Эволюция классической ордерной системы в эпоху античности
Греческие зодчие уже в период архаики разработали стоечно – балочную конструкцию – упорядоченную систему несущих и ненесущих частей сооружения, колонн и перекрытий. Художественно осмысленная конструктивная целесообразность (тектоника)используемой стоечно – балочной системы, установившая определенный порядок в отношениях архитектурных элементов, становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных конструктивных и декоративных элементов. Их пропорциональными соотношениями древнегреческие архитекторы умели создать образ монументального сооружения или легкого, изящного здания. Система выявления стоечно – балочной конструкции сооружения в определенной художественной форме, т.е. его тектоники, получила название архитектурныйордер(от лат. – порядок, строй). Это одно из важнейших средств композиции, придающих законченность и красоту архитектурной форме здания античной Греции.
В архаический период сложились формы дорического и ионического ордеров (стилей), позже (430 г. до н.э.) коринфского. Планировочное и пространственное решение здания одинаково для каждого ордера. Они обладают общей конструкцией и композиционной схемой. Ордеры различались в архитектурных деталях и пропорциях, в форме колонн и антаблементов. И дорический, и ионический ордеры использовались в строительстве как культового, так и светского характера. Дорическая архитектура отличалась простотой и строгостью форм, и из всех являлась наиболее массивной; ионическая – легкостью, стройностью, изяществом; коринфская – большой декоративностью.
Композиционная схема архитектурных ордеров в античной Греции имеет характерное для классики трехчастное деление по высоте и состоит из следующих основных элементов: главная несущая часть – колонна, несомая часть – антаблемент (балочное перекрытие), основание (обычно трехступенчатое) – стереобат (крепида). Ступени стереобата по своим размерам не были приспособлены для хождения, а их высота определялась исходя из общих размеров сооружения. Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма.
Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает вес антаблемента и передает на ствол колонны. Дорическая капитель разделена на три части: шейку, четвертной вал, абаку, имеющую в плане квадратную форму. Абака заканчивается полочкой.
Капитель ионической колонны существенно отличается от дорического. Она тонко проработана и происходит от горизонтальной подбалки, издавна распространенной в странах Востока. Нижняя часть капители состояла из двух волют в виде спиральных завитков, напоминающих спиральную форму некоторых раковин или завитков вьющихся растений. Завитки волют образуют по бокам капители валики – балюстры, украшенные листьями. Капитель ионической колонны не имеет шейки. На обычном вале расположена особой формы абака, лежащая непосредственно под архитравом и имеющая форму квадратной плиты.
Коринфская капитель четырехсторонняя и более высока, нежели дорическая и ионическая. Она имеет волюты, которые поддерживаются двумя рядами стилизованных акантовых листьев; ее строение носит вертикальный характер, и она не отрезает колонну от антаблемента. Поэтому именно коринфский ордер мог применяться не только с ионическим, но и с дорическим антаблементом и впоследствии применялся в Риме.
Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плинте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы, и ставилась непосредственно на стилобат. Ионическая колонна имеет внизу профилированную базу, состоящую из двух валов, разделенных выкружкой – скоцией. Средняя часть колонны – ствол (фуст) – более широкий внизу и тонкий кверху (как ствол дерева). Для того, чтобы выявить напряженный характер работы колонны под нагрузкой и ее стройность, стволу колонны дают незначительное утолщение в нижней трети – энтазис.
Обработка ствола колонны вертикальными желобками –каннелюрами идет от египетских колонн. Каннелюры ионической и коринфской колонн более мелкие и имеют другое очертание. Их кромки не острые, как в дорическом ордере, а тупые. Колонна ионического ордера гораздо стройнее дорической. Отношение ее высоты к диаметру основания доходит до 10, в то время как высота колонн дорического ордера не превышает семь диаметров основания.
Антаблемент в свою очередь делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть) и карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом (сима), в котором собирается вода с кровли и стекает вниз через отверстие на землю.
Дорический фриз представляет собой изображение конструкции перекрытия и образован торцами поперечных балок, которые в деревянной архитектуре были перекинуты с архитрава на стену здания, перед которым возводилась колоннада. Торцы деревянных балок закрывали дощечками с тройным врезом – триглифами. Промежутки между ними заполнялись плитами с изображениями, связанными с назначением храма или общественного здания. Эти плиты – метопы выполнялись из керамики или позже, когда весь храм строился из камня, делались каменные, и изображения на них (рельефы) высекались в камне. Расположение триглифов и метоп связано с осями колонн. Место между фризом и карнизом украшалось зубцами (сухариками), а иногда заполнялось поддерживающими выступающими частями – модульонами. Композиция фризов ионического и коринфского ордеров ленточная, гладкая, но иногда несущая декоративные и скульптурные украшения.
Архитрав дорического ордера гладкий, с полочкой вверху, ионического и коринфского разделяется по горизонтали на 2 – 3 части.
Выше антаблемента – треугольный фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши. На фронтоне размещалась скульптура.
Архитектурные ордеры античной Греции как композиционная система сложились в 6 – 5 вв. до н.э., ознаменовав начало классического периода в архитектуре. Таким образом, главным достижением классической архитектуры античной Греции является создание ордерной системы, художественно выражающей стоечно – балочную конструкцию.При этом греки большое внимание уделяли пропорциям и гармонической соразмерности отдельных частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали.
Дорический ордер сформировался приблизительно в 600 г. до н.э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения в виде уменьшения массы сооружения, увеличения высоты колонн и расстояние между ними, уменьшения высоты антаблемента. Дорический ордер воплотил художественные идеалы суровых и воинственных племен дорийцев. Общий характер дорических храмов, величественных, мужественных и торжественных, вполне отвечал спартанской идеологии военной аристократии, влияние которой в эпоху архаики было преобладающим. Храм Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме, Гефеста в Афинах
В эпоху классики: храмы Афины Афайи на острове Эгине, Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском акрополе. Но в последнем уже чувствуется стремление к созданию панэллинского стиля: формы дорические, пропорции тяготеют к ионическим.
Ионический ордерсформировался в 6 веке до н.э. в греческих городах – государствах Малой Азии (ионийские племена). Так знаменитый храм Артемиды в Эфесе – гигантский диптер(75 х 142) с высотой колонн 18 м. По сравнению с ним ионические храмы Греции более легкие и изящные ( Ники Аптерос на акрополе). Колонны не связаны ритмом фриза, как в дорическом ордере, поэтому ионическтй антаблемент часто имел вместо ритмического фриза пояс, украшенный барельефом. Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку.
Коринфский ордернаиболее легкий по пропорциям по сравнению с дорическим и ионическим. Первоначально в Греции его применяли для небольших сооружений. (памятник Лисикрата).
В период греческой классики утверждается канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности. Отношение количества колонн на торцовых и боковых фасадах устанавливаются по формуле: n Х (2 n + 1), где n – число колонн торцового фасада.
Развитие ордерных систем было продолжено на Апеннинах. Успехи античного Рима в развитии культуры и строительного дела ярко отразились в архитектуре. Римская ордерная аркада – архитектурная система совместила два принципа перекрытий: греческий стоечно – балочный и этрусский сводчатый. Обе системы объединились так, что архитравный принцип становится художественным знаком тектоники.
Развивавшийся на основе греческих классических образцов в римской архитектуре ордер продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Ордера, более изящные и сухие в Риме, сохраняют главным образом функции декоративные: украшают, расчленяют стену, усиливают выразительность аркад.
Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является их поэтажное распределение с применением в нижних этажах более массивного ордера. (Колизей, театр Марцелла и др.)
Римско – дорический ордер создавался на основе тосканского (этрусского ордера). Близок по пропорциям дорическому. Ствол колонны гладкий. Колонна имела энтазис и базу. Капитель состояла из шейки, эхина и абаки. Антаблемент простой, без ритмических членений. Поскольку Этрурия располагалась на месте Тосканы, этот ордер стали называть тосканским
Римско – ионическийстиль. По сравнению с греческим изменились базы колонн и пропорции капителей и деталей. Антаблемент не имеет таких изысканных пропорций, но богаче декорирован.
Римско – коринфский ордерчасто использовался в Риме. Его четырехсторонняя капитель и антаблемент, ритмически не связанный с расстановкой колонн, очень стройных и богато каннелюрованных, позволяет иметь различные решения здания в целом.
Композитный ордер– самый сложный. Его капитель составлена из ионических волют в верхней части и коринфских лиственных венцов внизу. Впервые ордер был использован на триумфальной арке Тита в Риме и очень часто применялся в период империи. Увеличение высоты фасада достигалось при сохранении пропорций колонн, введением постамента под колонну.
Ордерные системы, сформировавшиеся в античную эпоху, легли в основу архитектурных стилей Ренессанса и Нового времени.
Вопрос 9