Часть 1 искусство первобытной эпохи



Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от по­явления Ното 8ар1еп8 и до возник­новения классовых обществ. Перво­бытное искусство охватывает многие тысячелетия: несколько периодов позд­него, или верхнего, палеолита (древ­него каменного века, 35—10 тыс. лет до н.э.), мезолита (среднего камен­ного века, ок. 10—5 тыс. лет до н.э.), неолита (нового каменного века, ок. 5 — 3 тыс. лет до н.э.), эпоху бронзы (3 — 2 тыс. лет до н.э.) и эпоху железа (1 тыс. лет до н.э.). Периоды палеолита названы по местам археологических на­ходок. Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени.

Термин «первобытное искусство» никак не означает упрощенное, не­высокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения, созданные на заре человечества, вызывают изум­ление и восхищение. В этот период воз­никли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, де­коративно-прикладное искусство, ар­хитектура. Четко выявились и два ос­новных подхода к изображению: ре­ализм, следование натуре и услов­ность, та или иная трансформация натуры ради достижения определен­ных целей.

О существовании первобытного ис­кусства узнали совсем недавно, во вто­рой половине XIX в., когда стали на­ходить небольшие скульптуры, отдель­ные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники (произведе­ния) первобытного искусства были об­наружены в самых разных местах зем­ного шара, ибо уже к концу палеолита вся суша на более или менее пригод­ных для жизни участках была заселена людьми.

Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений, пригодных в пищу, и охота на круп­ного зверя — бизона, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медве­дя, дикую лошадь, оленя, кабана. В кон­це палеолита человек уже мог изготав­ливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шить одежду с по­мощью костяных игл.

Совершенствование материальной культуры было последовательным и постепенным. В этом отношении чело­век верхнего палеолита с точки зре­ния современности находился, конеч­но, на примитивной стадии развития, а развитие искусства происходило ина­че — первобытные люди создавали произведения, которые сегодня счи­тают великими творениями! Почему же искусство появилось так рано и в та­кой зрелой форме? Каким был путь его начального развития?

То, что мы теперь называем перво­бытным искусством, зарождалось как часть единой жизнедеятельности че­ловека, в которой нерасторжимо со­единялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство носило синкретический характер — искусство, мифология и религия бы­ли неотделимы одно от другого. Ху­дожников в современном понимании, т.е. людей, занимающихся искусством как профессией, конечно, не было. Изображения создавали те же охотни­ки, хотя, вероятно, это делали наи­более способные к художественному творчеству.

Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе к зверю, отразившем зависимость чело­века от окружающего мира, от сил природы. Безусловно, образ человека тоже занимал в нем определенное ме­сто, а в последние периоды приобрел во многих случаях и ведущее положе­ние. Однако в первобытном искусстве в целом изображению человека при­дается не столь важное значение по сравнению с искусством последующих эпох, где человек будет играть цент­ральную роль, а все остальное станет только фоном, на котором разверты­вается его деятельность.

В те далекие времена зародились разные виды искусства, но лишь неко­торые произведения изобразитель­ного творчества смогли сохраниться в течение многих тысячелетий и дой­ти до нас.

Первобытное изобразительное ис­кусство включает: барельефные, кон­турные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах; каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравирован­ными и живописными изображения­ми; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декорированные сосуды, ук­рашения и многое другое.

Первоначально появились знаковые изображения, например отпечатки ла­доней и «макароны» — разнообразные переплетенные линии, проведенные

пальцами по сырой глине или остры­ми резцами по камню. Возможно, че­ловек видел в «следах», оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтей животного и хотел своими «сле­дами» символически утвердить свою способность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наносить и в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения жи­вотных. С развитием охоты стали из­ображать фигуры животных и человека. В неолите с появлением земледелия наскальное искусство постепенно со­шло на нет, так как стало развиваться рисуночное письмо. Процветало и ор­наментальное искусство, которое име­ло ритуально-магическое значение и все более использовалось для украше­ния предметов. В эпоху бронзы созда­вались изображения, напоминающие карты, на которых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.

В наскальной живописи можно вы­делить пять основных мотивов: чело­веческие фигуры, животные, орудия труда и оружие, изображения местно­сти, символы и идеограммы — повто­ряющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, точки и др.). Эти изображения не только наносились красками, но и вырезались. Необходи­мо отметить еще ряд особенностей: редко встречаются изображения с вы­раженными индивидуальными черта­ми, практически отсутствуют расте­ния, цветы, плоды и пейзажи. У ран­них охотников существуют рисунки излюбленных пар животных: бизон — лошадь в Европе, слон — жираф в Африке. Иногда на открытых скалах или в священных пещерах происходило наложение изображений разных эпох. В некоторых местах древние рисунки до сих пор почитаются и «подновля­ются».


ИСКУССТВО ЭПОХИ палеолитаПАЛЕОЛИТА

ПАЛЕОЛИТА

Удивительное открытие было сде­лано в 1879 г. на севере Испании в пе­щере Альтамира, вход в которую ра­нее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений жи­вотных.

Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знаменитый из них — Зал животных. Изображения живых и мертвых бизонов, быков, оле­ней, диких лошадей и кабанов покры­вают стены и потолок. В большинстве случаев фигуры животных размером до 2,2 м разрисованы охрой, древесным углем на голых стенах и сводах, а час­тично выгравированы. Коричневые и черные цвета содержат многообразные оттенки, кроме этого, древние худож­ники искусно использовали естествен­ные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало светоте­невую моделировку формы. Исключи­тельно точно переданы движения жи­вотных, фактура их шерсти. К сожале­нию, многие изображения потемнели от времени.

 

На одном из рисунков на потолке Альтамирской пещеры запечатлена мощная фигура бизона. Рисунок, ко­торому около 20 тыс. лет, не только контурный, но и объемный. Он выпол­нен смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами крас­ки. Бизон полон жизни, чувствуется трепет его напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощу­щается готовность зверя ринуться впе­ред, наклонив голову и выставив рога. Нет, это нельзя назвать примитивной живописью. Такому «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать и со­временный художник-анималист.

Наряду с нарисованными и выгра­вированными в скале фигурами зве­рей встречаются в Альтамире и весьма схематичные рисунки, отдаленно на­поминающие человеческие тела.

Росписи настолько поразили уче­ных, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобыт­ный человек. Однако открытия пещер

с росписями в разных странах стали следовать одно за другим, и все сомне­ния отпали. Обычно изображения на­ходили в сырой и темной глубине пе­щер, куда попасть трудно — надо про­бираться по узким коридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже проплывать через подземные реки и озера. В настоящее время только во Франции обнаружено около ста таких пещер, наиболее известная из которых Ласко.

На территории нашей страны осо­бенно знаменита Каповая пещера на Южном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисун­ков животных, выполненных красной краской, к сожалению, некоторые из них плохо сохранились.

Росписи и рельефы покрывали де­сятки, сотни метров или даже несколь­ко километров стен и сводов. Размеры изображений животных колеблются от 10 см до нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаются изобра­жения мамонтов, лошадей, носорогов от 44 см до 1,12 м; на потолке Альтами-ры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласко есть изобра­жения 4—6-метровых быков.

Места, где найдены изображения, были святилищами, в которых совер­шались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных об­щин. Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к ритуалам. Первобыт­ный охотник верил, что, рисуя живот­ных, он как бы подчиняет их себе, а изображенное им вонзившееся копье убивает зверя. Перед изображениями совершались сложные ритуальные дей­ствия, в которых соединялись элемен­ты танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы. При этом люди определенным образом раскрашивали тела, надевали маски, шкуры. Все эти обряды помимо магических опосредо­ванно выполняли и другие функции: благодаря им развивалось мышление человека, закреплялись и передавались новым поколениям знания, умения и навыки, в том числе навыки общения, происходили эмоциональная разрядка и тренировка, удовлетворялись эсте­тические потребности.

Рисунки эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и понима­нием поведения животных. Знание по­вадок животных для первобытных охот­ников являлось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели бла­гополучие и само существование рода. Поэтому проникновение в жизнь зве­рей, мысленное слияние с ними было существенной чертой психологии че­ловека каменного века. В магических обрядах, этих своего рода первых «те­атральных действах», зверь наделялся чертами человека и наоборот.

Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их го­ловы обращены назад, словно их пре­следуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, свя­занных с обрядами, определенное со­стояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопыт­ство, спокойствие, умиротворение. Рисунок исполнялся не одной крас­кой, а несколькими, он приобрел объ­емность, чему способствовали перехо­ды тона.

Нередко сходство с обликом того или иного зверя человек видел в вы­ступе стены, в сталактите, обломке камня или рога и создавал изображе­ние на этой основе.

Рисуя того или иного зверя на сте­нах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было на­рисовано множество животных: важ­но было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершат

ритуальный обряд. Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество за­клинаемых зверей.

Встречались сюжеты с ранеными или убитыми на охоте животными. На­пример, в пещере Ласко рядом с би­зоном, пронзенным копьем, нарисо­ван охотник, вероятно, убитый этим разъяренным, смертельно раненным животным. Человек в отличие от зве­рей нарисован крайне схематично. Лицо изображено с длинным птичьим клювом, возможно, это маска охотни­ка. Рядом с человеком лежит копье -металка, украшенная фигуркой птицы.

Магические обряды первобытного человека были направлены не только на победу над зверем, но и на размно­жение животных. Вероятно, поэтому нередко рисовали зверей, ожидающих потомство.

Особую группу составляют изобра­жения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со зве­риными — оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц. Возможно, что чудовища — это люди, переодетые зве­рями, или придуманные символы.

Сам человек представлен в палео­литическом искусстве крайне неболь­шим по сравнению с животными ко­личеством изображений. В основном это женские скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), получившие название «палеолитические Венеры». Они были обнаружены в различных местах — от Средиземного моря до Байкала. Боль­шинство статуэток решены обобщен­но, руки у них едва намечены, черт лица нет совсем, зато подчеркнуто увеличены те части тела, которые име­ют отношение к вынашиванию, рож­дению и вскармливанию ребенка. Та­кая трактовка женских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, росте и процветании первобыт­ной общины. Эти статуэтки обычно находили заботливо укрытыми в осо­бых ямах-кладовых.

Однако изображение женщины в то время не ограничивалось только таки­ми утрированными образами. Среди обнаруженных женских статуэток при­сутствуют и стройные фигурки. У не­которых из них есть глаза, рот, воло­сы и даже одеяние, напоминающее комбинезон с меховым капюшоном на голове. Особую известность приобрела «Венера в меховом комбинезоне», най­денная вблизи старинного русского села Буреть на берегу Ангары.

Большинство палеолитических изоб­ражений были предназначены для ма­гических целей, однако это не озна­чает, что они не являлись истинными произведениями искусства. Мастерство исполнения, пластика образа, способ­ность отбирать и обобщать характер­ные признаки зверя, передавать дви­жение — все это позволяет говорить о художественном творчестве в эпоху позднего палеолита. Помимо заботы о добывании пищи и продолжении рода человеком уже в то далекое время вла­дело чувство красоты, которое он стре­мился внести в свой быт, в свою по­вседневную жизнь. Орудия труда и во­оружение, различная утварь украша­лись всевозможными изображениями и орнаментом, причем характер изоб­ражения искусно сочетался с формой. Например, копьеметалки обычно за­канчивались фигуркой или головкой животного. В виде животных стали воп­лощать стихии природы, небо и зем­лю. Солнце и небо чаще всего олице­творяли птицы, воду и подземный мир связывали со змеей. Узоры орнамента также были условным выражением представлений человека о мире.

Важное место в жизни первобыт­ных людей занимали обственно ук­рашения: головные обручи, ожерелья, богато орнаментированные браслеты,

различные подвески. Для украшения в основном использовали кости и зубы животных, блестящие морские рако­вины.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

Принципиально изменилось изоб­разительное творчество в мезолитичес­кую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кав­казе, в Средней Азии, Африке. В отли­чие от палеолита теперь часто изобра­жается человек и его действия. Роспи­си представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных дей­ствий, охоты и вооруженных столкно­вений, загона скота, вызывания дож­дя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавались сплошным си­луэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая 75 см. Некоторые композиции имели значительные размеры. Например, «Большой фриз» в Испании включает около ста рисунков людей и десятки рисунков животных.

Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иног­да почти сводятся к знаку. Это дает возможность усиливать динамику,ритм. Легкие, удлиненные лучники стреляют в бегущих оленей, стреми­тельно несутся навстречу друг другу сражающиеся воины. Своеобразно сти­лизованы человеческие фигуры в кав­казских петроглифах (изображениях, выбитых или выгравированных на кам­не): люди в лодках обозначены просто черточками.

В таком изменении характера изоб­ражения, в утрате того первозданного реализма, который присущ росписям Альтамиры и Ласко, проявился все­общий закон развития: нечто важное приобретается, зато нечто и утрачива­ется. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Воз­можно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение как в «двойника» человека или живот­ного и на первый план выдвинулась необходимость обозначения, сообще­ния, рассказа о событии. В этом берет истоки пиктография — рисуночное письмо.

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Последний, неолитический этап каменного века характеризуется посте­пенным переходом от охоты и собира­тельства к скотоводству и земледелию. Человек научился обжигать глину, т. е. впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керами­ческих изделий имело такое важное значение и было так широко распро­странено в неолите, что его еще иног- прошлыми эпохами. В северных райо­нах они даже в эпоху неолита обнару­живают многие черты, свойственные произведениям мезолита и палеолита. Например, петроглифы Сибири про­должают именно палеолитическую тра­дицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполне­ны они реалистически, с точной пе­редачей характерных особенностей. Изображения человека встречаются редко, и они схематичны. Многофи­гурных сцен почти нет.

В Сибири и на Урале найдены про­изведения мелкой пластики, имевшие, вероятно, культовый характер, — фи­гурки медведя, рукоятки в виде голо­вы лося, различные амулеты. Уникаль­ным памятником является ковш в фор­ме водоплавающей птицы, сделанный из дерева. Он смог сохраниться только благодаря тому, что находился в тор­фянике.

Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого моря и Онежского озера преобладают сложные компози­ции повествовательного характера. Это сцены охоты на лосей, оленей, круп­ную рыбу, изображения лодок с греб­цами, охотников на лыжах. Рисунки в отличие от сибирских схематизиро­ваны, но зато они разнообразны, име­ют множество интересных подробно­стей.

Памятники наскального искусства неолита и более позднего времени встречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Ан­глии и Германии, Африке и Австра­лии. Изображения исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисун­ков, помимо фигур людей и живот­ных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различ­ных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и дру­гих лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человека сложной мифологии и раз­нообразных культов природных стихий.

Особой известностью во всем мире, во многом благодаря сотням цветных копий, сделанных с рисунков, и фото­съемкам, пользуются росписи горно­го района Сахары Тассилин-Аджера. Этот район признан самым большим «музеем» доисторического искусства, хотя до сих пор обследованы лишь не­которые его участки. Рисунки были вы­полнены многими поколениями охот­ничьих и скотоводческих племен, насе­лявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей землей с бо­гатым животным миром.

В изображениях этого периода на­ряду с несколькими примитивными, но жизнеподобными фигурками жи­вотных много необычного: насекомо­образные человеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих скафандры, и в шлемах с антеннами; фигура в мас­ке, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контуру которой как бы вырастают белые стилизованные цветы; «Рогатая богиня» — огромное изображение жрицы или богини земле­делия. Антенны и шлемы скафандров обычно объясняют как схематизацию корзин и масок, но многие образы остаются до сих пор загадочными. На­пример, огромная фигура «Великого бога» с воздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки.

Между 4-м и 3-м тыс. до н. э. в Тас-силин-Аджере обосновываются ското­водческие племена. В росписях пастухов представлены разнообразные живые сценки из повседневной жизни, боль­шие стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Во всем первобыт­ном искусстве эти росписи выделяют­ся удивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В по­следующие периоды, когда в быт лю­дей входит сначала лошадь, а потом верблюд, росписи постепенно схема­тизируются до сухого геометрическо­го знака.

В Африке наскальное искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у племен, сохранивших черты первобытности. Таковы росписи бушменов, живущих на юге континента: изображения, со­зданные там во 2-м тыс. до н.э. и во 2-м тыс. н.э. обладают значительным сходством.

В Европе наскальные росписи в но­вом каменном веке практически исче­зают. Здесь широкое развитие получи­ло изготовление и украшение глиня­ной посуды, а также мелкая пластика.

Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов по­крывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, налепами, насечками, ямка­ми, углубленными линиями и штри­хами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стили­зованных фигурок животных и чело­века. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: мно­гие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. К примеру, сва­стика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта. В создании орна­мента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясно­сти и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство.

Среди мелкой пластики по-прежне­му встречаются статуэтки женщин, связанные с культом плодородия. По сравнению с «палеолитическими Ве­нерами» они весьма условны, а неред­ко и схематичны. В то же время во мно­гих фигурках неолита очевидно созна­тельное стремление к красоте.

ИСКУССТВО ЭПОХИ БРОНЗЫ

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств че­ловека — монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило деко­ративно-прикладное искусство. Само­стоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже — ткацкое.

Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились полу­чать бронзу (сплав меди с оловом) — и наступила эра господства металла.

Использование металла определи­ло следующий этап в развитии чело­вечества. Добыча и обработка металла

требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земле­делия. Усилилась роль военных столк­новений за овладение скотом, пашня­ми, металлом. Зародилась частная соб­ственность, увеличилось имуществен­ное неравенство. Завершился переход к патриархату.

Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смо­трели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гроб­ницей воздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причер­номорье, над курганами устанавлива­ли антропоморфные стелы (так назы­ваемые каменные бабы), которые слу­жили надмогильными памятниками.

Из бронзы стали изготовлять бое­вые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освое­ны все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узо­рами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевоз­можных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный ма­гический, символический смысл. Фигу­ры зверей трактовались по-разному — в зависимости от назначения и харак­тера изображения. В кургане близ Май­копа найдены отлитые из золота и се­ребра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддержива­ющих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом сти­ле. Когда же фигурки животных служи­ли украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравиро­ванные рисунки на кавказских брон­зовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Напри­мер, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаменталь­ную вязь, но при ближайшем рассмот­рении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Основным источником культурных и художественных ценностей той эпо­хи стали курганы, где сохранилось ог­ромное количество разнообразных ве­щей для загробной жизни.

Кроме курганов типичными со­оружениями эпохи бронзы считают ся мегалитические (мегалит от гр. тё-§ак — большой и 1Шю& — камень) по­стройки, тесно связанные с религиоз­но-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольме­ны и кромлехи.

Менгиры (от бретонского теп — ка­мень и Ыг — длинный) — это верти­кально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рель­ефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументаль­ная скульптура. Менгиры, как и дру­гие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на воз­вышениях, иногда они тянулись парал­лельными рядами на 2 — 3 км (Фран­ция), порой были центром поселений. Возможно, менгиры являлись объек­том поклонения как символы плодо­родия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.

Дольмены (от бретонского 1о1 — стол и теп — камень) — сооружения из крупных каменных плит, стоящих вер­тикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми. На внутреннюю поверхность плиты иног­да наносились символические знаки. Порой к дольмену вел коридор из на­клонных плит или небольших менги­ров. Дольмены были местом захороне­ния членов рода. Дольмены распро­странены в отдельных районах Европы, Азии, Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи (от бретонского сгот — круг и 1есп — камень) — самые значи­тельные сооружения древности, пред­ставляют собой расположенные по кру­гу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные стол­бы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбы пере крывались горизонтальными каменны­ми плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного кам­ня. Это первые известные нам культо­вые сооружения. В то же время кром­лехи, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Кромлехи известны в Европе, Азии, Америке. В Англии обна­ружено около 600 древнейших камен­ных сооружений, назначение которых до сих пор остается тайной.

Одним из самых знаменитых анг­лийских кромлехов является Стон-хендж — мегалитическая постройка тех далеких времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо. Стро­ители могли пользоваться только са­мыми примитивными инструмента­ми — деревянными катками и верев­ками. Для своей эпохи Стонхендж представлял немыслимо сложное тех­ническое сооружение, потому что был построен из камней, весящих много тонн. Примерно в 1800 г. до н.э. Стон­хендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: величественное каменное кольцо, образованное огромными глы­бами серого песчаника, перекрытыми каменными плитами. Внутри этого кольца находилось сооружение подко-

вообразной формы, составленное из глыб большего размера, так называе­мых трилитов: два больших камня ста­вились вертикально, а сверху укреп­лялся третий в качестве перекладины. На верхней части больших камней де­лали выступы, а в перекладинах — со­ответствующие углубления.

На протяжении столетий о Стон-хендже слагались сказки и легенды. Может, это был храм древних римлян или друидов — жрецов у древних кель­тов, обожествлявших явления приро­ды? А что если это был огромный ка­лендарь или астрономическая модель? В последнее время высказывается пред­положение, что этот памятник — пер­вая вычислительная машина. За время своего существования Стонхендж мог служить различным целям: религиоз­ным, магическим, научным, полити­ческим. О божествах, в честь которых он был воздвигнут, и о свершавшихся там ритуалах нам остается только га­дать. Но загадочные каменные гиган­ты и сегодня приковывают к себе вос­хищенные взоры. Это поистине вели­чественный памятник культуры, воз­веденный титаническими усилиями первобытных людей.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА

Последнее тысячелетие до нашей эры — завершающий этап существо­вания первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добы­вать значительно более прочный ма­териал — железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частично бронзовые.

В этот период, для которого харак­терны жесткие грабительские войны, еще более усилилась роль военных предводителей и племенной аристо­кратии. Дальнейшее имущественное расслоение привело к появлению пат­риархального рабства.

В Западной Европе последний этап истории первобытного общества пред­ставлен культурой кельтов,оседлых земледельческих племен, селившихся по берегам рек. В ее развитии выделя­ют два периода — галылтатский и ла-тенский (названы по местам первых находок в Австрии и Швейцарии).

Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась чет­костью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изображениями зверей и людей. Боль­шая, а иногда и главенствующая роль человека в изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззре­нии людей эпохи железа. Художники стремились показать все стороны жиз­ни человека: на стенках ситул (метал­лических ведер) гравировались сцены пирон, празднеств с игрой на музы­кальных инструментах, кулачных боев, битн, охоты, религиозных процессий, жертвоприношений.

Кельты были искусными литейщи­ками, ювелирами. Они создавали ве­ликолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь и разнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов, находящихся в мо­гиле около урны с прахом, были ми­ниатюрные культовые повозки. Иног­да к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с по-густоронним миром.

В I -м тыс. до н. э. значительную роль сыграла скифская культура.В широком понимании — это культура многочис­ленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и н Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные герритории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадле­жали к европейскому типу, а их язык — к иранской группе индоевропейской ;емьи языков. Возможно, скифами пер-юначально именовали себя лишь не-жолько племен или даже одно племя, <оторое в первые века 1-го тыс. до н.э. «торглось с востока в Причерноморье \ подчинило себе близкородственное :му коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали [алекис походы — в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, (отораи считалась непобедимой. Ски-|>ы не были завоевателями, они не ншимали городов, а расселялись н степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н. э. царь Атей объеди­нил скифов. Эпоха Атея — период подъ­ема могущества этого народа. В его цар­ствование в Приднепровье возник го­род, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, куз­нецы, ювелиры и косторезы. Они добы­вали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раско­паны самые знаменитые курганы — Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н. э.

Курганы являются главным источ­ником наших знаний о жизни и куль­туре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оста­вивший много сведений о жизни ски­фов, подробно описал обряд погребе­ния царей. Тело бальзамировали, по­крывали воском и укладывали на колес­ницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесни­ца прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосу­дами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней вла­стителя, его конюха, повара, налож­ницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу — так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную ко­лесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снопа насыпали зем­лю. В результате высота Чертомлык-ского и Алексапдропольского курганов достигла 20 м. Большое значение для скифов При­черноморья имели связи с располо­женными на побережье греческими городами-государствами, которые на­ходились на иной, более высокой ста­дии развития. Скифы продавали гре­кам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелир­ные изделия.

Свои поселения скифы строили обычно на возвышенностях, по бере­гам рек и укрепляли их рвами и вала­ми. Скифы-кочевники жили в кибит­ках. По словам Геродота, особым почи­танием у них пользовались семь богов, первое место среди которых принад­лежало Табити — богине огня. Кроме нее наиболее известен бог, воплощен­ный в древнем железном мече. Для поклонения ему сооружался из хворо­ста гигантский алтарь, а водруженно­му на его вершине мечу приносили в жертву домашних животных и каждо­го сотого пленника. ВIII в. до н. э. у ски­фов Причерноморья возникло государ­ство с центром в Неаполе Скифском (в районе Симферополя). Оно распа­лось во II в. до н. э. под натиском сар­матов.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере деко­ративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, ору­жия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили укра­шениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифоло­гические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью са­мобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В от­личие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображе­ниям хищников — кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конеч­но, изображались и олени, козлы, ба-

раны, кабаны, рыбы. Большое внима ние в скифском искусстве уделялось I образам фантастических животных например грифонам — зверям с тел о л льва, головой и крыльями орла. Звср1 обычно представлены в канонически; позах, выражающих напряженное со стояние или борьбу.

Кроме целых фигурок мастера не редко делали только головы, клювы, ко пыта, лапы тех или иных зверей и птиц Закреплено было и расположение мно­гих изображений на определенных ме­стах: так, на псалиях (деталь уздечки часто встречаются лошадиные копыт; или птичьи лапы, на рукоятках кин­жалов — головы или клювы птиц, рыС гравировали только на конских налоб­никах или небольших бляшках. Обла­дателю вещей стремились придать ка­чества, присущие изображенным жи­вотным, а также защитить его.

В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декора­тивностью, стилизацией. В начале раз­вития скифской культуры (VII —VI вв. до н.э.) изображение животного чаще всего было обобщенным, но близким к натуре. Такова, например, отличая из золота пантера, найденная в Келермесском кургане на Кубани. Фигурка зверя, служившая украшением щита, дана в очень выразительной, напря­женной, воинственной позе. Достовер­ность облика пантеры не снижается из-за того, что на ее хвосте и лапках, что­бы усилить магические свойства изо­бражения, помещены свернувшиеся хищники.

Со временем в скифском искусстве нарастают декоративность, узорча­тость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальном мотиве. Но при этом всегда сохраня­ются высокое композиционное мастер­ство, выразительность.

Уникальные произведения были найдены в шести курганах и долине

Пазырык на Алтае. Эти курганы были разграблены, но не полностью. Благо­даря вечной мерзлоте, образовавшей­ся в могильниках, в них сохранились такие предметы, которые в обычных условиях сгнивают, разрушаются. Здесь был обнаружен огромный деревянный сруб, где стоял саркофаг, вырублен­ный из вековой лиственницы, с вы­сохшими трупами вождя и его налож­ницы. Тело вождя покрывала велико­лепная татуировка. Сруб изнутри был обит войлочным ковром, который яв­ляется самым древним из дошедших до нас. Были найдены разнообразная одежда, изготовленная из полотна, войлока, меха и кожи, музыкальные инструменты (тамбурин, арфа) и мно­гое другое.

Интересными находками оказались погребения боевых коней прекрасной породы, напоминающей ахалтекин­скую, с полным набором снаряжения и конскими ритуальными масками, и высокая (около 3 м) разборная колес­ница. Она была сделана из деревянных жердей без единого гвоздя, ее части связывались ремнями.

В курганах обнаружено не так мно­го художественных изделий, но найден­ное поражает необычайным разнооб­разием. Такого богатства декоративных форм и материалов археологи нигде в скифских курганах не встречали. Здесь находились: деревянная скульптура все­возможных видов; объемные и силу­этные фигурки, выполненные из вой­лока, кожи, сафьяна, бересты и меха; золотые изделия сочетались с цветной пастой, бирюзой или эмалью; в глаза золотых животных были вставлены са­моцветы.

Алтайский вариант звериного сти­ля отличается фантастичностью и по­вышенной декоративностыо: художни­ки стремились представить не обык­новенных зверей, а существ. Здесь можно увидеть грифона, держа­щего в клюве голову оленя, рогатого волка, горного козла с клювом, каба­на с когтистыми лапами, крылатого тигра с птичьей головой и рогами ан­тилопы. Мотивы борьбы зверей были отражением военных столкновений племен.

Вопросы и задания

1.Назовите основные черты первобыт­ного искусства.

2.Когда было открыто первобытное ис­кусство?

3.В какие исторические периоды пер­вобытное искусство развивалось наиболее интенсивно?

4.Как вы думаете, почему изображение человека не было главным в эпоху палео­лита?

5.Какие женские изображения были распространены в эпоху палеолита?

6.Как изображали зверей в первобыт­ном искусстве?

7.Расскажите об особенностях пещер­ной живописи.

8.Какие формы изобразительного твор­чества характерны для эпохи палеолита?

9. Расскажите о сюжетах наскальной живописи и первобытных рельефов?

10.Назовите основные типы мегалити­ческих сооружений и охарактеризуйте их.

11.Расскажите об архитектурных дос­тоинствах Стоунхенджа.

12.Расскажите о художественном твор­честве древних кельтов.

13.Какие художественные изделия на­ходили в скифских курганах?

14.В чем состоят особенности зверино­го стиля?




Наши рекомендации