слепой водить слепого, не оба ли они упадут в яму?". Шестеро слепых, держась друг за друга, бредут по дороге на фоне прекрасной природы. Первый уже падает навзничь в ручей, увлекая за собой второго; теряют равновесие и остальные. Картина словно задает тревожные вопросы: куда идут люди? Не подобны ли они слепцам, движущимся навстречу своей гибели".
Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель
Питер Брейгель Старший
(Около 1525-1569)
Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и
неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не
писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех
близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей
жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя
среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его
портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Жил в
Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал
рисунки для издателя гравюр Иеронимуса Кока. В 1551-1552 годах молодой
художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем
в Брюсселе.
Уже в ранних, исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553),
изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны,
Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое
чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее
проявлений. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские
просторы, горные потоки, он достигает впечатления космической
грандиозности, демонстрируя огромную протяженность пространства,
ландшафтного величия окружающего мироздания.
Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Под
воздействием естественнонаучных теорий Коперника и великих географических
открытий впервые возникло представление о необъятности вселенной; вместе с
тем родилось сознание ничтожества человека на фоне этих грандиозных
пространств. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и
природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара". Гибель античного
героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким
эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара,
канувшего в море. В центре внимания - пронизанный солнечным светом,
исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на
переднем плане. В этом произведении закладываются основы миропонимания,
которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Только в
согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться
успеха человек - иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного
Икара.
Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы,
деревни и ее жителей; безликие представители сельских низов становятся
главными героями его работ. Никто из художников ранее не осмеливался
создавать произведения на подобные темы. Искусство того времени обычно
представляло крестьян тупицами, обжорами и пьяницами, склонным к насилию.
Таковыми они и изображены в сатирических стихотворениях, рассказах и
масленичных пьесах - легко узнаваемыми отрицательными типажами, привычными
объектами для насмешек. Брейгель же показывает, что природное,
неокультуренное начало является неотъемлемой частью человека.
В картину "Битва Масленицы и Поста", где запечатлен народный праздник
на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых,
метко охарактеризованных эпизодов. Скученная, суетящаяся толпа - ряженые,
нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители -
пульсирует массой разнообразных действий: здесь водят хороводы, танцуют,
играют на волынках, мечут кости и т. д. Охваченные неудержимым весельем,
люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной пестротой
чувствуется мудрая философская ирония художника. Брейгель видит не только
забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным
источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала
органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. Высоко
поднимая горизонт, расширяя таким образом угол зрения, он показывает
события с далекого расстояния и тем самым достигает большей всеохватности
рассказа, объединения людей в народную массу.
Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам,
Брейгель философски переосмысляет их и - подобно Эразму Роттердамскому -
создает на основе фольклора панораму современного общества. Различные
пороки - скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д.-
воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках ("Фламандские
пословицы", 1559). Характерен метод Брейгеля: он не навязывает зрителю
своих выводов, не выделяя фигуры носителей порока из общего течения
деревенской жизни. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы
рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.
Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое
звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Резко
обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета,
подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим,
зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне,
умело используя при этом цветовые контрасты. Ощущение масштабной, поистине
вселенской пространственной глубины достигается сочетаниями в дальних
планах пейзажа прозрачных тонов, богатых теплыми и мягкими переходами.
Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля - как и у его духовного наставника
Босха - контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур,
охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры,
социально типичной одеждой.
Ренессансное представление о важности человеческой личности не
вписывалось в художественные концепции Брейгеля. На своих рисунках и
картинах он зачастую вообще скрывает лица, лишая фигуры всякой
индивидуальности. Из шести человек на переднем плане в рисунке "Лето",
только у одного видно лицо, и то в ракурсе; в "Пчеловодах" (ок. 1658)
зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость.
Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей.
Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Такими мы видим
Марию и Господа на деревенской площади, Иоанна Крестителя с Христом в толпе
народа, а "Поклонение волхвов" вообще скрыто за завесой снегопада.
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои
несчастья несет сам. Выбор между добром и злом, между верой и неверием
человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни - так же, как
были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают его сегодня
множество других людей. Отсюда - еще одна примета произведений Брейгеля,
роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном
искусстве: совмещение временных и пространственных пластов. На таких
картинах, как "Шествие на Голгофу", "Перепись в Вифлееме", "Избиение
младенцев", "Проповедь Иоанна Крестителя", "Обращение Павла", "Рождество",
на гравюре "Успение Богоматери" библейские персонажи присутствуют среди
современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь,
библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских
пейзажей. Например: фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти
теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на
картине людей, и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь,
что видят перед собой Бога.
В центре панорамы ада в "Безумной Грете" - не Смерть или Дьявол,
Владыка Зла, но будничный человеческий порок: гротескная фигура маркитанки
в солдатских обносках, с узлом ворованных вещей, и озлобленные деревенские
бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом. Ад начинается в человеческом
сердце. Его источник - эгоистическое сознание или безумие.
Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения
противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно
нарастающей революционной ситуации. Антифеодальное движение сливается с
национально-освободительной борьбой против владычества Испании. В 1561-1562
годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся
исторических катаклизмов: "Триумф смерти" (Мадрид), "Падение мятежных
ангелов" (Брюссель), "Безумная Грета", "Битва израильтян с филистимлянами".
Позднее художник во многом преодолевает трагизм, нашедший
концентрированное выражение в работах этого круга. Его героем становится
крестьянин-труженик, органически связанный своей деятельностью с жизнью
природы. Коренастые фигуры его поселян, их сгорбленные спины, тяжеловесная
поступь, грубые одежды, простодушные лица не лишены черт гротеска. Но
Брейгель видит в народе главное - энергию, трудолюбие, цельность
мировосприятия - и находит в наблюдениях над его "трудами и днями"
разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия.
В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года
неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Идея вечного круговорота
природы, его связи с человеческой жизнью была отражена и в традиционных
средневековых календарных циклах. Но для Брейгеля смена времен года -
прежде всего свидетельство не "божьего промысла", а всемогущества природы,
находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро
приносящей человеку свои дары. Отсюда эпическая широта повествования.
Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных
изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он
живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и
напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). В картине "Охотники на
снегу" метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным
воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев
и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом,
веющим от человеческого жилья. Художник выбирает высокую точку зрения,
завершая дальний план величественной цепью гор. Группа охотников, уходящих
от переднего плана вглубь, вносит энергичное движение в заснувшую, затихшую
природу. Пространственная диагональ пейзажа, продолжая это движение,
связывает фигуры людей с природой, передний план - с горными далями,
тонущими в морозной дымке.
В других работах Брейгеля драматические события современности находят
непосредственное отражение. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566)
изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении
младенцев" (1566) - нападение испанского карательного отряда на мирную
деревню. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Грозно
движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы
беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы.
Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная
сильной воли.
Полная противоположность этим картинам - "Крестьянский танец" (1568).
Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но
индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического.
Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению
к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Картина захватывает
бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом
крестьян. Цветовые пятна зеленого, черного, красного и белого акцентируют
пульсирующий ритм танца, усиливая впечатление головокружительного вихря.
Динамика диагонально построенного пространства и ритмов движения, сильные
эффекты перспективы раздвигают рамки изображения, давая непосредственное
ощущение бурлящей, праздничной жизни деревни. Народное веселье предстает не
частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением
жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в "смеховой
культуре", прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального
угнетения.
В течение своей жизни Брейгель являлся жителем двух очень богатых
городов - сначала Антверпена, а позже Брюсселя, резиденции габсбургского
испанского регента.
По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым
финансовым и экономическим центром западного мира. В этом городе-"базаре" c
крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с
подозрением. В ситуации, когда людей не объединяла ни вера, ни единая
церковь, когда католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили по
соседству, росло всеобщее чувство незащищенности и тревоги. Так
образовалось "поликультурное общество", где особенно остро возникали
проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Антверпен был символом мира. Башней - отбрасывающей тень - вопреки всем
законам природы - не на землю, а на небо
Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза.
Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок.1563).
Гигантское строение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось
художникам передать так живо чудовищную величину башни, размах
строительства, превосходящего все ранее известное человеку.
Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает
приемы панорамной живописи и миниатюры. Гармоничность его картин вытекает
из уравновешенности целого и его частей.
К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим
гнездам, деревни. Город, готические крыши которого виднелись далеко внизу,
сквозь дымку тумана, стал для этих людей чужим. Теперь их отдаляет от этого
места огромное расстояние... Башня была гигантским олицетворением тщеты.
Все это рано или поздно исчезнет. Вся эта конструкция из камня, такая
прочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку на морском
дне. Четкие формы арок и столбов ничуть не более долговечны, чем формы
облаков, проплывающих мимо амбразур. Расчеты архитекторов, работа лебедок
подобны сну, который забудется в момент пробуждения, от Вавилона, как и от
Трои, останутся только воспоминания и поэма-метафора вечного детства
человечества. Метафора этой тщетной погони за ветром, которая и есть наша
жизнь...
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения
пессимистического раздумья. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская
притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся
воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Вожак,
возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь,
неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, в оцепенелых от
ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей и пороков,
превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерный ритм движения
фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастной
альтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природа
заднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход из
трагического тупика. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной
идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568).
Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об
углублении его драматургического таланта - особой утонченности достигает в
них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных
переливах красочного слоя.
В конце своей жизни Брейгель еще раз - в пейзажной живописи - в картине
"Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем,
что живет и умирает. Опять зритель словно сверху обозревает леса, луга,
скалы, реку, впадающую в море чуть ниже линии горизонта.
Как и ранее в произведениях художника, все пространство холста
заполнено маленькими фигурками людей - танцующих, играющих на инструментах,
гуляющих, болтающих, чувствующих себя в полной безопасности в необъятном
пространстве пейзажа, изображенного художником.
Творчество Питера Брейгеля Старшего - величественный итог сложной и
противоречивой эволюции нидерландского искусства XV-XVI веков, одна из
высочайших вершин европейской культуры Позднего Возрождения. Брейгель был
чутким свидетелем и бурного экономического расцвета своей страны и той
напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанского владычества,
феодального и церковного гнета.
Продолжая традиции Босха и Луки Лейденского, Брейгель необычайно
расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыв в своих произведениях
единство человека и плодоносящей природы, находящейся в бесконечном
движении и обновлении, показал современную жизнь, напряженность
предреволюционной поры, воплотил национальное своеобразие характера народа,
в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад,
неистощимую жизнелюбивую энергию. Героем его картин стала не отдельная
личность, а коллектив, народные массы.
Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и
противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу
ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к
историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса.
Уже в XIII—XIV вв. в Нидерландах сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера. Особенно привлекали итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве.
Свободное влияние не исключает того своеобразия, которое отличает искусство Северного Возрождения. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Борьба за гуманистические идеалы имела в северных странах более острый характер. Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока. Крупнейшим мастером Северного Возрождения справедливо считается живописец Ян ван Эйк (ок. 1390—1441). С его творчеством связано становление принципов Возрождения в Северной Европе. Преодолевая традиции искусства средневековья, он опирался на живое наблюдение действительности, стремился к объективному воспроизведению жизни. Далекий от научной разработки проблем перспективы и анатомии, не зная античного наследия, этот художник, в отличие от итальянских мастеров, больше опирался на собственный опыт. Произведения ван Эйка отличает тщательная, почти ювелирная проработка деталей, уверенная организация цельной композиции. С именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи, и многократное нанесение тонких прозрачных слоев красок, что позволяет добиваться большой интенсивности каждого цвета.
Реалистические тенденции особенно ярко проявились в области портрета, который в то время оформляется в самостоятельный жанр. Главное для художника — душевный мир человека, индивидуальный характер модели. Один из шедевров портретного творчества ван Эйка — «Портрет четы Арнольфини». Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую ее деталь, мягкий цвет наполняет интерьер. В самих фигурах, показанных в рост, много нарочитой представительности, но одновременно живых реальных примет индивидуального характера изображенных людей. В этом, как и в других портретах ван Эйка, воплотилось новое представление о человеке, о его месте в мире. Творчество этого выдающегося художника, положившего начало реалистической традиции нидерландской живописи, яркая страница в истории мирового искусства.
Подлинно талантливыми мастерами были соотечественники Яна ван Эйка — Рогир ван дэр Вейден, Хуго ван дер Гус. Вершиной же искусства Северного Возрождения начала и первой половины XVI в. можно считать творчество Иеронима Босха и Питера Брейгеля.
/>огх(Иеронимусван Акен, ок. 1450—1516) — нидерландский живописец, в картинах которого фантастический элемент северного искусства XV — начала XVI вз. столетия до-стиг крайнего предела. В творчестве Босха изощренная средневековая фантастика многофигурных композиций, сложные аллегории, религиозные представления о конце света, трагическая окраска образов своеобразно сочетались с фольклорными сатирическими и нравоучительными тенденциями, смелой реалистической трактовкой народных типов и пейзажей («Воз сена», «Искушение святого Антония», «Шарлатан»). Особенно запоминаются рисунки, изображающие крестьян, нищих и калек.
Большую часть своей жизни художник провел в Испании, где приобрел благоволение короля Филиппа II и где был большой спрос на его картины. В музее Прадо, в Мадриде, ныне находится 17 его полотен. Наиболее известные его произведения: триптих — «Страшный суд», «Рай» и «Ад»; «Блудный сын», «Корабльдураков», «Поклонение царей». Сегодня Босх очень моден и почитаем в связи с актуальностью темы Апокалипсиса (конца света), своеобразно разработанной в его творчестве.
Питер Брейгель Старший (ок. 1526—1569) — гениальный нидерландский художник. В его творчестве, как и у Босха, сочетаются фантастика, опирающаяся на библейские ска-зания, фольклор. Его живопись характеризует острая реалистическая направленность, основанная на глубоком и пристальном изучении народной жизни. Связанная с передовыми, демократическими тенденциями в искусстве XVI в., она определялась социальной обстановкой того временя; редким усложнением общественной ситуации в стране, началом нидерландской революции, ростом народного самосознания. Распространение ренессансного гуманизма, вызванное влиянием художественной культуры Италии, способствовало развитию нового искусства. Широко образованный, близко знакомый с итальянской живописью, впитавший богатые местные традиции, Брейгель создал глубоко национальное искусство, необыкновенно тонко передающее мироощущение человека. Он стремился воссоздать в своих произведениях дух эпохи, выразить общественные противоречия и философские идеи. Нередко художник прибегал к иносказанию, используя притчи, пословицы. Героями его картин, часто сочетающих жанровую живопись и пейзаж, были простые люди, крестьяне. Недаром его называли Брейгелем «Мужицким». Класси-ческим примером композиционной и философской емкости можно считать картину, написанную на мифологический сюжет «Падение Икара». Пахарь идет за сохой, и лемех сохи, врезаясь в землю, делит ее на четкие борозды. Пастух пасет стадо овец. На берегу рыбак сосредоточенно занят своим делом. В море выходят корабли, и ветер раздувает их паруса. Высоко в небо поднимаются скалистые горы. А вдали на берегах этой прекрасной земли раскинулись города. Но где же Икар, главный герой картины? У самого берега из воды видны торчащие ноги, а рядом плавают остатки птичьих перьев. Это и есть Икар. Почему же Брейгель изобразил не полет, но лишь бесславный конец? И почему никто не обращает на него внимания? В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Картина Брейгеля — осуждение гордыни. Безумному гордецу противопоставлена величественная фигура пахаря. Труд его вечен, потому что неразрывно связан с жизнью природы.
Примечательны его пейзажи, составляющие цикл «Времена года». В них Брейгель показывает гармонию человека и природы, нюансы ее состояния, красоту праздников и буден, величие дыхания жизни. Лучшей его картиной многие считают полотно «Охотники на снегу». Его как символ Земли использовал А. Тарковский в фильме «Солярис». Характерно, что в поисках гармонии художник «перенес» альпийский вид в низменные, не имеющие таких гор Нидерланды.
Переживая за судьбы своей родины, Брейгель во многих картинах воплощает темы страданий народа, темы войны, разрушений, голода, зверств испанских захватчиков («Три-умф смерти», «Избиение младенцев»).
Картина «Слепые» написанная в 1568 г., является как бы итогом творчества мастера. Бредущая по тропе процессия слепых не знает своего пути. Первый из них упал в канаву. Кто может помочь этим людям? Кому они нужны? Эти фигуры воспринимаются нами в очень широком, почти символическом плане. Это — размышление о судьбе своего народа, страдающего и обездоленного, ищущего свой путь в сложное и тревожное время. Говоря о Северном Возрождении, следует отметить пограничность персонажей: Лютер, Босх, Брей-гель, Дюрер принадлежат и к Средневековью, и к Новому Времени, к католицизму и Реформации, представляя пограничный феномен культуры, которая отличается творческой активностью, выступает как сгусток политических, нравственных, интеллектуальных борений.