Галерейная деятельность
История галерей и выставочной деятельности фиксирует важные события в этой области лишь с начала XX века. К этому времени относится участие художников в международных выставках, организация всемирных и региональных выставок, возникновение таких сохранившихся по сей день значительных выставок-ярмарок, как Венецианская биеннале, Документа в Касселе и т. д.
Галерея – государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.
Французский ученый А.Моль (директор Института социальной психологии Страсбургского университета) определил художественную галерею как: «финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические. Функционально художественная галерея играет роль издателя для художников и биржевого маклера для клиентов. Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики».
Активно развиваться галерейный бизнес начал в середине ХХ века. Собственно тогда и были заложены основные принципы и технологии работы галерей искусств, которые актуальны по сей день.
Галереи искусства могут быть как коммерческими, так и некоммерческими структурами. Основная функция некоммерческих галерей – это экспонирование и пропаганда изобразительного искусства. Они, как правило, существуют на деньги спонсоров и меценатов.
Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки-продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты, отдавая проданные вещи только после окончания выставки.
В основе концепции любой галереи, как правило, заложена галерейная специализация (например, авангард 1910-х годов, старая живопись, наивное искусство, фотография и т.д.).
По мнению Ассоциации московских галерей, образованной в 1991 году, современная галерея искусств для полноценного ее функционирования должна обладать:
1. правом юридического лица;
2. помещением для выставок и хранения произведений искусства (депозитарий);
3. штатными искусствоведами-экспертами;
4. лицензией на право торговли произведениями искусства и концепцией работы на арт-рынке.
Галерея должна быть не просто выставочным залом, а местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.
Галерея как социальный институт сочетает в себе культурно-просветительные и экономические функции, из которых можно выделить следующие:
• продвижение художников на рынок;
• организацию художественных проектов и проведение выставок;
• торговлю произведениями искусства.
Первые арт-галереи возникали, прежде всего, по инициативе самих художников, энтузиастов, искавших новых форм общения со зрителем и покупателем. «Первооткрыватели» чаще всего шли эмпирическим путем, действовали методом «проб и ошибок».
Современная культурная ситуация характеризуется бурным развитием галерейного дела. Свидетельством тому являются:
• развитие существующих галерей, их активное участие в международном арт-бизнесе;
• увеличение числа людей, интересующихся вопросами современного искусств и посещающих выставки;
• усиление внимания к деятельности галерей средств массовой информации, освещающих вопросы современного искусства и проблемы художественного рынка;
• увеличение числа лиц, заинтересованных в приобретении произведений современного искусства, что находит отражение в объеме продаж;
• расширение круга лиц – меценатов и спонсоров, готовых помогать развитию галерейного дела или бескорыстно, или вкладывая деньги с целью получения прибыли;
• увеличение числа и масштабности арт-ярмарок, арт-форумов, фестивалей современного искусства.
Тема 6