Сады древней Греции и Рима

Греция

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полу­острова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Местность гористая. Морской берег сильно изрезан. Климат средиземноморский - влажная зима и жаркое лето. Плодородная земля размещалась в межгорных. равнинах и прибрежных низменностях. Склоны гор в низинной части покрывали ду­бравы вечнозеленых дубов, выше - листопадных видов с приме­сью граба, липы, клена; на вершинах росли буковые и хвойные (пихта греческая, сосна черная) леса. Местами встречались каштановые леса, кипарис, виды сосен. Горы были богаты строительными материалами: белым» голубовато-серым мрамором и темно-фиолетовым мраморовидным известняком.

Древний период истории Греции делят на 5 эпох:

-крито-микенская (20-13 вв. до н.э.), время разложения первобытного общества;

-древнейшая, или "гомеровская" (12-8 вв. до н.э.), отражена в эпических поэмах "Илиада" и "Одис­сея"- образование ранних рабовладельческих государств;

-ар­хаическая (7-6 вв. до н.э.), когда складываются античные рабовладельческие города-государства (полисы). Главнейшие из них Афины и Спарта;

-классическая (5-4 вв. да н.э.), когда после греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) наступил расцвет греческого рабовладельческого общества и усиление Афин. Сложились регулярные планы городов, отроились большие архитектурные ансамбли» получили развитие скульптура, деко­ративная живопись;

-эллиническая (3-2 вв. до н.э.), время войн в Малой Азии, Египте, распад империи Ал.Македонского на ряд монархий, господствующее положение рабовладельческой знати. Заметно влияние Востока на культуру, создаются Монумен­тальные городские ансамбли»

Завершаются эти эпохи 146 г. до н.э., когда Греция была включена в состав Римской империи.

В древнейшую, или "гомеровскую" эпоху, судя по поэмам и сказаниям, имелись сады утилитарного назначения, который со­стоял из огорода, виноградника и плодового сада, имел два водных источника, регулярную симметричную планировку, был окружен живой изгородью. В нем произрастали яблони, груши, гранат, смоковница, маслины, виноград.

В архаическую эпоху, когда сложилась рабовладельческая республика, из священных рощ (героонов и нимфей) намечается развитие от общественно-спортивных учреждений и садов для сво­бодного населения. Герооны - мемориальные рощи из старых ду­бов и оливковых деревьев, посаженных в местах захоронения героев и основателей городов, который поклонялись, как богам. В их честь устраивались ежегодные спортивные состязания (агоны). Крупнейшие игры (напр., олимпийские) посвящались богам. В дальнейшем герооны стали украшать статуями выдающихся лич­ностей, колоннадами вдоль беговых дорожек. Для состязания колесниц устраивали ипподромы, обсаженные рядами деревьев платана, кипариса, реже - пальмы (напр., святилище Аполлона на Делосе). Нимфей - священные рощи кедра, дуба или маслины с художественно обработанным, источником или гротом. Так, нимфей в Итакской роще, состоявшей из насаждений черной оль­хи, в основе композиции имел водный поток, низвергавшийся с высокой скалы в декоративно обработанный водоем. На скале находился алтарь, где приносили жертвы Нимфам. Позднее тенис­тый грот с водными устройствами (подобие нимфея) нашел широ­кое применение в парковом искусстве Западной Европы.

В классическую эпоху, после разгрома персидских завоева­телей (500-449 до н.э.), настудил период расцвета греческого рабовладельческого общества и усиления Афин Восстанавливают­ся а благоустраиваются города Общественные площади-огоры и главные улицы обсаживаются деревьями (преимущественно - пла­танами, реже - тополями и маслинами например, на главной пло­щади Афин у храма Гефеста (бога огня и кузнечного искусства) судя по раскопкам 1936 г., с трех сторон находились двухъярусные посадки - предположительно в одном ярусе айва или гранат, в другом - лавр или самшит. В планировочных решениях сказыва­ется влияние "увеселительных садов" Востока. Композиции стро­го регулярные, тесно связанные с архитектурой зданий и ансамблей. Подобный сад, Посвященный богине охоты Диане, был создан в Скиллах историком и воином ксенофонтом (430-355 до Н.э.) по возвращении из похода в Перси». Около храма были высажены фруктовые деревья.

Постепенно происходит отделение общественного парка от насаждений, связанных с религиозным культом. Создаются т.н. философские сады, или парки, представлявшие собой образцовые школы, в которых вели учебные беседы с молодежью такие выдаю­щиеся философы, как Платон, Аристотель, Теофраст и другие.

В эпоху эллинизма, после победоносных походов Ал.Маке­донского в Персию (336-323 до н.э.),наблюдается расцвет са­дово-паркового искусства. На смену общественно-воспитатель­ным садам пришли "сады для удовольствия", которые много за­имствовали от "увеселительных садов" персов. Хотя в них по-прежнему высаживались яблони, груши, инжир, оливы, гранат и виноград планировка сада приспосабливается для отдыха и развлечений. Подобный сады создавались также более богатыми знатными грааданами. Зеленые насаждения занимали большие территории. Например, в Александрии (Египет), подвластной Греции, они занимали четвертую часть города. В центре находился парк Папейон, украшенный видовым холмом со спиральны­ми дорожками. С холма открывался прекрасный вид на море, бухту, Александрийский маяк и город, Славилась садами сто­лица Сирии - Антиохия, около которой находился известный парк Дафны, возникший возле святилища Аполлона и Артемиды. Он был заложен военачальником Ал.Македонского - Селевком (основателем династии Селевкидов (312-64 гг. до н.э.), ко­торый высадил 300 кипарисов. В дальнейшем парк разросся и достиг 15 км в окружности. Парк изобиловал родниками, сооружениями для развлечении (купальни, павильоны, гостини­цы) , украшениями в виде портиков, фонтанов, декорированных статуями, гротами, перголами, специально изготовленной ску­льптурой к фону зелени и для гротов.

После распада державы Ал.Македонского в 146 г. до н.э. Греция была включена в состав владений новой мощной рабовла­дельческой державы - Рима.

Таким образом, садовое искусство Древней Греция в сво­ем развитии прошло путь от примитивных священных рощ и ути­литарных садов до сложных регулярных композиций, занимавших значительные территорий. Регулярная планировка садов созда­валась на террасах в композиционной увязке с окружающих ландшафтом. Среди используемых пород применялись иноземные (пальмы) И особенно широко-фруктовые деревья и кустарники. Парки имели богатое декоративное оформление. В Древней Гре­ции впервые возник сад нового типа - общественный (городс­кой или при гимназии), создавались общественные сооружения: театры, одеоны, ипподромы, стадионы, палестры и др.

Рим

Естественно-природные условия Древнего Рима и Греции сходны. Климат Аппенинского Полуострова средиземноморский (жаркое, сухое лето и Дождливая зима). Характерны гористый рельеф с чередованием гор, холмов и равнин, обилие горных рек и источников, бегущих по склонам. Равнины плодородны, а горы и холмы покрыты в основном лиственными лесами. В Альпам много озер (Гардо, Комо и др.;. 3 горах обилие пре­красного строительного материала - мрамора, туда.

По социально экономическим условиям Древний Рам - рабо­владельческое государство, в котором различают республиканский и имперский периоды.

Республиканский период (5-2 в. до н.э.) - время захват­нические и гражданских войн. Земля должна была кормить и одевать воинов. Было развито садоводство и виноградарство; сады не являлись художественным произведениями.

Имперский период. (I в. до н.э. - 5 в. н.э.) - время военной монархии, прикрытой республиканскими формами правле­ния - принципатом. В руках знати-патриций - концентрирова­лись несметные богатства. Идея гражданской мощи Рима нашла отражение в строительстве архитектурных комплексов, площа­дей (форумов), терм, бассейнов, триумфальных арок и дворцов, отличавшихся необычайной роскошью. Наибольшего расцвета ис­кусство Древнего Рима достигло в период с I в до н.э. до 2 в. н.э. На базе этрусского и греческого возник синтез ис­кусств - архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и, наконец, садово-паркового Искусства.

В "золотой век Рима" - время-правления Октовиана- боль­шого размаха достигло строительство городских и загородных резиденций. Представление о них дают трактата Витруния, про­изведения Плиния Старшего, Колумеллы, Тацита, письма Плиния Младшего, результата раскопок в Риме, Помпее, Геркулануме и другие источники. Развитие садово-паркового искусства связа­но с оформлением священных рощ, строительством общественных и частновладельческих садов.

Священные рощи - насаждения, связанные с религиозным культом. Например, в роще нимфы, воспитавшей Зевса, центром был грот со скульптурной группой, изображавшей нимфу и мла­денца Зевса. К роще вела аллея платанов. Другая роща, опи­санная Плинием Младшим, располагалась на холме. В центре на­саждений из кипариса, тополя и самшита располагался главный храм, а у подножия холма -часовни с водными источниками.

Городские общественные сады - устраивались около крытых галерей (портиков), театров и других общественных Зданий; служили для прогулок или выполнили роль открытого фойе. Около Зданий терм водоемы обсаживались тенистыми аллеями, слу­жившими для дозированной ходьбы (т.е. подобие современных терренкуров). Во времена императора Августа (Октовиана 63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) была созданы великолепные акведуки, обеспечившие город водой, В этот период в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров. Император Лукулл (106-56гг. до н,э.) создал первый в древнем Риме об­щественный парк, состоящий из нескольких самостоятельных са­дов. Согласно завещанию Цезаря (100-44 гг.до н.э.),в собственность народа были переданы обширные сады Помпея. Увесели-тельный комплекс для горожан - Марсово поле, -. построенный Аг-ртппой (63 г. .до н;э. - 14 г. н.э.),состоял из цирков, теат-рой, терм и великолепного парка, украшенного бассейнами, фон­танами, озерами для купания и других развлечений на воде. Планировка их сохраняла Характерные черты частных садов.

Частновладельческие сады. Интерес представляют садово-парковые композиции; патрицианских дворцов и загородных вилл. В них устраивали большие партеры с аллеями под прямым углом, бассейны с фонтанами, портики и богато украшенные ту­фом, раковинами и скульптурами гроты (нимфеи); среди деревьев стояли мраморные статуи, часто использовались бюстовая скуль­птура; в большом количестве высаживали кустарники, в случае необходимости создавали искусственный рельеф, устраивали об­ширные водоемы.

Насаждения при виллах обычно состояли из декоративного сада, прилегавшего к дому патриция, огорода и плодового сада. По прёобладанию одного из насажений римские виллы де­лили на сельские, или хозяйственные (вилла рустика), городские, или увеселительные (вилла урбана) и виллы-фруктарии, где главным элементом был плодовый сад.

Сад при доме состоял из трех главных частей: прогулоч­ной, проезжей и парка. Прогулочная часть (уделялось основное внимание) имела осевую планировку, лежала непосредствен­но перед террасой, с которой соединялась каменной лестницей, была целиком подчинена планировке я архитектуре здания. Гла­вным ее украшением был ксист - регулярный участок, разделен­ный на квадраты или прямоугольники, окаймленные крытыми аллеями и архитектурно оформленными изгородями из буксуса, лавра и розмарина, украшенный куртинами роз, олеандра, жас­мина, граната, лавровишни и буксуса. Партеры засажены цве­тами. Дорожки и аллеи, выложенные обычно, как в восточных садах, камнем, располагали симметрично. От фасада виллы через ксист открывались перспективы на окружающий ландшафт. Иногда ксист располагался среди парка вдали от дома. В слу­чае, когда ксист размещался внутри дома, его окружали галере­ей. Подобная замкнутая композиция называлась садом-перисти­лем. Как показали раскопки, подобные сады имели распростра­нение в Помпее (при домах Бетти и Фавна) и Геркулануме (вил­ла Папирусов). Сад дополнялся стенной росписью. Фрески П в. до н.э., обнаруженные на стенах домов и дворцов, говорят о том, что художники имели представление о перспективе.

Излюбленным элементом в планировке древнеримского сада был стадий, или сад-ипподром (или гинподром), занимавший значительную ровную территорию. Ипподром в Греции - место состязания колесниц, в античном Риме - важнейший элемент большого парка - представлял собой усеченный эллипс, с четкой продольной осью, с использованием больших деревьев, кустар­ников, газона, цветов, скульптуры, ронтанов, беседок. В Риме применили посадки деревьев пятерками (римский квинкунс), ко­торые создали полог из крон (одну большую крону) и обеспе­чили видимость по диагональным направлениям между стволами. Из садовой архитектуры широко использовались перголы, заимствованные у Древнего Египта - легкие деревянные гале­реи,увитые плющем или другими растениями. Обязательными эле­ментами были термы, купальни и рыбные садки. Для обеспечения водой в верхней части, среди деревьев, сохранявших проклад­ку, устраивались подземные резервуары, от которых вода по­ступала к фонтанам, каскадам, гротам. Фонтаны отличались разнообразием—от миниатюрных до монументальных архитектур­ных сооружений в сочетании со скульптурой. При недостатке средств сады украшали "Зеленой архитекгурой", т.е. фигурной (топиарной) стрижкой самшита, лавра, розмарина в виде кубов, колонн, различных фигур (людей, животных, птиц).

Вторая часть сада служила для катания на лошади или прогулок на носилках и состояла обычно из окаймленных живой изгородью широких тенистых аллей шириною до 5 м из платана, пирамидальных кипариса или тополя, дуба и каштана.

Третья часть - парк - предназначалась для содержания и откармливания различных животных, домашних и диких. Парк ограждали высокой стеной, он имел вид леса, пересеченного аллеями.

При строительстве вилл большое значение придавалось умелому использованию природных условий местности.

Садовое искусство античного Рима, многое восприняв от Греции, Египта и Малой Азии, достигло высокого расцвета. Вклад римлян в садовое искусство: строго осевые композиции, террасирование склонов для разбивки парка и размещения зда­ний, применение сложных гидротехнических сооружений, исполь­зование цветочного партера в скульптуры (в т.ч. бюстовой), фигурное стрижка растений (топиарное искусство) и ряд других приемов. В дальнейшем оно оказало существенное влияние на развитие садово-паркового искусства Европы.

Наши рекомендации