Сады древней Греции и Рима
Греция
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Местность гористая. Морской берег сильно изрезан. Климат средиземноморский - влажная зима и жаркое лето. Плодородная земля размещалась в межгорных. равнинах и прибрежных низменностях. Склоны гор в низинной части покрывали дубравы вечнозеленых дубов, выше - листопадных видов с примесью граба, липы, клена; на вершинах росли буковые и хвойные (пихта греческая, сосна черная) леса. Местами встречались каштановые леса, кипарис, виды сосен. Горы были богаты строительными материалами: белым» голубовато-серым мрамором и темно-фиолетовым мраморовидным известняком.
Древний период истории Греции делят на 5 эпох:
-крито-микенская (20-13 вв. до н.э.), время разложения первобытного общества;
-древнейшая, или "гомеровская" (12-8 вв. до н.э.), отражена в эпических поэмах "Илиада" и "Одиссея"- образование ранних рабовладельческих государств;
-архаическая (7-6 вв. до н.э.), когда складываются античные рабовладельческие города-государства (полисы). Главнейшие из них Афины и Спарта;
-классическая (5-4 вв. да н.э.), когда после греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) наступил расцвет греческого рабовладельческого общества и усиление Афин. Сложились регулярные планы городов, отроились большие архитектурные ансамбли» получили развитие скульптура, декоративная живопись;
-эллиническая (3-2 вв. до н.э.), время войн в Малой Азии, Египте, распад империи Ал.Македонского на ряд монархий, господствующее положение рабовладельческой знати. Заметно влияние Востока на культуру, создаются Монументальные городские ансамбли»
Завершаются эти эпохи 146 г. до н.э., когда Греция была включена в состав Римской империи.
В древнейшую, или "гомеровскую" эпоху, судя по поэмам и сказаниям, имелись сады утилитарного назначения, который состоял из огорода, виноградника и плодового сада, имел два водных источника, регулярную симметричную планировку, был окружен живой изгородью. В нем произрастали яблони, груши, гранат, смоковница, маслины, виноград.
В архаическую эпоху, когда сложилась рабовладельческая республика, из священных рощ (героонов и нимфей) намечается развитие от общественно-спортивных учреждений и садов для свободного населения. Герооны - мемориальные рощи из старых дубов и оливковых деревьев, посаженных в местах захоронения героев и основателей городов, который поклонялись, как богам. В их честь устраивались ежегодные спортивные состязания (агоны). Крупнейшие игры (напр., олимпийские) посвящались богам. В дальнейшем герооны стали украшать статуями выдающихся личностей, колоннадами вдоль беговых дорожек. Для состязания колесниц устраивали ипподромы, обсаженные рядами деревьев платана, кипариса, реже - пальмы (напр., святилище Аполлона на Делосе). Нимфей - священные рощи кедра, дуба или маслины с художественно обработанным, источником или гротом. Так, нимфей в Итакской роще, состоявшей из насаждений черной ольхи, в основе композиции имел водный поток, низвергавшийся с высокой скалы в декоративно обработанный водоем. На скале находился алтарь, где приносили жертвы Нимфам. Позднее тенистый грот с водными устройствами (подобие нимфея) нашел широкое применение в парковом искусстве Западной Европы.
В классическую эпоху, после разгрома персидских завоевателей (500-449 до н.э.), настудил период расцвета греческого рабовладельческого общества и усиления Афин Восстанавливаются а благоустраиваются города Общественные площади-огоры и главные улицы обсаживаются деревьями (преимущественно - платанами, реже - тополями и маслинами например, на главной площади Афин у храма Гефеста (бога огня и кузнечного искусства) судя по раскопкам 1936 г., с трех сторон находились двухъярусные посадки - предположительно в одном ярусе айва или гранат, в другом - лавр или самшит. В планировочных решениях сказывается влияние "увеселительных садов" Востока. Композиции строго регулярные, тесно связанные с архитектурой зданий и ансамблей. Подобный сад, Посвященный богине охоты Диане, был создан в Скиллах историком и воином ксенофонтом (430-355 до Н.э.) по возвращении из похода в Перси». Около храма были высажены фруктовые деревья.
Постепенно происходит отделение общественного парка от насаждений, связанных с религиозным культом. Создаются т.н. философские сады, или парки, представлявшие собой образцовые школы, в которых вели учебные беседы с молодежью такие выдающиеся философы, как Платон, Аристотель, Теофраст и другие.
В эпоху эллинизма, после победоносных походов Ал.Македонского в Персию (336-323 до н.э.),наблюдается расцвет садово-паркового искусства. На смену общественно-воспитательным садам пришли "сады для удовольствия", которые много заимствовали от "увеселительных садов" персов. Хотя в них по-прежнему высаживались яблони, груши, инжир, оливы, гранат и виноград планировка сада приспосабливается для отдыха и развлечений. Подобный сады создавались также более богатыми знатными грааданами. Зеленые насаждения занимали большие территории. Например, в Александрии (Египет), подвластной Греции, они занимали четвертую часть города. В центре находился парк Папейон, украшенный видовым холмом со спиральными дорожками. С холма открывался прекрасный вид на море, бухту, Александрийский маяк и город, Славилась садами столица Сирии - Антиохия, около которой находился известный парк Дафны, возникший возле святилища Аполлона и Артемиды. Он был заложен военачальником Ал.Македонского - Селевком (основателем династии Селевкидов (312-64 гг. до н.э.), который высадил 300 кипарисов. В дальнейшем парк разросся и достиг 15 км в окружности. Парк изобиловал родниками, сооружениями для развлечении (купальни, павильоны, гостиницы) , украшениями в виде портиков, фонтанов, декорированных статуями, гротами, перголами, специально изготовленной скульптурой к фону зелени и для гротов.
После распада державы Ал.Македонского в 146 г. до н.э. Греция была включена в состав владений новой мощной рабовладельческой державы - Рима.
Таким образом, садовое искусство Древней Греция в своем развитии прошло путь от примитивных священных рощ и утилитарных садов до сложных регулярных композиций, занимавших значительные территорий. Регулярная планировка садов создавалась на террасах в композиционной увязке с окружающих ландшафтом. Среди используемых пород применялись иноземные (пальмы) И особенно широко-фруктовые деревья и кустарники. Парки имели богатое декоративное оформление. В Древней Греции впервые возник сад нового типа - общественный (городской или при гимназии), создавались общественные сооружения: театры, одеоны, ипподромы, стадионы, палестры и др.
Рим
Естественно-природные условия Древнего Рима и Греции сходны. Климат Аппенинского Полуострова средиземноморский (жаркое, сухое лето и Дождливая зима). Характерны гористый рельеф с чередованием гор, холмов и равнин, обилие горных рек и источников, бегущих по склонам. Равнины плодородны, а горы и холмы покрыты в основном лиственными лесами. В Альпам много озер (Гардо, Комо и др.;. 3 горах обилие прекрасного строительного материала - мрамора, туда.
По социально экономическим условиям Древний Рам - рабовладельческое государство, в котором различают республиканский и имперский периоды.
Республиканский период (5-2 в. до н.э.) - время захватнические и гражданских войн. Земля должна была кормить и одевать воинов. Было развито садоводство и виноградарство; сады не являлись художественным произведениями.
Имперский период. (I в. до н.э. - 5 в. н.э.) - время военной монархии, прикрытой республиканскими формами правления - принципатом. В руках знати-патриций - концентрировались несметные богатства. Идея гражданской мощи Рима нашла отражение в строительстве архитектурных комплексов, площадей (форумов), терм, бассейнов, триумфальных арок и дворцов, отличавшихся необычайной роскошью. Наибольшего расцвета искусство Древнего Рима достигло в период с I в до н.э. до 2 в. н.э. На базе этрусского и греческого возник синтез искусств - архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и, наконец, садово-паркового Искусства.
В "золотой век Рима" - время-правления Октовиана- большого размаха достигло строительство городских и загородных резиденций. Представление о них дают трактата Витруния, произведения Плиния Старшего, Колумеллы, Тацита, письма Плиния Младшего, результата раскопок в Риме, Помпее, Геркулануме и другие источники. Развитие садово-паркового искусства связано с оформлением священных рощ, строительством общественных и частновладельческих садов.
Священные рощи - насаждения, связанные с религиозным культом. Например, в роще нимфы, воспитавшей Зевса, центром был грот со скульптурной группой, изображавшей нимфу и младенца Зевса. К роще вела аллея платанов. Другая роща, описанная Плинием Младшим, располагалась на холме. В центре насаждений из кипариса, тополя и самшита располагался главный храм, а у подножия холма -часовни с водными источниками.
Городские общественные сады - устраивались около крытых галерей (портиков), театров и других общественных Зданий; служили для прогулок или выполнили роль открытого фойе. Около Зданий терм водоемы обсаживались тенистыми аллеями, служившими для дозированной ходьбы (т.е. подобие современных терренкуров). Во времена императора Августа (Октовиана 63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) была созданы великолепные акведуки, обеспечившие город водой, В этот период в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров. Император Лукулл (106-56гг. до н,э.) создал первый в древнем Риме общественный парк, состоящий из нескольких самостоятельных садов. Согласно завещанию Цезаря (100-44 гг.до н.э.),в собственность народа были переданы обширные сады Помпея. Увесели-тельный комплекс для горожан - Марсово поле, -. построенный Аг-ртппой (63 г. .до н;э. - 14 г. н.э.),состоял из цирков, теат-рой, терм и великолепного парка, украшенного бассейнами, фонтанами, озерами для купания и других развлечений на воде. Планировка их сохраняла Характерные черты частных садов.
Частновладельческие сады. Интерес представляют садово-парковые композиции; патрицианских дворцов и загородных вилл. В них устраивали большие партеры с аллеями под прямым углом, бассейны с фонтанами, портики и богато украшенные туфом, раковинами и скульптурами гроты (нимфеи); среди деревьев стояли мраморные статуи, часто использовались бюстовая скульптура; в большом количестве высаживали кустарники, в случае необходимости создавали искусственный рельеф, устраивали обширные водоемы.
Насаждения при виллах обычно состояли из декоративного сада, прилегавшего к дому патриция, огорода и плодового сада. По прёобладанию одного из насажений римские виллы делили на сельские, или хозяйственные (вилла рустика), городские, или увеселительные (вилла урбана) и виллы-фруктарии, где главным элементом был плодовый сад.
Сад при доме состоял из трех главных частей: прогулочной, проезжей и парка. Прогулочная часть (уделялось основное внимание) имела осевую планировку, лежала непосредственно перед террасой, с которой соединялась каменной лестницей, была целиком подчинена планировке я архитектуре здания. Главным ее украшением был ксист - регулярный участок, разделенный на квадраты или прямоугольники, окаймленные крытыми аллеями и архитектурно оформленными изгородями из буксуса, лавра и розмарина, украшенный куртинами роз, олеандра, жасмина, граната, лавровишни и буксуса. Партеры засажены цветами. Дорожки и аллеи, выложенные обычно, как в восточных садах, камнем, располагали симметрично. От фасада виллы через ксист открывались перспективы на окружающий ландшафт. Иногда ксист располагался среди парка вдали от дома. В случае, когда ксист размещался внутри дома, его окружали галереей. Подобная замкнутая композиция называлась садом-перистилем. Как показали раскопки, подобные сады имели распространение в Помпее (при домах Бетти и Фавна) и Геркулануме (вилла Папирусов). Сад дополнялся стенной росписью. Фрески П в. до н.э., обнаруженные на стенах домов и дворцов, говорят о том, что художники имели представление о перспективе.
Излюбленным элементом в планировке древнеримского сада был стадий, или сад-ипподром (или гинподром), занимавший значительную ровную территорию. Ипподром в Греции - место состязания колесниц, в античном Риме - важнейший элемент большого парка - представлял собой усеченный эллипс, с четкой продольной осью, с использованием больших деревьев, кустарников, газона, цветов, скульптуры, ронтанов, беседок. В Риме применили посадки деревьев пятерками (римский квинкунс), которые создали полог из крон (одну большую крону) и обеспечили видимость по диагональным направлениям между стволами. Из садовой архитектуры широко использовались перголы, заимствованные у Древнего Египта - легкие деревянные галереи,увитые плющем или другими растениями. Обязательными элементами были термы, купальни и рыбные садки. Для обеспечения водой в верхней части, среди деревьев, сохранявших прокладку, устраивались подземные резервуары, от которых вода поступала к фонтанам, каскадам, гротам. Фонтаны отличались разнообразием—от миниатюрных до монументальных архитектурных сооружений в сочетании со скульптурой. При недостатке средств сады украшали "Зеленой архитекгурой", т.е. фигурной (топиарной) стрижкой самшита, лавра, розмарина в виде кубов, колонн, различных фигур (людей, животных, птиц).
Вторая часть сада служила для катания на лошади или прогулок на носилках и состояла обычно из окаймленных живой изгородью широких тенистых аллей шириною до 5 м из платана, пирамидальных кипариса или тополя, дуба и каштана.
Третья часть - парк - предназначалась для содержания и откармливания различных животных, домашних и диких. Парк ограждали высокой стеной, он имел вид леса, пересеченного аллеями.
При строительстве вилл большое значение придавалось умелому использованию природных условий местности.
Садовое искусство античного Рима, многое восприняв от Греции, Египта и Малой Азии, достигло высокого расцвета. Вклад римлян в садовое искусство: строго осевые композиции, террасирование склонов для разбивки парка и размещения зданий, применение сложных гидротехнических сооружений, использование цветочного партера в скульптуры (в т.ч. бюстовой), фигурное стрижка растений (топиарное искусство) и ряд других приемов. В дальнейшем оно оказало существенное влияние на развитие садово-паркового искусства Европы.