Усвоение служебных слов для выражения синтаксических связей.
Грамматические процессы. Ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, но часто на месте одних приставок употребляются другие (искрасил, растемнело). III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).
При употреблении существительных дети начинают использовать падежные окончания множественного числа: -ов, -ами, -ах. Отмечается влияние окончания -ов на другие виды склонения: чашков, яблоков, карандашов. Фиксируется появление суффиксов увеличительности, принадлежности. В глаголах используются приставки, иногда неверно: скрали вместо украли. В речевых высказываниях детей постепенно устанавливается согласование прилагательных с существительными. При употреблении притяжательных местоимений возможно смешение рода.
Синтаксис. В речи детей появляются сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, если и др., а также предлоги через, для.
Лексика. В период от двух до трех лет у ребенка резко увеличивается словарный запас, который доходит до 1000 слов и более. Слоговая структура становится стабильной, появляются новые группы звуков. Заметно развивается и коммуникативная функция речи. Ребенок часто обращается к окружающим с многочисленными вопросами, что свидетельствует о развитии познавательной деятельности. Речь в этот период становится одним из средств познания окружающего мира. Развивается самокоммуникация, возникает эгоцентрическая речь — одна из предпосылок формирования внутренней речи: ребенок начинает сопровождать свою деятельность речью, но в данный период она является только ситуативной. Регулирующая речевая функция продолжает укрепляться.
Понимание речи. Понимание речи переходит на качественно иной уровень (ребенок легко понимает смысл небольшого текста), начинает активно развиваться фонематический слух.
Фонетика. В условиях нормального развития к концу третьего года жизни детей закрепляется произношение звуков [ч], [ш], [ж], [щ], [ц], заканчивается усвоение стечения согласных. Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
По данным С.Н. Цейтлин [Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000] первыми в речи малыша появляются глаголы, обозначающие конкретное наблюдаемое ребенком действие. Они употребляются в формах настоящего времени.
В работах С.Л. Рубинштейн [48] это получило название ситуативности речи ребенка на начальных ее этапах - ребенок говорит о том, что происходит здесь и сейчас.
Исследования В.В. Гербовой [Гербова В.В. Дошкольное воспитание. – № 10. – 1969.] показали, что дети 2-3 лет используют глаголы чаще, чем другие части речи. У детей до 2,5 лет они составили 37% от числа всех слов, у детей второго полугодия третьего года - 28,5%. Наиболее распространены глаголы, отражающие взаимоотношение ребенка с окружающими - 25,1%. На втором месте - глаголы, связанные с событиями, доставившими ребенку радость - 10,1%, либо огорчение - 4,1%. Далее идут глаголы, связанные с процессом одевания -- 8,7% и глаголы, связанные с удовлетворением потребности в сне 2,2% и в еде - 2,8%.
По мере развития речи ребенка, его лексика не только обогащается но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова, как бы группируются в семантических полях.
А.И. Лаврентьева, наблюдая лексико-семантические системы у детей от 1г.4мес. до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
1 Этап. Словарь представляет собой набор отдельных слов (от 20 до50), набор лексем является неупорядоченным.
2 Этап. Словарный запас начинает быстро увеличиваться. Это
ситуационный этап.
3 Этап. Ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов
ситуации и объединяет лексемы в тематические группы, что вызывает
развитие лексической антонимии.
4 Этап. Возникают синонимии, системная организация словаря ребенка
приближается по своему строению к лексико-семантической системе
взрослых.
Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки, каждый год характеризуется новыми приобретениями. Развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию, но у одних рост словаря совершается равномерно, а у других -скачкообразно. У большинства детей в определенные периоды жизни, связанные со значительной активизацией основных движений (ползанье, ходьба), может наблюдаться приостановка, и даже задержка развития речи, вследствие возникновения конкурентных отношений между разными видами деятельности, разными анализаторными системами [Г.М. Лямина].
По данным Г.М. Ляминой [Ляминой Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. – М., 1982] речевой слух ребенка достаточно совершенен уже в раннем возрасте, к полутора годам дети правильно воспроизводят число слогов в двухсложных словах, а к двум - в 75% случаев в слове из трех слогов все три слога. Дети легко воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску. К концу второго года дети усваивают сходно произносимые звуки группами, а на третьем году, слыша образец, пытаются исправить свое произношение. Дети неплохо различают сходнозвучащие слова: «шар -- шарф - шкаф», могут уловить ошибочное произнесение звука, который сами еще не произносят правильно. Но говорить о полном совершенстве речи еще рано, так как в жизни ребенок слышит преимущественно фразы, связную речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова.
К году активный словарь ребенка составляет 10-12 слов, к двум годам -200-300, а к трем годам 1200-1500 слов, большой словарный запас до 4000-4500 слов, приобретается детьми к концу дошкольного возраста [Г.М. Лямина].
По данным А.Н. Гвоздева [31], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, по 0,9% предлогов, междометий и частиц.
Показателем уровня сформированности грамматического строя речи считается употребление сложных грамматических форм. В 2 года 3 месяца -3 года дети усваивают служебные слова и сложные бессоюзные предложения, которые постепенно становятся союзными. Однако, многие появившиеся высказывания, остаются недостаточно освоенными не только на четвертом, но и на пятом году жизни.
На пятом году сохраняется и совершенствуется восприимчивость к освоению всех сторон родного языка.
Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, то уже в 4-6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики, хотя пока они говорят в основном о цвете и размере объектов. Но третья часть даваемых ими определений носит развернутый характер, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения. Меняется морфологический состав высказываний, за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.
Громова О.Е.